Бесхозное имущество: тонкости оприходования
Что делать, если на территории вашей громады обнаружено бесхозное имущество? Какими должны быть действия местной власти? Разобраться с этим поможет наша статья "Бесхозное имущество: что с ним делать?" (см. "Бюджетная бухгалтерия", 2022, № 7). Здесь вы найдете пошаговый алгоритм действий: от выявления бесхозного имущества до его принятия в коммунальную собственность. Если же все эти этапы позади, самое время браться за работу бухгалтеру местного совета (его исполнительного органа).
Бухгалтерская служба органа местного самоуправления (далее - ОМС) должна обеспечить оценку бесхозного имущества, документальное оформление и отражение в учетных регистрах его оприходования.
Проводим оценку имущества
Объект основных средств (далее - ОС) признается активом, когда:
- во-первых, существует вероятность получения субъектом государственного сектора будущих экономических выгод, связанных с его использованием, и/или он имеет потенциал полезности для общества;
- во-вторых, стоимость объекта ОС может быть определена.
Таково предписание п. 2 разд. ІІ НП(С)БУ 121*.
Следовательно, для зачисления любого объекта на баланс учреждения необходимо сначала определить его стоимость. Причем оценка имущества должна быть достоверной.
Заметьте: действующее законодательство не требует в обязательном порядке привлекать профессионального оценщика для определения стоимости бесхозного имущества. Теоретически с этим может справиться и комиссия, созданная по приказу руководителя субъекта госсектора. Впрочем, если речь идет об объектах недвижимого имущества, выявленных как бесхозные, целесообразно все же провести их независимую оценку.
При этом независимой оценкой имущества считается оценка, проведенная субъектом оценочной деятельности(ч. 3 ст. 3 Закона № 2658*). Так что обойтись без услуг профессионального оценщика вряд ли получится.
Расходы на проведение независимой оценки имущества следует планировать и осуществлять по КЭКР 2240 "Оплата услуг (кроме коммунальных)". Это следует из п.п. 34 п.п. 2.2.4 Инструкции № 333*.
Формируем первоначальную стоимость
В общем случае в первоначальную стоимость объектов ОС, кроме сумм, уплаченных поставщикам, подрядчикам, входят также регистрационные сборы, государственная пошлина и аналогичные платежи, осуществленные в связи с приобретением (получением) прав на объект ОС. Это прямо предусмотрено п. 5 разд. ІІ НП(С)БУ 121.
Также в состав первоначальной стоимости необоротных активов относятся и другие расходы, непосредственно связанные с доведением ОС до состояния, в котором они пригодны для использования с запланированной целью.
Учитывая это, первоначальная стоимость объектов ОС, выявленных как бесхозное имущество = стоимость имущества согласно отчету об оценке + расходы на проведение независимой оценки + другие расходы, связанные с приобретением права собственности на такое имущество. В частности, в число последних следует включать расходы на изготовление технической документации, размещение объявления в СМИ, подачу искового заявления в суд и т. п.
Оформляем документально
Для зачисления на баланс объектов ОС (в т. ч. и бесхозного имущества) оформляют Акт ввода в эксплуатацию ОС по типовой форме, утвержденной приказом № 818*.
В Акте указывают название объекта ОС, его инвентарный номер, первоначальную и ликвидационную стоимости, срок полезного использования, год выпуска (постройки), номер паспорта, краткую характеристику и другие сведения.
Акт составляет в одном экземпляре комиссия, назначенная приказом руководителя учреждения. После утверждения руководителем Акт вместе с технической документацией передается в бухгалтерскую службу.
В свою очередь, бухгалтерская служба учреждения на основании Акта ввода в эксплуатацию ОС открывает Инвентарную карточку учета объекта ОС. Типовая форма этого аналитического регистра также утверждена приказом № 818. Инвентарную карточку открывают и ведут в одном экземпляре.
Обратите внимание: оприходование бесхозного имущества и оформление вышеуказанных документов следует проводить, только имея на руках решение суда о передаче бесхозного имущества в коммунальную собственность и принятое на основании этого решение местного совета о принятии такого имущества в коммунальную собственность Пока процедура приобретения права собственности на бесхозное имущество не завершена, зачисление таких объектов на баланс ОМС (исполкома) является безосновательным.
Зачисляем на баланс
Когда речь идет о бесхозном имуществе, в основном имеют в виду объекты недвижимого имущества, как-то: дома (жилые и нежилые), различные сооружения и передаточные устройства.
Для учета таких объектов предназначен субсчет 1013 "Здания, сооружения и передаточные устройства".
При оприходовании бесхозного имущества, как и любых других ранее не учтенных в балансе активов, необходимо показать увеличение доходов на сумму стоимости таких объектов согласно отчету об оценке имущества. Для учета таких доходов применяйте субсчет 7112 "Доход от оприходования активов, ранее не учтенных в балансе".
Информируем Казначейство
Зачисление на баланс бесхозного имущества (активов, ранее не учтенных в балансе учреждения) предусматривает отражение поступления в натуральной форме. И о таких поступлениях непременно следует проинформировать Казначейство.
Так, не позднее последнего рабочего дня отчетного месяца в Госказначейскую службу необходимо подать Справку о поступлениях в натуральной форме. Такую справку следует подать в двух экземплярах в бумажной или электронной форме. Этого требует п. 12.7 Порядка № 938*.
Обновленная форма справки приведена в приложении 25 к Порядку № 938.
Напомним: последние изменения в Порядок № 938 были внесены в конце прошлого года, а заработали они уже в этом году - с 7 февраля. Подробнее об этом читайте в материале "Казначейское обслуживание местных бюджетов: есть изменения" // "Бюджетная бухгалтерия", 2023, № 5.
Теперь о коде доходов и КЭКР, которые следует применить для принятия бесхозного имущества в коммунальную собственность и взятия на баланс ОМС.
В случае оприходования бесхозного имущества, которое в дальнейшем планируется использовать в деятельности соответствующего ОМС, следует использовать код классификации доходов 25010200 "Поступления бюджетных учреждений от дополнительной (хозяйственной) деятельности".
В пользу этого свидетельствует письмо Минфина от 01.10.2019 № 35120-04-3/24616. В этом письме речь идет об излишках материальных ценностей, материалах, полученных от ликвидации необоротных активов, оставленных для собственных нужд, бесхозном имуществе и т. п. По мнению Минфина, активы, не предусмотренные для реализации и которые будут использоваться в процессе хозяйственной деятельности, следует зачислять по коду доходов бюджета 25010200.
Что касается КЭКР, то поскольку речь идет о недвижимом имуществе, применяем код 3122 "Капитальное строительство (приобретение) других объектов".
Также имейте в виду: с учетом требований п. 49 Порядка № 228* на сумму таких "натуральных" поступлений (на стоимость оприходованного бесхозного имущества) нужно внести изменения в специальный фонд сметы по собственным поступлениям. Основанием для внесения изменений будет справка Казначейства о подтверждении поступлений на специальные регистрационные счета. Также необходимо подготовить и предоставить справку об изменениях в смету и сводку показателей специального фонда сметы.
И еще один важный нюанс: оплата услуг по госрегистрации, проведению технической инвентаризации и изготовлению технического паспорта на объект недвижимого имущества осуществляются за счет средств местного бюджета. Расходы на услуги по проведению технической инвентаризации и изготовлению техпаспорта на объект недвижимости целесообразно проводить по КПКРК 0180 "Прочая деятельность в сфере государственного управления".
Оплату указанных услуг следует планировать и осуществлять по КЭКР 2240 "Оплата услуг (кроме коммунальных)". На это обращало внимание Казначейство в письме от 22.01.2021 № 16-11-11/1857 (ср. USER_SHOW_ID).
Числовой пример
Покажем порядок оприходования бесхозного имущества на условном примере.
Пример. В 2022 году комиссия при исполкоме городского совета обнаружила на территории соответствующей территориальной громады бесхозное имущество - нежилое здание. Комиссией принято решение об осуществлении процедуры по приобретению права собственности на бесхозное недвижимое имущество.
При приобретении права собственности на указанное имущество комиссией были проведены расходы на изготовление технической документации, размещение объявления в СМИ и подачу искового заявления в суд на общую сумму 6000 грн.
В 2023 году на основании принятого судом решения о передаче бесхозного имущества в коммунальную собственность на заседании городского совета было принято решение о зачислении здания на баланс городского совета.
Для определения стоимости указанного объекта была проведена независимая оценка. Стоимость здания согласно отчету об оценке имущества составляет 1250000 грн. Стоимость услуг субъекта оценочной деятельности - 4000 грн.
Комиссия, назначенная распоряжением городского головы, составила Акт ввода в эксплуатацию ОС по типовой форме. На основании Акта бухгалтер оформил Инвентарную карточку учета объекта ОС по типовой форме.
№ з/п | Содержание хозяйственной операции | Корреспонденция субсчетов | Сумма, грн | № м/о | |
дебет | кредит | ||||
1 | Получено финансирование на оплату услуг по независимой оценке недвижимого имущества | 2313 | 7011 | 4000 | 2 |
2 | Перечислены средства за услуги по независимой оценке недвижимого имущества | 6211 | 2313 | 4000 | 2, 6 |
3 | Оприходовано нежилое здание по стоимости согласно отчету об оценке имущества | 1013 | 2117 | 1250000 | 17 |
Вместе с тем отражены: - доход от оприходования ранее не учтенных на балансе активов | 2313 | 7112* | 1250000 | 17 | |
- кассовые расходы | 2117 | 2313 | 1250000 | 17 | |
4 | Отражены расходы, связанные с проведением независимой оценки | 1311 | 6211 | 4000 | 6 |
5 | Изъяты из доходов отчетного периода ассигнования в сумме текущих расходов на независимую оценку, которые включаются в первоначальную стоимость здания | 7011 | 5411 | 4000 | 17 |
6 | Зачислены в состав первоначальной стоимости здания расходы на проведение его независимой оценки | 1013 | 1311 | 4000 | 17 |
Вместе с тем осуществлена вторая запись | 5411 | 5111 | 4000 | 17 | |
7 | Увеличена первоначальная стоимость здания на сумму прошлогодних текущих расходов, связанных с приобретением права собственности (изготовление технической документации, размещение объявления, судебный сбор) | 1013 | 1311 | 6000 | 17 |
Вместе с тем осуществлена вторая запись | 5512 | 5111 | 6000 | 17 | |
* В месяце оприходования здания в Госказначейскую службу предоставлена Справка о поступлении в натуральной форме на сумму 1250000 грн. |
Далее для наглядности приведем пример заполнения Справки о поступлениях в натуральной форме.
* Образец является условным примером, все данные о собственных названиях, фамилиях, именах, должностях, номерах и т.п. являются условными, а любые совпадения - случайными.