Информация по теме "" | Публикации по тегу
02.03.23
400 0
Распечатать
Избранное

Бухгалтерия отдела образования: может ли обслуживать учебные заведения и культуры?

Бухгалтерия одного бюджетного учреждения хочет вести бухгалтерский учет других бюджетных учреждений. Давайте разбираться вместе, возможно ли такое.

Централизованное ведение учета: допустимо?

Сначала выясним, возможно ли вообще централизованное ведение бухгалтерского учета бюджетных учреждений.

Этой теме мы уже неоднократно уделяли внимание на страницах нашего издания, поэтому смотрите материалы "Центр профразвития педагогов: можно ли вести учет централизованно?" // "Бюджетная бухгалтерия", 2023, № 6, "Ведение бухучета в школе: обособленно или централизованно?" // "Бюджетная бухгалтерия", 2022, № 48.

Напомним основное.

Для обеспечения ведения бухучета бюджетные учреждения имеют право самостоятельно выбрать форму его организации.

Задачи и функциональные обязанности бухгалтерских служб, полномочия руководителя бухгалтерской службы в бюджетных учреждениях определяет Кабмин. Таково предписание ч. 4 ст. 8 Закона № 996*. Во исполнение этого требования действует Типовое положение № 5 9**.

*Закон Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине" от 16.07.99 № 996-XIV.

** Типовоеположение о бухгалтерской службе бюджетного учреждения, утвержденное постановлением КМУ от 26.01.2011 № 59.

Исходя из п. 2 Типового положения № 59, бюджетные учреждения могут выбрать один из следующих вариантов организации ведения бухгалтерского учета:

- создание самостоятельного структурного подразделения (бухгалтерская служба) для ведения бухгалтерского учета;

- введение должности специалиста, на которого возлагается выполнение обязанностей бухгалтерской службы;

- обязанности бухгалтерской службы может выполнять централизованная бухгалтерия (далее - ЦБ) бюджетного учреждения, которому подчинены другие бюджетные учреждения.

Поэтому, как видим, централизованный учет вестись может и вести его имеет право исключительно ЦБ.

Ведение бухгалтерией одного учреждения учета других учреждений: возможно ли?

Нет, это недопустимо. Объясним подробнее.

Немного окунемся в историю.

Еще в 2001 году, со вступлением в силу Закона № 2493*, руководящие работники и специалисты ОМС приобрели статус должностных лиц. При этом п. 1 постановления № 268** было определено, что условия оплаты труда должностных лиц местного самоуправления определяют ОМС исходя из условий оплаты труда, установленных для государственных служащих соответствующих категорий.

*Закон Украины "О службе в органах местного самоуправления" от 07.06.2001 № 2493-ІІІ.

**Постановление КМУ "Об упорядочении структуры и условий оплаты труда работников аппарата органов исполнительной власти, органов прокуратуры, судов и других органов" от 09.03.2006 № 268.

В связи с этим, чтобы бухгалтеры ЦБ имели право на получение заработной платы на уровне госслужащих, им нужно было стать должностными лицами местного самоуправления.

Для этого ЦБ были ликвидированы, а бухгалтеры этих бухгалтерий приняты на вакантные должности специалистов в соответствующие советы.

Кроме того, при необходимости в штатное расписание соответствующих советов можно было ввести должности специалистов по бухгалтерскому учету.

Таким образом, бухгалтеры ЦБ стали специалистами соответствующих местных советов.

Следует отметить, что ЦБ действуют и сейчас. Они образуются по решению сельских, поселковых, городских советов для ведения бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях и организациях (учреждениях образования, здравоохранения и т.д.). ЦБ являются самостоятельными бюджетными учреждениями и к ОМС не относятся. Это в свое время подчеркивали компетентные органы: Минфин в письме от 19.05.2000 № 31-041-2-6/1738 и Минсоцполитики в письме от 08.11.2013 № 1006/13/155-13 (ср. USER_SHOW_ID).

Но, конечно, специалистам бухгалтерии отдела образования, который является исполнительным органом, не хочется терять статус должностных лиц местного самоуправления. Очевидно, в связи с этим ЦБ не был создан.

А если ЦБ отсутствует, бухгалтеры отдела образования, действующего при ОМС, имеют право вести бухгалтерский учет только операций непосредственно отдела образования.

ВНИМАНИЕ!

Бухгалтерия отдела образования вести бухгалтерский учет других бюджетных учреждений (образования, культуры и т. п.) не имеет права

По этому поводу Минсоцполитики в вышеупомянутом письме отметило, что в таком случае в штат заведений образования (или других бюджетных учреждений) нужно ввести должности бухгалтеров (главных бухгалтеров) в соответствии с действующими штатными нормативами.

Вывод: бухгалтерия отдела образования вести учет учреждений и заведений образования и культуры громады не может.

Для ведения бухгалтерского учета учреждений и заведений образования и культуры должен быть:

- или введены в такие заведения и учреждения должности бухгалтеров (главных бухгалтеров) в соответствии со штатными нормативами;

- либо созданы соответствующие ЦБ, которые будут вести такой учет.

Кстати, это не может быть одна и та же ЦБ и для заведений образования, и для заведений культуры. Ведь такие заведения имеют разное подчинение. Поэтому, например, при отделе образования может быть создана ЦБ для обслуживания заведений образования, а при отделе культуры - ЦБ, которая будет обслуживать заведения культуры.

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы уведомить нас об этом
Журнал «Бюджетна бухгалтерія»



Комментарии
0
Какая удача - вы можете стать первым, кто прокомментирует этот материал.
Оставить комментарий:
Для того, щоб роздрукувати текст необхідно авторизуватись або зареєструватись
Дякуємо, що читаєте нас Увійдіть і читайте далі