Информация по теме "" | Публикации по тегу
18.01.21
508 0
Распечатать
Избранное

Изменение электропоставщика: что нужно учесть

Заказчик не согласен с повышением цены на электроэнергию. Имеет ли право учреждение-потребитель электроэнергии изменить электропоставщика? Как действовать в таком случае?

Как предусмотрено ч. 1 ст. 58 Закона № 20191, потребитель имеет право, в частности:

1 Закон Украины «О рынке электрической энергии» от 13.04.2017 г. № 2019-VIII.

изменять электропоставщика на условиях, определенных этим Законом и правилами розничного рынка;

• на возмещение убытков, нанесенных в результате невыполнения его контрагентами условий договоров, заключенных на рынке электроэнергии;

• подавать соответствующему электропоставщику обращения, жалобы и претензии и получать в установленном законодательством порядке мотивируемые ответы или сообщения о мерах по устранению электропоставщиком причин жалобы;

• подавать Регулятору — НКРЭКУ жалобы;

• получать от соответствующего электропоставщика информацию, предусмотренную законодательством и условиями договора поставки электрической энергии потребителю;

• получать от соответствующего электропоставщика уведомления о его намерениях внести изменения в какие-либо условия договора поставки электроэнергии потребителю не позднее чем за 20 дней до внесения и в случае несогласия с предложенными изменениями расторгнуть договор с электропоставщиком в определенном договором порядке.

В то же время согласно ч. 3 ст. 58 Закона № 2019 потребитель обязан платить за электроэнергию и предоставленные ему услуги в соответствии с заключенными договорами.

При этом в п. 6.1.1 гл. 6.1 разд. VI Правил № 3122 предусмотрено, что потребитель имеет право на изменение электропоставщика путем заключения нового договора о поставке электроэнергии потребителю (поставке электроэнергии поставщиком универсальных услуг) с новым электропоставщиком.

2 Правила розничного рынка электрической энергии, утвержденные постановлением НКРЭКУ от 14.03.2018 г. № 312.

Поэтому в случае несогласия заказчика как потребителя с повышением цены на электроэнергию в договоре он имеет право ее не изменять и выбрать нового электропоставщика. Такой выбор зависит от того, какова ожидаемая стоимость предмета закупки электроэнергии. То есть от того, какой объем электроэнергии нужен заказчику до конца года (в связи с расторжением действующего договора) и какова ожидаемая стоимость этого объема.

Так, если стоимость электроэнергии в указанном случае будет менее 50 тыс. грн, то заказчик может заключить прямой договор с другим электропоставщиком. Если стоимость необходимой потребности в электроэнергии будет равна или будет превышать 50 тыс. грн, но будет менее 200 тыс. грн, то стоит провести упрощенную закупку. И только в случае, если стоимость будет равна или будет превышать 200 тыс. грн, то придется проводить открытые торги, чтобы закупить электроэнергию без нарушений требований Закона № 9223.

3 Закон Украины «О публичных закупках» от 25.12.2015 г. № 922-VIII.

В то же время не лишним будет напомнить об основании для применения переговорной процедуры закупки, предусмотренном в п. 3 ч. 2 ст. 40 Закона № 922. Так, переговорную процедуру закупки заказчик применяет как исключение в случае, если у заказчика возникла неотложная потребность осуществить закупку в случае расторжения договора о закупке по вине участника на срок, достаточный для проведения тендера, в объеме, не превышающем 20 % суммы, определенной в договоре о закупке, который расторгнут по вине такого участника. Применение переговорной процедуры закупки в таком случае заказчик осуществляет по решению относительно каждого тендера. К тому же подобное основание предусмотрено для тех случаев, когда разрешено не применять упрощенную закупку, т. е. в случае заключения прямого договора. Имеем в виду норму п. 3 ч. 7 ст. 3 Закона № 922.

Так, заказчик приобретает товары, работы и услуги, стоимость которых равна или превышает 50 тыс. грн и менее 200 тыс. грн без применения порядка проведения упрощенных закупок, в случае, если существует неотложная потребность в осуществлении закупки в связи с расторжением договора о закупке по вине участника на срок, достаточный для проведения тендера, в объеме, не превышающем 20 % суммы, определенной в договоре о закупке, который расторгнут по вине такого участника.

Поэтому если договор расторгнут по вине электропоставщика и у заказчика есть неотложная потребность в обеспечении электроэнергией, он может воспользоваться указанными нормами Закона № 922.

В зависимости от суммы ожидаемой стоимости электроэнергии заказчик принимает решение: или же применять переговорную процедуру закупки (ожидаемая стоимость — 200 тыс. грн и более), или же заключить прямой договор без проведения упрощенной закупки (ожидаемая стоимость — 50 тыс. грн и менее 200 тыс. грн).

При этом не забывайте о следующем: поскольку указанные основания являются исключениями из общих норм Закона № 922, то наличие оснований для их применения заказчик должен документально подтвердить.

Отметим, что процедура изменения электропоставщика на другого электропоставщика определена в разд. VI Правил № 312. При этом изменение электропоставщика по инициативе потребителя должно быть завершено в срок не более трех недель со дня уведомления таким потребителем о намерении изменить электропоставщика.

Важный момент. До прекращения действия договора поставки электроэнергии потребителю электропоставщик обязан обеспечивать поставку электроэнергии на условиях действующего договора (ч. 4 ст. 59 Закона № 2019).

Если во время изменения электропоставщика возникли споры и расхождения между потребителем и электропоставщиком, то в первую очередь советуем решить эти вопросы путем переговоров между сторонами. Но знайте, что наличие спора между электропоставщиком и потребителем не является основанием для задержки в исполнении договора поставки электроэнергии потребителю новым электропоставщиком.

Если электропоставщик не в состоянии поставлять электроэнергию, он должен уведомить о дате прекращения поставки электроэнергии поставщика «последней надежды», потребителей, Регулятора-НКРЭКУ, оператора системы передачи и оператора системы распределения с учетом требований, определенных в разд. VI Правил № 312.

Выводы

• Заказчик может изменить электропоставщика на условиях, определенных Законом № 2019 и Правилами № 312.

• При изменении электропоставщика и принятии решения о применении Закона № 922 нужно исходить из ожидаемой стоимости электроэнергии, в поставке которой еще осталась необходимость.

• Если договор расторгнут по вине электропоставщика, то при необходимости можно воспользоваться переговорной процедурой закупки или заключить прямой договор в зависимости от ожидаемой стоимости предмета закупки.

Дуброва Ярослава

Бюджетная бухгалтерия, январь, 2021/№ 3

0
0
0
0
0
0
Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы уведомить нас об этом



Комментарии
0
Какая удача - вы можете стать первым, кто прокомментирует этот материал.
Оставить комментарий:
Для того, щоб роздрукувати текст необхідно авторизуватись або зареєструватись
Дякуємо, що читаєте нас Увійдіть і читайте далі