Горючее из матрезерва для ликвидации последствий наводнения
Кто и для чего создает матрезерв?
В условиях военного положения вопросы создания материальных резервов на местном уровне стоят на повестке дня всех органов местного самоуправления (далее - ОМС).
Что вообще подразумевают под материальным резервом?
Речь идет о запасах материальных ценностей, в частности строительных и горюче-смазочных материалов (далее - ГСМ), лекарственных средств и изделий медицинского назначения, продовольствия, техники, технических средств и других материальных ценностей, предназначенных для предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, оказания помощи пострадавшему населению, проведения неотложных восстановительных работ и мероприятий.
Полномочия на создание и использование материальных резервов на местном уровне имеют органы исполнительной власти и ОМС. Кроме того, должностные лица таких органов уполномочены контролировать наличие этих резервов на местном (региональном) уровне и несут ответственность, предусмотренную законодательством.
Поэтому для того, чтобы такие органы могли быстро и слаженно отреагировать на ту или иную чрезвычайную ситуацию в своем регионе и предоставить соответствующую помощь населению, целесообразно прежде всего утвердить порядок формирования и использования местного материального резерва. Также не помешает утвердить Программу мероприятий по предотвращению возникновения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий и паспорт соответствующей бюджетной программы. При разработке указанных документов стоит ориентироваться на требования Порядка № 775*.
Куда можно использовать горючее из матрезерва?
В случае создания матрезервов для предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий эти резервы можно использовать исключительно на определенные цели. Перечень направлений использования ценностей из такого резерва прописан в п. 12 Порядка № 775.
В частности, материальные ценности из материального резерва могут быть использованы на такие цели, как:
- обеспечение горюче-смазочными и другими расходными материалами транспортных средств предприятий, привлеченных для эвакуации пострадавшего населения из зоны чрезвычайной ситуации и возможного поражения;
- развертывание и обеспечение деятельности пунктов несокрушимости в случае угрозы и/или возникновения чрезвычайных ситуаций.
Учитывая это, Порядок № 775 не ограничивает местный совет относительно направления использования горючего. То есть горючее, приобретенное местным советом с целью формирования регионального материального резерва, разрешено использовать как для обеспечения деятельности пунктов несокрушимости, так и для заправки транспортных средств, привлеченных для эвакуации населения.
Таким образом, местный совет (управление гражданской защиты местного совета) вполне может передать ГСМ для обеспечения работы транспортных средств подразделений ГСЧС, привлеченных к ликвидации последствий наводнения.
Как передать горючее?
Шаг 1. Принятие решения о передаче горючего. Обычно с инициативой/просьбой о бесплатной передаче коммунального имущества в государственную собственность в местный совет обращается территориальный орган (руководство местного подразделения) ГСЧС. Цель - оперативная ликвидация последствий чрезвычайной ситуации (в ситуации читателя - наводнения) на территории соответствующей территориальной громады. Поэтому наличие письма-просьбы не будет лишней бумажкой для принятия дальнейших решений соответствующим ОМС.
Основанием для передачи материальных ценностей будет решение местного совета (исполкома, военно-гражданской или военной администрации) о выделении горючего из местного материального резерва. В частности, в таком документе определяют:
- учреждение, которое передает горючее;
- учреждения, которые принимают горючее;
- наименование и количество горючего, которое подлежит передаче;
- ответственных за учет, хранение и использование горючего;
- лиц, на которых возложен контроль за выполнением этого документа.
Шаг 2. Передача горючего. Организационные вопросы по передаче-приемке материальных ценностей поручают комиссии, созданной ОМС (исполкомом, военно-гражданской или военной администрацией и т. п.). В состав такой комиссии включают представителей обеих сторон, принимающих и передающих ценности.
Такую операцию оформляют Актом приемки-передачи запасов. Типовая форма этого документа утверждена приказом № 431*.
В Акте указывают:
- названия сторон, передающих и принимающих горючее;
- состав комиссии (или ответственных лиц), передающей и принимающей материальные ценности;
- подробную информацию о переданном горючем (наименование, количество, единицу измерения, цену и общую стоимость).
Оформляют указанный документ в двух экземплярах: по одному экземпляру для каждой стороны, принимающей и передающей активы. Все экземпляры Акта должны быть подписаны представителями обеих сторон. А вот утвердить такой Акт должен именно руководитель учреждения, которое передает материальные ценности.
Шаг 3. Списание горючего. Непосредственно факт передачи горючего подразделению МЧС является основанием для списания запасов в бухучете местного совета. Ведь такая операция осуществлена между учреждениями, которые подчинены разным субъектам управления и содержатся за счет средств разных бюджетов. Это значит, что такая передача ГСМ не может считаться внутриведомственной и внутренние расчеты между этими учреждениями не возникают.
Учитывая это, отнести стоимость переданного горючего на расходы ОМС должен сразу после его передачи подразделениям МЧС. Основанием для этого будет непосредственно Акт приемки-передачи запасов, оформленный по типовой форме.
Шаг 4. Перераспределение расходов по КЭКР. В этой ситуации имеем факт изменения направлений использования горючего. Поэтому местному совету (управлению по вопросам гражданской защиты) придется перераспределить расходы по соответствующим КЭКР. Так, например, это касается ситуации, когда горючее было приобретено для генераторов по КЭКР 2275, а использовано для транспортных средств по КЭКР 2210.
Как это сделать правильно, читайте в материале "Горючеедля генератора используем на другие цели" ("Бюджетная бухгалтерия", 2023, № 17).
Как показать в бухучете?
ГСМ, приобретенные для формирования материального резерва, ОМС (управление по вопросам гражданской защиты) должно учитывать в составе запасов. В частности, Планом счетов* для учета активов, составляющих государственные материальные резервы и запасы (резервы нефтепродуктов, зерна и т. п.), предусмотрен субсчет 1814 "Государственные материальные резервы и запасы". Впрочем, не будет ошибкой, если такое горючее учреждение будет учитывать на субсчете 1514 "Горюче-смазочные материалы". При этом главное - отделить горючее, приобретенное для создания материального резерва, от ГСМ, закупленных непосредственно для нужд местного совета. Для этого аналитические счета вам в помощь.
Стоимость горючего, переданного для ликвидации последствий наводнения, ОМС должен отнести на расходы отчетного периода по Дт субсчета 8511 "Расходы по необменным операциям". Поскольку в этом случае передача горючего из матрезерва не предусматривает возникновения встречных обязательств в обмен на полученный доход.
Какие бухгалтерские последствия будет иметь эта операция для учреждения-получателя горючего? При получении имущества от бюджетных учреждений, подчиненных другим субъектам управления, операции осуществляют в порядке обычного бесплатного получения имущества. Собственно, на таком подходе настаивал Минфин еще в 2018 году в своем письме от 05.01.2018 № 35200-02-2/609 (ср. USER_SHOW_ID). С тех пор новых разъяснений по этому поводу Минфин не предоставлял. Поэтому предполагаем, что его позиция оставалась неизменной. Учитывая это, учреждение, получающее имущество, должно признать доходы от безвозмездно полученных активов и показать их в составе доходов от необменных операций.
Пример. В январе 2023 года с целью создания местного материального резерва исполком городского совета закупил дизельное топливо в количестве 500 л на общую сумму 27500 грн.
В апреле 2023 года согласно решению исполкома для ликвидации последствий наводнения подразделению ГСЧС выделено из местного материального резерва горючее в количестве 200 л на сумму 11000 грн. По факту передачи ценностей оформлен Акт приемки-передачи запасов по типовой форме.
№ з/п | Содержание хозяйственной операции | Корреспонденция субсчетов | Сумма, грн | № м/о | |
дебет | кредит | ||||
ОМС | |||||
Приобретение горючего | |||||
1 | Получены ассигнования для приобретения горючего | 2313 | 7011 | 27500 | 2 |
2 | Получено горючее от поставщика | 1814 | 6211 | 27500 | 6 |
3 | Перечислена оплата поставщику | 6211 | 2313 | 27500 | 2, 6 |
Передача и списание горючего | |||||
1 | Передано и списано горючее, переданное для ликвидации последствий наводнения | 8511 | 1814 | 11000 | 17 |
Подразделение ГСЧС | |||||
Получение и использование горючего | |||||
1 | Получено горючее от исполкома для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации | 1514 | 2117 | 11000 | 4 |
В то же время отражены: | |||||
- доход от бесплатно полученных ценностей | 2313 | 7511* | 11000 | 3, 14 | |
- кассовые расходы | 2117 | 2313 | 11000 | 3, 4 | |
2 | Использовано горючее на ликвидацию последствий наводнения | 8013 | 1514 | 11000 | 13 |
* Не позднее последнего рабочего дня отчетного месяца на сумму полученных материальных ценностей - 11000 грн необходимо подать Справку о поступлении в натуральной форме в Госказначейскую службу. |