Информация по теме "" | Публикации по тегу
18.01.21
612 0
Распечатать
Избранное

Изменилась цена на электроэнергию: как внести изменения в договор

Учреждение-заказчик обнародовало объявление о закупке электроэнергии. Как правильно прописать в договоре условия о действующей цене на электроэнергию? При каких условиях поставщик может изменить цену на электроэнергию? Как в таком случае внести изменения в договор?

На этапе заключения договора стороны пытаются прийти к согласию относительно цены предмета договора. Но если имеете дело с таким специфическим предметом договора, как электроэнергия, то все намного сложнее, поскольку в таком случае мало что зависит только от желания поставщика электроэнергии. Итак, что влияет на цену электроэнергии и при каких условиях поставщик может ее изменить?

Согласно Закону № 20191 поставку электроэнергии потребителям осуществляют по свободным ценам. При этом согласно ч. 3 ст. 57 этого Закона электропоставщик должен четким и прозрачным способом информировать своих потребителей:

1 Закон Украины «О рынке электрической энергии» от 13.04.2017 г. № 2019-VIII.

• о стоимости и условиях предоставления услуг;

• о методах оплаты, которые не должны допускать дискриминации между потребителями, системы предоплаты должны быть справедливыми и адекватно отражать прогнозное потребление;

• об изменении любых условий договора поставки электроэнергии потребителю. Это необходимо сделать не позднее чем за 20 дней до их применения с учетом информации о праве потребителя расторгнуть договор. При этом электропоставщики обязаны сообщать потребителям о любом увеличении цены, а также об их праве прекратить действие договора, если они не принимают новые условия.

Каким образом поставщик должен информировать потребителей? Как указано в п. 9.2.1 гл. 9.2 разд. IX Правил № 3122, электропоставщик постоянно должен размещать на собственном официальном веб-сайте информацию, в частности, об:

2 Правила розничного рынка электрической энергии, утвержденные постановлением НКРЭКУ от 14.03.2018 г. № 312.

• общих условиях электроснабжения;

• предлагаемых им ценах (тарифах) на электроэнергию для потребителей;

• составляющих цены (тарифа) на электроэнергию для потребителей;

• порядке отключения/возобновления электропитания потребителя.

При этом электропоставщик обязан сообщить потребителю об изменениях тарифов (цен) не позднее чем за 20 дней до введения их в действие. Эту информацию он должен размещать в общедоступных (публичных) местах, а именно: на собственном веб-сайте, в письменном виде, в местах оплаты за электроэнергию (при наличии заключенных договоров о расчетно-кассовом обслуживании с банковскими учреждениями, почтовыми отделениями и т. п.), в центрах обслуживания потребителей.

Относительно отдельных условий договора стороны имеют право по взаимному согласию вносить определенные изменения. По каким правилам вносить изменения и дополнения в договор? Выясним, какие требования к внесению таких изменений предусмотрены законодательством.

Напомним, что договор о закупке заказчик заключает по результатам торгов в письменной форме в соответствии с положениями ГКУ3 и ХКУ4 с учетом особенностей, определенных Законом № 9225.

3 Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

4 Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV.

5 Закон Украины «О публичных закупках» от 25.12.2015 г. № 922-VIII.

Имущественно-хозяйственные обязательства, возникающие между субъектами хозяйствования или между субъектами хозяйствования и нехозяйствующими субъектами — юридическими лицами на основании хозяйственных договоров, являются хозяйственно-договорными обязательствами (ч. 1 ст. 179 ХКУ). При этом согласно ч. 6 ст. 179 ХКУ субъекты хозяйствования, обеспечивающие потребителей, указанных в ч. 1 этой статьи, электроэнергией, связью, услугами железнодорожного и других видов транспорта, а в случаях, предусмотренных законом, также другие субъекты обязаны заключать договоры со всеми потребителями их продукции (услуг). Обязательные условия таких договоров могут быть предусмотрены законодательством.

В профильном законе, а именно в ч. 7 ст. 56 Закона № 2019, предусмотрено, что условия поставки электроэнергии, права и обязанности электропоставщика и потребителя определяют в договоре поставки электроэнергии потребителю. Так, в договоре поставки электроэнергии определяют:

1) наименование и местонахождение электропоставщика;

2) перечень услуг, предоставляемых электропоставщиком;

3) цену электроэнергии и услуг, предоставляемых электропоставщиком;

4) показатели качества электроснабжения, в частности качества электроэнергии;

5) виды услуг по техническому обслуживанию, которые предлагает электропоставщик;

6) условия и порядок возмещения (компенсации), применяемые в случае несоблюдения электропоставщиком показателей качества услуг, определенных договором, в частности в случае выставления неверного счета и/или несвоевременного выставления счета;

7) порядок и средства сообщения актуальной информации о действующих тарифах, стоимости услуг по техобслуживанию, ожидаемых изменениях цен и условий поставки электроэнергии;

8) порядок организации коммерческого учета электроэнергии и предоставления данных коммерческого учета электроэнергии;

9) порядок подачи обращений, претензий, жалоб потребителем и порядок их рассмотрения электропоставщиком, методы инициирования процедур решения споров;

10) срок действия договора, условия прекращения, пролонгации и расторжения договора, в частности в одностороннем порядке потребителем в случае изменения электропоставщика. Также условия досрочного расторжения договора с указанием наличия или отсутствия санкции (штрафа) за досрочное расторжение договора;

11) обязательство электропоставщика по предоставлению потребителю информации о защите прав потребителей, в частности в расчетных документах (счетах);

12) права и обязанности электропоставщика и потребителя в случае невозможности выполнения своих обязательств и в случае временного приостановления поставки;

13) другие положения в зависимости от специфики и вида услуг, которые предоставляет электропоставщик.

Законодатель предусмотрел, что общие положения и условия договора должны быть справедливыми и прозрачными, изложенными четко и ясно, не содержать процедурных препятствий, усложняющих осуществление прав потребителя.

При этом ни одно положение договора поставки электроэнергии потребителю не должно создавать ограничений права потребителя на изменение электропоставщика. Кроме того, договор не может содержать положения, налагающие дополнительные финансовые обязательства на потребителя, осуществляющего указанное право. Иначе такое положение считается недействительным с момента заключения договора.

При заключении хоздоговоров стороны могут определять содержание договора на основе:

• свободного волеизъявления, когда стороны имеют право согласовывать по своему усмотрению любые условия договора, не противоречащие законодательству;

• примерного договора, рекомендованного органом управления субъектам хозяйствования для использования при заключении ими договоров, когда стороны имеют право по взаимному согласию изменять отдельные условия, предусмотренные примерным договором, дополнять его содержание;

• типового договора, утвержденного Кабмином, или в случаях, предусмотренных законом, другим органом государственной власти, когда стороны не могут отступать от содержания типового договора, но имеют право конкретизировать его условия;

• договора присоединения, предложенного одной стороной для других возможных субъектов, когда эти субъекты в случае вступления в договор не имеют права настаивать на изменении его содержания (ч. 4 ст. 179 ХКУ).

Итак, как видим, законодатель предусмотрел, что отдельные условия Примерного договора6 стороны имеют право по взаимному согласию изменять, а также могут дополнять его содержание. Как правило, заказчики при проведении открытых торгов на закупку электроэнергии проект договора в тендерной документации излагают в форме Примерного договора.

6 Примерный договор поставки электрической энергии потребителю, утвержденный постановлением НКРЭКУ от 14.03.2018 г. № 312.

Важно! Заказчик может и отступить от формы Примерного договора.

Так, в разд. 5 Примерного договора предусмотрено, что потребитель рассчитывается с поставщиком за электроэнергию по ценам, определяемым в соответствии с механизмом определения цены электроэнергии, согласно выбранному потребителем коммерческому предложению, которое является приложением 2 к этому договору. При этом способ определения цены (тарифа) электроэнергии указывается в коммерческом предложении поставщика.

В то же время Примерный договор предусматривает, что информация о действующей цене электроэнергии должна быть размещена на официальном веб-сайте поставщика не позднее чем за 20 дней до начала ее применения с указанием порядка ее формирования. Цена электроэнергии должна указываться поставщиком в счетах об оплате электроэнергии по договору, в том числе в случае ее изменения.

Вместе с тем в соответствии с Примерным договором поставщик обязуется, в частности:

• начислять и выставлять счета потребителю за поставленную электроэнергию в соответствии с требованиями и в порядке, которые предусмотрены Правилами № 312 и Примерным договором;

• публиковать на официальном веб-сайте (и в средствах массовой информации в предусмотренных законодательством случаях) подробную информацию об изменении цены электроэнергии за 20 дней до введения ее в действие.

Также в разд. 13 Примерного договора указано, что поставщик должен сообщить об изменении любых условий договора потребителю не позднее, чем за 20 дней до их применения с учетом информации о праве потребителя расторгнуть договор. При этом поставщик обязан сообщить потребителю в порядке, установленном законом, о любом увеличении цены и о праве прекратить действие договора без уплаты каких-либо штрафных санкций или другой финансовой компенсации поставщику, если потребитель не принимает новые условия.

Вместе с тем при выполнении условий Примерного договора стоит помнить о требованиях ст. 41 Закона № 922. Так, существенные условия договора о закупке, в частности и договора по электроэнергии, не могут изменяться после его подписания до выполнения обязательств сторонами в полном объеме, кроме случаев, предусмотренных в ч. 5 ст. 41 Закона № 922. Среди прочих в ч. 5 ст. 41 Закона № 922 стоит обратить внимание на такие случаи, как:

1) увеличение цены за единицу товара до 10 % пропорционально увеличению цены такого товара на рынке в случае колебания цены такого товара на рынке при условии, что такое изменение не приведет к увеличению суммы, определенной в договоре о закупке, — не чаще одного раза в 90 дней с момента подписания договора о закупке. Ограничение по срокам изменения цены за единицу товара не применяется в случаях изменения условий договора о закупке бензина и дизельного топлива, газа и электроэнергии (п. 2 ч. 5 ст. 41 Закона № 922);

2) изменения установленного согласно законодательству органами государственной статистики индекса потребительских цен, изменения курса иностранной валюты, изменения биржевых котировок или показателей Platts, ARGUS регулируемых цен (тарифов) и нормативов, которые применяются в договоре о закупке, в случае установления в договоре о закупке порядка изменения цены (п. 7 ч. 5 ст. 41 Закона № 922).

Поэтому в случае инициирования электропоставщиком изменения цены электроэнергии в связи с колебанием цены на рынке стороны могут внести соответствующие изменения в договор на основании п. 2 ч. 5 ст. 41 Закона № 922. При этом заметим, что закупочным законодательством не определен перечень органов, предприятий, организаций, которые подают документы, подтверждающие колебание цен на рынке.

Также не определено, что это должен быть за документ и какую именно информацию он должен содержать.

Считаем, что таким органом, предприятием или организацией может быть то юрлицо, в учредительных документах которого или в нормативных документах, регулирующих его деятельность, предусмотрены полномочия осуществлять мониторинг цен на товары, в частности электроэнергию. Например, это может быть соответствующая территориальная Торгово-промышленная палата или же соответствующая экспертная организация.

Относительно содержания подтверждающего документа, считаем, что в нем должна быть информация о том, что цена на электроэнергию изменилась (проколебалась) по сравнению с соответствующей ценой на определенную дату.

Отметим, что п. 2 ч. 5 ст. 41 Закона № 922 не содержит прямой обязанности для стороны-инициатора изменений в договор, в частности для электропоставщика, в письменном виде подтверждать для другой стороны колебание цены товара на рынке. Но поскольку изменение цены — это право, а не обязанность сторон, то заказчикам нужно иметь документальное подтверждение наличия оснований для изменения цены электроэнергии.

Теперь о случаях изменения цены, предусмотренных в ч. 5 ст. 41 Закона № 922.

Внимание!

После 19.04.2020 г. основания для изменения цены имеют определенные особенности.

Так, на основании п. 2 ч. 5 ст. 41 Закона № 922 стороны могут только увеличивать цену за единицу товара, а вот уменьшать нельзя. Кстати, для уменьшения цены за единицу товара стороны могут руководствоваться п. 5 ч. 5 ст. 41 Закона № 922. Согласно этой норме основание для внесения изменений в договор: согласование изменения цены в договоре о закупке в сторону уменьшения (без изменения количества (объема) и качества товаров, работ и услуг), в том числе в случае колебания цены товара на рынке.

При этом п. 2 ч. 5 ст. 41 Закона № 922 сейчас содержит ограничение по увеличению цены товара не чаще одного раза в 90 дней с момента подписания договора о закупке. Однако такое ограничение не применяется, в частности, в случае закупки электроэнергии.

Вместе с тем положение п. 7 ч. 5 ст. 41 Закона № 922 об изменении цены предмета закупки, в отличие от п. 2 ч. 5 ст. 41 Закона № 922, применяется как к товарам, так и к услугам и работам. В то же время п. 7 ч. 5 ст. 41 Закона № 922 не содержит ограничений для применения этой нормы относительно изменения составляющих цены, в частности товара (электроэнергии).

Поэтому при наличии оснований стороны могут применить для изменения цены на электроэнергию и п. 7 ч. 5 ст. 41 Закона № 922, в частности, в случае, если электропоставщик покупает электроэнергию за рубежом (путем импорта, как предусмотрено ч. 5 ст. 56 Закона № 2019) и ее цена зависит от курса колебания иностранной валюты.

С учетом того, что тариф на распределение электроэнергии является регулируемым, заказчик может вносить изменения в договор по распределению электроэнергии, заключенный с оператором системы распределения на основании п. 7 ч. 5 ст. 41 Закона № 922.

Также п. 7 ч. 5 ст. 41 Закона № 922 для изменения цены можно применить и тогда, когда заказчик оплачивает услуги по распределению электроэнергии не напрямую ОСР, а через электропоставщика. То есть в случае, когда в сумму договора на поставку электроэнергии включена как стоимость электроэнергии, так и стоимость услуг по ее распределению.

Но не забывайте: в случае внесения изменений в договор на основании п. 7 ч. 5 ст. 41 Закона № 922 в договоре должен быть предусмотрен соответствующий механизм пересчета цены.

Поскольку законодатель прописал в этой норме общее условие для всех перечисленных в ней оснований для изменений: «в случае установления в договоре о закупке порядка изменения цены». В случае существенного изменения обстоятельств, которыми стороны руководствовались при заключении договора, договор может быть изменен или расторгнут с согласия сторон, если иное не установлено договором или не следует из сути обязательства.

Изменение обстоятельств является существенным, если они изменились настолько, что, если бы стороны могли это предусмотреть, они не заключили бы договор или заключили бы его на других условиях.

В то же время в случае изменения договора обязательства сторон изменяются в соответствии с измененными условиями относительно предмета, места, сроков выполнения и т. п.

При этом в случае изменения или расторжения договора обязательство изменяется или прекращается с момента достижения договоренности об изменении или расторжении договора, если иное не установлено договором или не обусловлено характером его изменения.

Изменение или расторжение договора совершается в такой же форме, что и договор, который изменяется или расторгается, если иное не установлено договором или законом или не следует из обычаев делового оборота.

С учетом указанного, считаем, что и в случае, когда стороны изменяют цену на электроэнергию, руководствуясь п. 7 ч. 5 ст. 41 Закона № 922, также стоит заключать дополнительное соглашение, если установленный в договоре о закупке порядок изменения цены не предусматривает возможность ее изменять без заключения допсоглашения.

При этом если заказчик оплачивает услуги по распределению электроэнергии через электропоставщика, то для того чтобы правильно внести изменения в цену договора, стоит прописывать в договоре соответствующую формулу цены. Поскольку в такой формуле будут видны ее составляющие и можно осуществить правильно расчет.

Для примера можно использовать следующую формулу:

P = (W х ((Cost х (1 + М/100)) + Tпер + Трасп)) х 1,2,

где P — прайс (стоимость электроэнергии);

W — объем электроэнергии;

Cost — цена электроэнергии на рсв и/или вср и/или рдд, или по двусторонним договорам;

(1 + М/100)) — маржа электропоставщика;

Tпер — тариф на передачу;

Трасп — тариф на распределение;

1,2 — числовое выражение НДС.

Выводы

Особенности внесения изменений в договор о закупке об изменении цены на электроэнергию следующие:

• наличие документально подтвержденного колебания цены на электроэнергию на рынке;

• соблюдение электропоставщиком требований законодательства и условий договора о сроке сообщения об изменении цены на электроэнергию;

• ограничение по внесению изменений в существенные условия договора, установленные п. 2 и п. 7 ч. 5 ст. 41 Закона № 922;

• наличие механизма изменения цены в договоре о закупке;

• в договоре о закупке предусмотрена формула ценообразования на электроэнергию.

Дуброва Ярослава

Бюджетная бухгалтерия, январь, 2021/№ 3

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы уведомить нас об этом



Комментарии
0
Какая удача - вы можете стать первым, кто прокомментирует этот материал.
Оставить комментарий:
Для того, щоб роздрукувати текст необхідно авторизуватись або зареєструватись
Дякуємо, що читаєте нас Увійдіть і читайте далі
pw-image
Читайте сайт за ціною чашки кави
Платне користування buhgalter.com.ua передбачає:
  • доступ до новин, статей, довідників
  • безлімітні завантаження бланків
  • відсутність реклами.
Передплатники PRO-доступу, «Бюджетної бухгалтерії», «Оплата праці» та користувачі «FIT-Бюджет» отримують безкоштовний доступ до порталу бонусом до передплати.
Передплата подовжується автоматично щомісяця, але відмовитися можна у будь-який момент. Я погоджуюсь з користувацькими умовами
60
грн/
місяць
Вже передплатили? Увійти
Передплата подовжується автоматично щомісяця, але відмовитися можна у будь-який момент. Я погоджуюсь з користувацькими умовами
ic-acc-pay
×