Информация по теме "" | Публикации по тегу
07.06.23
657 0
Распечатать
Избранное

Главбух в составе комиссии: обязанность или право?

Нет, включать главбуха в состав вышеупомянутых комиссий вовсе не обязательно. Более того, ни один действующий нормативный документ не содержит таких требований. Но чтобы не быть голословными, обратимся к нормативно-правовым актам, регламентирующим порядок формирования комиссий по инвентаризации, приемке и списанию имущества.

Кто проводит инвентаризацию?

Для проведения инвентаризации активов и обязательств документального подтверждения их наличия, состояния, соответствия критериям признания и оценки в учреждении создают инвентаризационную комиссию. Возглавляет такую комиссию руководитель учреждения (его заместитель) или руководитель подчиненного структурного подразделения, уполномоченный руководителем учреждения.

В число членов комиссии по инвентаризации можно включить:

- представителей аппарата управления (например, руководителей структурных подразделений);

- представителей бухгалтерской службы;

- других опытных работников, знающих объект инвентаризации, цены и нюансы первичного учета (например, инженеров, технологов, экономистов, бухгалтеров и т. п.).

Состав комиссии утверждает руководитель учреждения своим распорядительным документом. Такие требования к формированию комиссии по инвентаризации предусмотрены п. 1 разд. II Положения об инвентаризации активов и обязательств, утвержденного приказом Минфина от 02.09.2014 № 879.

Как видим, в состав инвентаризационной комиссии должен быть включен представитель бухгалтерской службы. Но при этом не уточнено, кто именно из работников бухгалтерии, это должно быть. Соответственно членом комиссии может быть как главный бухгалтер, так и любой другой работник этой службы.

Кто занимается списанием?

Порядок формирования комиссии по списанию имущества подобный.

Для установления факта непригодности имущества и оформления документов для его списания создают комиссию по списанию имущества. Председателем такой комиссии назначают заместителя руководителя учреждения.

К числу ее членов относятся:

- главный бухгалтер или его заместитель,

- работники инженерных, технических, технологических, строительных, учетно-экономических и других служб учреждения.

В то же время в состав комиссии по требованию субъекта управления имуществом могут привлекаться его представители и другие специалисты. В частности, для установления факта непригодности использования имущества, находящегося под надзором государственных инспекций, для участия в работе комиссии привлекают представителя соответствующей инспекции или ее территориального органа (в случае создания).

По общему правилу состав комиссии утверждает руководитель учреждения своим распорядительным документом.

Указанные требования к формированию комиссии по списанию имущества определены п. 9 Порядка списания объектов государственной собственности, утвержденного постановлением КМУ от 08.11.2007 № 1314 (ср. USER_SHOW_ID).

Следовательно, при формировании комиссии по списанию имущества в ее состав можно включить главбуха или же его заместителя. А вот о возможности назначения других работников бухгалтерской службы упоминания нет.

Кто осуществляет приемку?

Сразу отметим: для приемки и оприходования материальных ценностей, полученных от поставщиков, создавать специальную комиссию не нужно. Ведь этим занимается материально ответственное лицо. Это его прямая обязанность.

Однако если учреждение получает благотворительную или гуманитарную помощь, принимает такие материальные ценности комиссия учреждения. Такую комиссию создают по приказу руководителя. В ее состав обязательно включают работника бухгалтерской службы.

В частности, необходимость создания такой комиссии и требования к ее составу определены:

- при приемке основных средств и малоценных необоротных активов - п. 5 разд. ІІІ Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету основных средств субъектов государственного сектора, утвержденных приказом Минфина от 23.01.2015 № 11;

- при приемке запасов - п. 2 разд. V Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету запасов субъектов государственного сектора, утвержденных приказом Минфина от 23.01.2015 № 11.

Таким образом, в состав комиссии по приему благотворительной помощи вы также можете включить кого-либо из работников бухгалтерской службы. Например, это может быть бухгалтер по учету материальных ценностей.

Члены комиссии работают дистанционно: как провести инвентаризацию, приемку или списание имущества?

Дистанционная работа - не повод для отсутствия на рабочем месте кого-либо из членов комиссии при проведении таких мероприятий, как инвентаризация, приемка или списание имущества.

Главное - четко пропишите в трудовом договоре о дистанционной работе или соответствующем приказе возможность сочетания дистанционной работы работников - членов указанных комиссий с выполнением ими работы на рабочем месте. Подробнее об этом читайте в материале "Инвентаризация в военное время: как провести?" (см. "Бюджетная бухгалтерия", 2022, № 42).

Выводы

  • Главбуха не обязательно включать в состав таких комиссий учреждения, как: инвентаризационная, по приемке и списанию имущества.
  • В состав указанных комиссий можно включить заместителя главного бухгалтера или другого работника бухгалтерской службы.
Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы уведомить нас об этом
Журнал «Бюджетна бухгалтерія»



Комментарии
0
Какая удача - вы можете стать первым, кто прокомментирует этот материал.
Оставить комментарий:
Для того, щоб роздрукувати текст необхідно авторизуватись або зареєструватись
Дякуємо, що читаєте нас Увійдіть і читайте далі