Приобретение б/у мусоровоза: возможно ли?
Средства, безвозмездно и безвозвратно передаваемые из одного бюджета в другой, являются межбюджетными трансфертами.
Одним из видов межбюджетных трансфертов является субвенция. Она используется для достижения цели, определенной органом, принявшим решение о предоставлении субвенции (п. 48 ч. 1 ст. 2 БКУ).
Порядок и условия предоставления субвенций из государственного бюджета местным бюджетам определяет Кабмин (ч. 2 ст. 97 БКУ).
Так, например, условия предоставления субвенции из госбюджета местным бюджетам на осуществление природоохранных мероприятий определены Порядком № 2281.
1 Порядок и условия предоставления субвенции из государственного бюджета местным бюджетам на осуществление природоохранных мероприятий на объектах коммунальной собственности, утвержденные постановлением КМУ от 20.03.2019 № 228.
Эта субвенция направляется на:
• охрану и рациональное использование водных ресурсов;
• охрану атмосферного воздуха;
• охрану и рациональное использование природных растительных ресурсов;
• охрану и рациональное использование ресурсов животного мира (кроме строительства и обустройства приютов для содержания бездомных животных);
• рациональное использование и хранение отходов производства и бытовых отходов.
Очевидно, приобретение мусоровоза будет способствовать рациональному использованию бытовых отходов.
Требования о закупке только новых ценностей и оборудования, кстати, Порядок № 228 не содержит.
И несколько слов об условиях предоставления субвенций между местными бюджетами. Перечень межбюджетных трансфертов, которые могут предусматриваться в местных бюджетах, определен ст. 101 БКУ.
Условия предоставления таких трансфертов стороны прописывают в соответствующем договоре (ч. 2 ст. 101 БКУ).
Кроме того, один местный совет может передать средства на проведение отдельных расходов местных бюджетов другому местному совету в виде межбюджетного трансферта.
Такая передача средств между местными бюджетами осуществляется на основании решений местных советов, принятых каждой из сторон, и заключенного договора. Это предусмотрено нормой ч. 3 ст. 93 БКУ.
Итак, передача средств между местными бюджетами осуществляется в виде межбюджетных трансфертов (в т. ч. субвенций) при наличии соответствующих решений местных советов и заключенных договоров.
ВНИМАНИЕ!
Конкретные условия использования средств, полученных как субвенция, прежде всего должны быть прописаны в договоре о ее предоставлении
Теперь о приобретении б/у вещей бюджетными учреждениями.
Разъяснение по этому поводу пытался предоставить Минфин в письме от 29.08.2019 № 24010-02-2/21718 (ср. USER_SHOW_ID). Только «пытался», потому что прямого ответа в этом письме не найти. Но все же вспомним, о чем говорил Минфин в этом письме, и самостоятельно сделаем соответствующие выводы.
Бюджетная система, в частности, базируется на таких принципах, как: эффективность и результативность, целевое использование бюджетных средств, публичность и прозрачность. Это предусмотрено ст. 7 БКУ.
Так, в частности, принцип эффективности и результативности предусматривает достижение целей во время составления и выполнения бюджетов с привлечением минимального объема бюджетных средств.
Как раз именно этого можно достичь при приобретении б/у вещи. Ведь средств на приобретение б/у вещи будет потрачено меньше, чем на приобретение новой. При этом необходимый результат будет достигнут. Но, с другой стороны, следует быть осмотрительными и бдительными. Потому как б/у вещи быстрее станут непригодными, ведь часть срока их службы уже истекла. Также может понадобиться ремонт б/у вещи, что потребует дополнительных средств.
Следовательно, решение о приобретении б/у вещи следует принимать очень взвешенно. Чтобы не вышло так, что «овчинка выделки не стоит».
Также Минфин в своем письме подчеркнул, что именно ответственный исполнитель должен обеспечить целевое и эффективное использование бюджетных средств в течение всего срока реализации программы в пределах определенных бюджетных назначений. Это требование прямо предусмотрено абз. 2 ч. 4 ст. 20 БКУ.
Таким образом, бюджетное законодательство не содержит запрета на приобретение б/у вещей.
Кроме того, исходя из вышеупомянутого разъяснения Минфина, следует учитывать и требования закупочного законодательства.
Так, осуществление закупок регулирует Закон № 922. Предмет закупки следует определять на основании Порядка № 7082 по коду ДК 021:20153. Но главное — ни один из этих документов не содержит запрета на закупку б/у вещей.
2 Порядок определения предмета закупки, утвержденный приказом Минэкономразвития от 15.04.2020 № 708.
3 Национальный классификатор «Единый закупочный словарь ДК 021:2015», утвержденный приказом Минэкономразвития от 23.12.2015 № 1749.
Более того, ДК 021:2015 содержит даже коды предметов закупки для б/у вещей. Например, код 34115300-9 — Транспортные средства, бывшие в употреблении; 34137000-6 — Грузовые транспортные средства, бывшие в употреблении; 16720000-8 — Тракторы, бывшие в употреблении.
При этом, как объяснило Минэкономразвития в письме от 01.04.2016 № 3302-06/9786-07, вопросы определения потребности и целесообразности приобретения нового или б/у оборудования относятся к компетенции заказчика.
Итак, в закупочном законодательстве также никаких преград для приобретения за бюджетные средства б/у вещей.
Вывод: если договор и решение о предоставлении субвенции на осуществление природоохранных мероприятий не содержат требования о приобретении за средства субвенции лишь нового мусоровоза, то вы вполне можете купить б/у мусоровоз.
При зачислении на баланс б/у мусоровоза имейте в виду, что ожидаемый срок его использования будет меньше, чем срок эксплуатации его нового аналога.
Станкус Татьяна
Бюджетная бухгалтерия, ноябрь, 2021/№ 43