Положение о предварительной оплате: нужно ли утверждать ежегодно?
Принципы осуществления предварительной оплаты
Прежде всего кратко напомним основные общие принципы осуществления предварительной оплаты бюджетными учреждениями. И для этого прежде всего обратимся к нормам ч. 1 ст. 49 БКУ*.
* Бюджетный кодекс Украины от 08.07.2010 № 2456-VI.
ВАЖНО!
Распорядитель бюджетных средств принимает решение об оплате товаров, работ и услуг после их фактического получения
При этом в соответствии с ч. 2 ст. 49 БКУ Казначейство осуществляет платежи по поручениям распорядителей бюджетных средств при наличии:
1) соответствующего бюджетного обязательства для платежа в бухгалтерском учете выполнения бюджета;
2) утвержденного в установленном порядке паспорта бюджетной программы;
3) соответствующих бюджетных ассигнований у распорядителей бюджетных средств.
Но из вышеупомянутого правила есть исключения, предусмотренные законодательством. В частности, распорядители и получатели бюджетных средств могут платить за товары, работы и услуги после их получения, если иное не предусмотрено нормативно-правовыми актами КМУ, принятыми на основании и во исполнение БКУ и других законов Украины. Таким нормативно-правовым актом на сегодняшний день является постановление № 1070*.
Сроки проведения предварительной оплаты в основном зависят от того, к какой именно категории расходов относится закупка товаров, работ или услуг - текущих или капитальных.
Так, распорядители (получатели) бюджетных средств в соответствии с п. 1 постановления № 1070 в договорах о закупке товаров, работ и услуг за бюджетные средства могут предусматривать предварительную оплату. Сроки, на которые распорядители (получатели) имеют право осуществлять предварительную оплату за товары, работы и услуги, приведены в таблице ниже.
Перечень товаров, работ и услуг и сроки осуществления предварительной оплаты
Перечень товаров, работ и услуг | Срок предварительной оплаты |
Товары, работы и услуги по текущим расходам | не более трех месяцев |
Товары, работы и услуги по капитальным рас ходам и государственным контрактам (договорам) | не более 12 месяцев |
Периодические издания | |
Товары, работы и услуги, которые закупаются по внешнеэкономическим контрактам (договорам), заключенным во исполнение международных обязательств | не более 24 месяцев |
Товары, работы и услуги, которые закупаются для обеспечения национальной безопасности и обороны государства | |
Товары, работы и услуги, которые закупаются для обеспечения участия Украины в международных, национальных и всемирных выставочных мероприятиях |
Эти правила не касаются зарубежных дипломатических учреждений, для которых условия осуществления предварительной оплаты определяются отдельно МИД Украины.
Обязательность утверждения положения о предварительной оплате
Размер и срок предварительной оплаты в пределах вышеупомянутых сроков, количество платежей по предварительной оплате в пределах срока, а также положение об осуществлении в текущем бюджетном периоде предварительной оплаты тех товаров, работ и услуг, которые согласно договорам о закупке предполагается поставить, выполнить и предоставить в течение текущего или следующего бюджетного периода, определяют главные распорядители бюджетных средств. Об этом четко определено в п. 1 постановления № 1070.
Именно в связи с этим возникает вопрос: каким образом главный распорядитель средств должен установить такие условия? Постановление № 1070 ответа на этот вопрос не дает.
Однако на этот и другие вопросы ответил Минфин в письме от 10.03.2020 № 04320-07-2/7631 (ср. USER_SHOW_ID).
Исходя из разъяснений, предоставленных Минфином, понимаем, что на законодательном уровне нет требования об обязательности разработки именно Положения о предварительной оплате товаров, работ и услуг. Впрочем, нет и запрета на его разработку и утверждение.
А значит, главный распорядитель бюджетных средств самостоятельно решает, в каком именно документе он определит:
- конкретный перечень товаров, работ и услуг, при закупке которых можно осуществлять предварительную оплату, учитывая особенности выполнения бюджетных программ;
- размер предварительной оплаты (от 1 до 100 %);
- срок предварительной оплаты;
- количество платежей по предварительной оплате;
- обязательность поставки товара, выполнения работ и предоставления услуг в том бюджетном периоде, в котором осуществлена предварительная оплата, или в следующем.
Если в вашем случае главный распорядитель бюджетных средств утвердил именно Положение о предварительной оплате товаров, работ и услуг, то это вполне возможный вариант.
Что касается ежегодного утверждения такого Положения, то считаем, что если никаких изменений в условиях проведения предварительной оплаты не произошло, то и необходимости его переутверждения нет. Конечно, если самим Положением или распорядительным документом, которым оно утверждено, не предусмотрено иное.