Информация по теме "" | Публикации по тегу
buhgalter.com.ua
08.04.20
2396 0
Распечатать
Избранное

Безвозмездная передача-получение имущества между разными распорядителями

На основании решения исполкома главный распорядитель местного бюджета (бюджетное учреждение) безвозмездно передает другому главному распорядителю государственного бюджета основные средства и малоценные необоротные материальные активы. Такие операции не относятся к внутриведомственным операциям. Как правильно отразить в бухгалтерском учете такие операции учреждению, передающему имущество, и учреждению, принимающему его на баланс?


На страницах газеты «Бюджетная бухгалтерия» мы рассматривали в прошлом году разные операции, касающиеся передачи-получения имущества между бюджетными учреждениями. Вот эти материалы:

— «Передача-получение имущества по решению субъекта управления» (2017, № 11);

— «Учет материальных ценностей, полученных в результате централизованных поставок» (2017, № 23);

— «Безвозмездное получение основных средств: как отразить в учете» (2017, № 34);

— «Выбытие ОС и МНМА: рассматриваем на числовых примерах» (2017, № 37);

— «Безвозмездная передача малоценных активов: как показать в учете» (2017, № 46).

В этих материалах мы преимущественно рассматривали ситуации, когда передача-получение имущества осуществлялась между бюджетными учреждениями, подведомственными одному субъекту управления. В таких ситуациях передача-получение имущества не приравнивается к операциям по отчуждению-продаже имущества, а потому ни доходы, ни расходы не возникают.

Вместе с тем операции по безвозмездной передаче-получению имущества между бюджетными учреждениями, подведомственными разным субъектам управления, и между бюджетными учреждениями, содержащимися из разных бюджетов, оставались за кадром.

Недавно Минфин в письме от 05.01.2018 г. № 35200-02-2/609 высказал свою точку зрения об отражении в бухгалтерском учете операций по безвозмездной передаче-получению активов между бюджетными учреждениями, не подведомственными одному субъекту управления, уполномоченному управлять объектами государственной (коммунальной) собственности. Далее, основываясь на выводах, приведенных в письме, рассмотрим подробно порядок отражения таких операций в учете.

Сначала приведем в таблице ниже порядок определения стоимости имущества и подходы к отражению таких операций.

С учетом этого рассмотрим подробнее все интересные моменты, которые касаются отражения в бухучете операций по передаче-приему имущества между бюджетными учреждениями, подведомственными разным субъектам управления.

Начнем с учета таких операций учреждением, передающим имущество.

1. При передаче объекта ОС необходимо начислить амортизацию в месяце его выбытия. Амортизацию начисляют за полное количество календарных месяцев пребывания актива в эксплуатации в течение отчетного периода (квартала).

Порядок оценки имущества и отражения в бухгалтерском учете

Безвозмездная передача-получение имущества между субъектами государственного сектора

Безвозмездное получение имущества от физических и юридических лиц

Порядок определения стоимости имущества учреждениями, передающими и получающими имущество

Бюджетное учреждение, передающее имущество

Бюджетное учреждение, получающее имущество

В случае выбытия объекта основных средств с баланса списывают его первоначальную (переоцененную) балансовую стоимость и сумму накопленного износа.

Такие требования к выбытию основных средств определены в п. 3 разд. VI НП(С)БУ 121 и п. 11 разд. VІІІ Методрекомендаций

Первоначальной стоимостью основных средств, полученных безвозмездно от физических и юридических лиц (кроме субъектов государственного сектора), является их справедливая стоимость на дату получения с учетом расходов, предусмотренных п. 5 разд. II НП(С)БУ 121.

Первоначальной стоимостью основных средств, полученных безвозмездно от физических и юридических лиц (кроме субъектов государственного сектора), может быть стоимость, о которой существует достоверная информация, в частности согласно соответствующим первичным документам, с учетом расходов, предусмотренных п. 5 разд. II НП(С)БУ 121

Бюджетное учреждение, получающее имущество

Первоначальная стоимость основных средств, полученных безвозмездно от субъектов государственного сектора, равняется первоначальной (переоцененной) стоимости основных средств субъекта государственного сектора, который их передал, с учетом расходов, предусмотренных п. 5 разд. II НП(С)БУ 121, с указанием начисленной суммы износа.

Если отсутствует достоверная информация о первоначальной стоимости основных средств, она определяется на уровне справедливой стоимостина дату получения, оценка которой проводится в соответствии с законодательством

Такие требования к определению первоначальной стоимости безвозмездно полученных основных средств от субъектов государственного сектора определены п. 8 разд. II НП(С)БУ 121 и п. 5 разд. ІІІ Методрекомендаций.

Как видим, НП(С)БУ 121 и Методрекомендациями установлен единый подход к оценке имущества (основных средств), полученного от субъектов государственного сектора. При этом такой порядок оценки не зависит от того, кому подведомственно учреждение, передающее такое имущество.

В таких ситуациях определение первоначальной стоимости будет зависеть от наличия или отсутствия достоверной информации об основных средствах. То есть такая стоимость определяется на основании первичных документов (или их копий), или учетных регистров (или их копий), или других документов, в которых указана стоимость приобретения (создания) основных средств. И только в случае отсутствия такой достоверной информации первоначальную стоимость определяют на уровне справедливой

Отражение в бухгалтерском учете

Между бюджетными учреждениями, подведомственными разным субъектам управления

Бюджетное учреждение, передающее имущество

1. Выбытие объекта ОС:

— сумма начисленного износа: Дт 1411 — Кт 10;

— остаточная стоимость: Дт 8411 — Кт 10.

2. Отнесена к накопленным финансовым результатам сумма внесенного капитала: Дт 5111 — Кт 5512

Бюджетное учреждение, получающее имущество

1. Отражена стоимость полученных ОС: Дт 10 — Кт 2117, 6211.

2. Одновременно отражены:

— доход от безвозмездно полученных ОС: Дт 2313 — Кт 7511;

— увеличение внесенного капитала на стоимость безвозмездно полученных ОС: Дт 7511 — Кт 5111;

— кассовые расходы: Дт 2117, 6211 — Кт 2313.

В орган Казначейства подают Справку о поступлениях в натуральной форме

Между бюджетными учреждениями, подведомственными одному субъекту управления

Бюджетное учреждение, передающее имущество

1. Отражена стоимость безвозмездно переданных ОС:

Дт 5111 — Кт 10.

2. Отражена сумма износа:

— начисленного за текущий квартал: Дт 1411 — Кт 8014;

— начисленного в предыдущих кварталах: Дт 1411 — Кт 5511;

— начисленного в прошлых годах: Дт 1411 — Кт 5512

Бюджетное учреждение, получающее имущество

1. Отражена стоимость безвозмездно полученных ОС:

Дт 10 — Кт 5111.

2. Отражена сумма износа:

— начисленного за текущий квартал: Дт 8014 — Кт 1411;

— начисленного в предыдущих кварталах: Дт 5511 — Кт 1411;

— начисленного в прошлых годах: Дт 5512 — Кт 1411

В этом случае бухгалтер начисляет амортизацию на объект ОС за время его эксплуатации, включая месяц его выбытия. Следовательно, если объект списан в марте 2018 года (независимо от даты его списания в этом месяце), то последним месяцем, за который нужно начислить амортизацию, будет март 2018 года.

Если речь идет о передаче МНМА, помните: в месяце передачи (списания с баланса) таких активов начисляют оставшуюся амортизацию — 50 % его первоначальной стоимости.

При начислении амортизации на ОС и МНМА бюджетные учреждения составляют запись: Дт 8014, 8114 — Кт 1411, 1412.

2. Учреждение, передающее ОС и МНМА другому субъекту государственного сектора, то есть другому бюджетному учреждению, списывает с баланса его первоначальную (переоцененную) стоимость, балансовую стоимость и сумму накопленного износа.

Согласно п. 1.27 Типовой корреспонденции при выбытии ОС бюджетные учреждения списывают сумму износа, начисленного за все время эксплуатации такого объекта.

То есть это сумма износа, накопленная по кредиту субсчета 1411, которая начислена как за текущий 2018 год, так и за предыдущие годы.

Следовательно, при выбытии ОС сумму начисленного износа списывают записью: Дт 1411 — Кт 10.

3. Также согласно п. 1.27 Типовой корреспонденции при выбытии ОС бюджетные учреждения списывают остаточную стоимость объекта.

Для этого составляют корреспонденцию субсчетов: Дт 8411 — Кт 10.

4. При передаче МНМА учреждение списывает стоимость объекта, который учитывался на субсчете 1113.

Как предусмотрено в п. 1.26 Типовой корреспонденции, при этом составляют запись: Дт 1412 — Кт 1113.

5. Также при списании ОС и МНМА, которые были приобретены за счет общего или специального фондов или безвозмездно получены по операциям по внутреннему перемещению в пределах органа, уполномоченного управлять объектами государственной (коммунальной) собственности, составляют еще одну запись. Эта корреспонденция предусмотрена п. 1.28 Типовой корреспонденции, а именно: Дт 5111 — Кт 5512.

Какую стоимость списать с субсчета 5111: первоначальную или остаточную? Это зависит от того, была ли проведена учреждением корректировка внесенного капитала, который учитывается на субсчете 5111, на сумму износа, начисленного в прошлых годах.

Такую корректировку внесенного капитала отражают записью: Дт 5512 — Кт 5111.

Итак, если такая корректировка была проведена, то списывают первоначальную стоимость выбываемых объектов. Если нет — то остаточную стоимость.

Теперь что касается учета таких операций учреждением, получающим имущество.

1. Первоначальная стоимость основных средств, полученных безвозмездно от субъектов государственного сектора, равна первоначальной (переоцененной) стоимости основных средств передавшего их субъекта государственного сектора, с учетом расходов, предусмотренных п. 5 разд. II НП(С)БУ 121, с указанием суммы начисленного износа.

Такую стоимость определяют на основании первичных документов (Актов приема-передачи), учетных регистров или других документов, в которых указана стоимость приобретения (создания) основных средств.

При этом оценить такое имущество по справедливой стоимости учреждения могут лишь в случае, если отсутствует достоверная информация о первоначальной оценке такого имущества (то есть в случае отсутствия первичных документов от учреждения, передающего имущество).

2. Отметим, что в п. 8 разд. ІІ НП(С)БУ 121 установлены единые правила к оценке имущества, которое безвозмездно получило бюджетное учреждение от другого субъекта государственного сектора.

А уже в Типовой корреспонденции проведено разграничение относительно учета операций по безвозмездной передаче-получению имущества в зависимости от того, в пределах какого органа осуществляются такие операции.

Как свидетельствует письмо Минфина от 05.01.2018 г. № 35200-02-2/609, при получении имущества от бюджетных учреждений, подведомственных другим субъектам управления, операции осуществляются в порядке обычного безвозмездного получения имущества. То есть признают доходы от безвозмездно полученных объектов ОС и МНМА как доходы от необменных операций.

Согласно п. 1.11 Типовой корреспонденции при получении указанных объектов учреждения применяют субсчет 7511. Также не забудьте в таком случае подать в орган Государственной казначейской службы Справку о поступлениях в натуральной форме.

3. В свою очередь, при признании доходов от безвозмездно полученных объектов ОС и МНМА бюджетные учреждения одновременно увеличивают внесенный капитал по кредиту субсчета 5111, а также отражают кассовые расходы по дебету субсчета 2313 (п. 1.11 Типовой корреспонденции).

4. Поскольку учреждение, которое передает имущество, списывает с учета не только остаточную стоимость, но и сумму начисленного износа, соответственно учреждение, получившее такое имущество, должно показать в учете сумму износа, который был раньше начислен на ОС и МНМА.

Какой корреспонденцией показать сумму такого износа? Если внимательно пересмотреть Типовую корреспонденцию, то более-менее подходящей корреспонденции в ней нет. Что же делать? Во-первых, не паниковать. Во-вторых, самостоятельно решить, какой корреспонденцией отразить сумму ранее начисленного износа на безвозмездно полученные объекты. Именно на эту возможность обратил внимание Минфин в письме от 05.01.2018 г. № 35200-02-2/609 и напомнил бюджетным учреждениям о следующем:

«В соответствии с Типовой корреспонденцией субъекты государственного сектора в случае необходимости могут применять корреспонденцию субсчетов бухгалтерского учета для отражения операций с активами, капиталом и обязательствами, не предусмотренную этой Типовой корреспонденцией, с сохранением единых методологических принципов, определенных национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета в государственном секторе и другими нормативно-правовыми актами по бухгалтерскому учету в государственном секторе, которая определяется в распорядительном документе об учетной политике».

Учитывая это, считаем целесообразным ранее начисленный износ на безвозмездно полученные ОС и МНМА отражать такими записями: Дт 5111 — Кт 1411, 1412.

Теперь рассмотрим порядок отражения указанных операций в бухгалтерском учете на примерах.

Передача-получение ОС с остаточной стоимостью

Пример 1. На основании решения исполкома главный распорядитель (бюджетное учреждение) передал безвозмездно другому главному распорядителю (бюджетному учреждению) нежилое здание. Передача здания оформлена Актом приема-передачи от 15.01.2018 г. по форме, утвержденной постановлением КМУ от 21.09.98 г. № 1482.

На основании данных бухгалтерского учета в Акте указано, что:

— первоначальная стоимость здания — 230000 грн.;

— остаточная стоимость — 20000 грн.;

— начисленный износ — 210000 грн.

Добавим, что в 2017 году учреждением была проведена корректировка внесенного капитала. То есть внесенный капитал, который учитывается на субсчете 5111, увеличен на сумму износа, начисленного в прошлых годах. В результате на субсчете 5111 учитывается первоначальная стоимость объекта (230000 грн.).

Учреждение, которое безвозмездно получило здание, начислило амортизацию за I квартал 2018 года. При этом амортизация начислена от первоначальной стоимости (то есть с 230000 грн.). Сумма амортизации за 2 месяца I квартала 2018 года — 766,66 грн.

В бухгалтерском учете эти операции отражены учреждениями такими записями:

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн.

№ мемориального ордера

дебет

кредит

Учреждение, безвозмездно передающее здание

1

Списана стоимость переданного здания:

— сумма начисленного износа

1411

1013

210000

9

— остаточная стоимость

8411

1013

20000

9

2

Отнесена на финансовый результат отчетного периода остаточная стоимость

5511

8411

20000

17*

3

Отнесена к накопленным финансовым результатам стоимость здания при списании

5111

5512

230000

17*

Учреждение, безвозмездно получившее здание

1

Отражена стоимость безвозмездно полученного здания

1013

2117

230000

4

2

Одновременно отражены:

— доход от безвозмездно полученного объекта

2313

7511

230000

3, 14

— увеличение внесенного капитала на стоимость безвозмездно полученного объекта

7511

5111

230000

17*

— кассовые расходы

2117

2313

230000

3, 4

В орган Казначейства учреждение подает Справку о поступлениях в натуральной форме.

3

Отражен начисленный износ на безвозмездно полученный объект (на основании полученных документов)

5111

1411

210000

17*

4

Начислена амортизация на безвозмездно полученный объект (ежеквартально)

8014

1411

766,66

17*

Одновременно вторая запись

5111

7511

766,66

14

5

Отнесена на финансовый результат отчетного периода начисленная амортизация (ежеквартально)

5511

8014

766,66

17*

6

Закрыт счет доходов в части начисленной амортизации

7511

5511

766,66

17*

* Для отражения операций, не фиксируемых в мемориальных ордерах № 1 — 16, следует применять мемориальный ордер № 17 по форме, утвержденной приказом Минфина от 08.08.2017 г. № 755.

Рассмотрим дальнейшую судьбу указанного безвозмездно полученного имущества.

Пример 2. Учреждением, которое получило безвозмездно здание, принято решение о проведении переоценки такого объекта. Такое решение принято в связи с существенным (свыше 10 %) отклонением остаточной стоимости здания, которое учитывается на балансе учреждения, от его справедливой стоимости.

Решение о переоценке было согласовано с вышестоящим учреждением.

Для проведения переоценки привлечен субъект оценочной деятельности, стоимость услуг которого составила 18500 грн. Заключение оценщика о справедливой стоимости здания отражено в отчете об оценке имущества.

По результатам переоценки (расчет условный) определено, что:

— дооценка первоначальной стоимости равна 176830 грн.;

— откорректированная сумма износа — 54320 грн.

В бухгалтерском учете эти операции отражены так:

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн.

№ мемориального ордера

дебет

кредит

1

Отражены результаты переоценки здания на сумму:

— дооценки первоначальной стоимости

1013

5311

176830

17*

— корректировки суммы износа

5311

1411

54320

17*

2

Отнесены к накопленным финансовым результатам итоги дооценки

5311

5512

122510

17*

3

Получены бюджетные ассигнования для оплаты услуг оценщика

2313

7011

18500

2

4

Получены услуги по оценке имущества (на основании акта об оказанных услугах)

8013

6211

18500

4

5

Перечислена оплата за услуги по оценке имущества

6211

2313

18500

2, 4

* Для отражения операций, не фиксируемых в мемориальных ордерах № 1 — 16, следует применять мемориальный ордер № 17 по форме, утвержденной приказом Минфина от 08.08.2017 г. № 755.

Передача-получение ОС без остаточной стоимости

Пример 3. На основании решения исполкома главный распорядитель (бюджетное учреждение) передал безвозмездно другому главному распорядителю (бюджетному учреждению) офисную и компьютерную технику. Передача имущества оформлена Актом приема-передачи по форме, утвержденной постановлением КМУ от 21.09.98 г. № 1482.

На основании данных бухгалтерского учета в Акте указано, что:

— первоначальная стоимость техники — 125000 грн.;

— начисленный износ — 125000 грн.

Добавим, что в 2017 году учреждением была проведена корректировка внесенного капитала. То есть внесенный капитал, учитываемый на субсчете 5111, увеличен на сумму износа, начисленного в прошлых годах. В результате на субсчете 5111 учитывается первоначальная стоимость объекта (125000 грн.).

Поскольку безвозмездно полученное имущество пригодно к дальнейшему использованию, комиссией учреждения принято решение об установлении ликвидационной стоимости такого имущества. По результатам работы комиссия составила Акт об установлении ликвидационной стоимости. Согласно Акту общая сумма ликвидационной стоимости — 14000 грн.

Учреждениями в бухгалтерском учете эти операции отражены такими записями:

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн.

№ мемориального ордера

дебет

кредит

Учреждение, безвозмездно передающее ОС

1

Списана сумма начисленного износа и первоначальная стоимость ОС

1411

1014

125000

9

2

Отнесена к накопленным финансовым результатам стоимость техники при списании

5111

5512

125000

17*

Учреждение, безвозмездно получившее ОС

1

Отражена стоимость безвозмездно полученных ОС

1014

2117

125000

4

2

Одновременно отражены:

— доход от безвозмездно полученных объектов

2313

7511

125000

3, 14

— увеличение внесенного капитала на стоимость безвозмездно полученных объектов ОС

7511

5111

125000

17*

— кассовые расходы

2117

2313

125000

3, 4

В орган Казначейства учреждение подает Справку о поступлениях в натуральной форме.

3

Отражен начисленный износ на безвозмездно полученные объекты (на основании полученных документов)

5111

1411

125000

17*

4

Увеличена первоначальная стоимость объектов на сумму ликвидационной стоимости

1014

5111

14000

17*

* Для отражения операций, не фиксируемых в мемориальных ордерах № 1 — 16, следует применять мемориальный ордер № 17 по форме, утвержденной приказом Минфина от 08.08.2017 г. № 755.

Важно! Согласно п. 4 разд. I НП(С)БУ 121 амортизируемая стоимость — это первоначальная или переоцененная стоимость необоротных активов, за вычетом их ликвидационной стоимости. То есть в примере 3 амортизируемая стоимость объекта равна нулю. Это значит, что в дальнейшем учреждение не начисляет амортизацию на объекты, которые оно получило.

Передача-получение МНМА

Пример 4. На основании решения исполкома главный распорядитель (бюджетное учреждение) передал безвозмездно другому главному распорядителю (бюджетному учреждению) малоценный необоротный материальный актив (сейф). Передача имущества оформлена Актом приема-передачи по форме, утвержденной постановлением КМУ от 21.09.98 г. № 1482 (ср. 025069200).

На основании данных бухгалтерского учета в Акте указано, что:

— первоначальная стоимость сейфа — 600 грн.;

— начисленный износ — 600 грн.

В 2017 году учреждением была проведена корректировка внесенного капитала. То есть внесенный капитал, который учитывается на субсчете 5111, увеличен на сумму износа, начисленного в прошлых годах. В результате на субсчете 5111 учитывается первоначальная стоимость объекта (600 грн.).

Поскольку безвозмездно полученное имущество пригодно для дальнейшего использования, комиссией учреждения принято решение об установлении ликвидационной стоимости. По результатам работы комиссия составила Акт об установлении ликвидационной стоимости. Согласно Акту ликвидационная стоимость сейфа составляет 180 грн.

В бухгалтерском учете эти операции отражены учреждениями такими записями:

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн.

№ мемориального ордера

дебет

кредит

Учреждение, безвозмездно передающее МНМА

1

Начислена амортизация в месяце списания МНМА с баланса

8014

1412

300

17*

2

Списана стоимость МНМА

1412

1113

600

9

3

Отнесена к накопленным финансовым результатам стоимость МНМА при списании

5111

5512

600

17*

4

Отнесена на финансовый результат отчетного периода начисленная амортизация

5511

8014

300

17*

Учреждение, безвозмездно получившее МНМА

1

Отражена стоимость безвозмездно полученного МНМА

1113

2117

600

4

2

Одновременно отражены:

— доход от безвозмездно полученного МНМА

2313

7511

600

3, 14

— увеличение внесенного капитала на стоимость безвозмездно полученного МНМА

7511

5111

600

17*

— кассовые расходы

2117

2313

600

3,4

В орган Казначейства учреждение подает Справку о поступлениях в натуральной форме.

3

Отражен начисленный износ на безвозмездно полученный МНМА (на основании полученных документов)

5111

1412

600

17*

4

Увеличена первоначальная стоимость МНМА на сумму ликвидационной стоимости

1113

5111

180

17*

* Для отражения операций, не фиксируемых в мемориальных ордерах № 1 — 16, следует применять мемориальный ордер № 17 по форме, утвержденной приказом Минфина от 08.08.2017 г. № 755.

В таком случае, как и в предыдущем примере, амортизируемая стоимость объекта равна нулю. То есть в дальнейшем учреждение не начисляет амортизацию на этот объект.

Нормативные документы и сокращения

НП(С)БО 121 — Національне положення (стандарт) бухгалтерського обліку в державному секторі 121 «Основні засоби», затверджене наказом Мінфіну від 12.10.2010 р. № 1202.

Методрекомендації — Методичні рекомендації з бухгалтерського обліку основних засобів суб’єктів державного сектору, затверджені наказом Мінфіну від 23.01.2015 р. № 11.

Типова кореспонденція — Типова кореспонденція субрахунків бухгалтерського обліку для відображення операцій з активами, капіталом та зобов’язаннями розпорядниками бюджетних коштів та державними цільовими фондами, затверджена наказом Мінфіну від 29.12.2015 р. № 1219.

ОЗ — основні засоби.

МНМА — малоцінні необоротні матеріальні активи.

 

Матвєєва Вікторія, економіст-аналітик Видавничого будинку «Фактор»

БЮДЖЕТНА БУХГАЛТЕРІЯ БЕРЕЗЕНЬ, 2018/№ 12

0
0
0
0
0
0

env_icon Наш сайт полезен для вас?

Получайте первыми актуальности новости! env_icon

Подписаться на актуальную рассылку для бухгалтера бюджетного учреждения

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы уведомить нас об этом
Газета «Бюджетна бухгалтерія»



Комментарии (0)
Оставить комментарии:
Ваше имя
Комментарии
Для того, чтоб распечатать текст необходимо авторизоваться или зарегистрироваться
Закрити
icon-block
Заважає реклама?
bcom.clean_site_text
Вимкнути на 10 секунд