Информация по теме "" | Публикации по тегу
02.09.25
26 0
Распечатать
Избранное

Как учитывать расходы на зарядку электромобилей?

Как правильно списать электроэнергию, использованную при зарядке электромобиля? Существуют ли нормы расхода электроэнергии при использовании электромобилей? Как показать в бухучете расходы на зарядку такого авто?

Як обліковувати витрати на зарядку електромобілів?

Зарядка электромобиля

Независимо от того, где заряжается электромобиль (в учреждении через собственное зарядное устройство или обычную розетку, или на станции зарядки электромобилей), узнать фактический объем потребления электроэнергии нетрудно.

Так, если зарядка происходит от собственной электросети учреждения, то объем потребленной электроэнергии можно определить, опираясь на приборы учета, установленные в учреждении.

В случае когда электромобиль заряжается на станции зарядки, такую информацию можно отыскать в составленномсобственником зарядной станции акте на услугу по зарядке электромобиля (она будет включать как непосредственно стоимость использованной для зарядки электроэнергии, так и сумму аренды зарядной станции в течение времени зарядки).

Учитывая это, кажется, что учитывать электроэнергию, использованную на зарядку электромобиля, следует по аналогии с заправкой топливом автомобилей с двигателем внутреннего сгорания.

На самом же деле, это совсем не так. Разберемся с этим далее.

Товар или услуга

Прежде всего давайте разберемся со статусом электроэнергии для владельца электромобиля.

В соответствии с п. 26 ч. 1 ст. 1 Закона Украины "О рынке электрической энергии" от 13.04.2017 № 2019-VIII электрическая энергия - это энергия, которая производится на объектах электроэнергетики и является товаром, предназначенным для купли-продажи.

При этом, чтобы электроэнергия была товаром, ее купля-продажа должна происходить на основе заключенных договоров купли-продажи электроэнергии, о которых говорится в пп. 19 и 20 ч. 1 ст. 1 указанного Закона. Такие договоры обычно составляются между производителями электроэнергии и ее поставщиками.

Когда электроэнергия поступает к потребителю (в учреждение), то это происходит по совсем другим договорам. А потому для потребителя полученная электроэнергия не будет считаться товаром.

Для потребителя полученная электроэнергия будет классифицироваться как услуга, ведь она потребляется сразу в момент ее получения (идет на зарядку аккумулятора электромобиля).

На это указывают и налоговики (см. письмо ГНСУ от 20.08.2018 № 3600/6/99-99-15-03-02-15/ІПК, письмо ГУ ГНС в Днепропетровской обл. от 02.06.2020 № 2270/ІПК/04-36-04-01-16).

Если брать во внимание зарядку электромобиля на зарядной станции, то о том, что в этом случае происходит приобретение товара, и речи не идет. На это прямо указывает ч. 5 ст. 58 Закона № 2019. В ней говорится, что деятельность по предоставлению услуг по зарядке систем аккумулирования электрической энергии (аккумуляторных батарей) электромобилей с помощью электрозарядных станций является потреблением электрической энергии и не является поставкой электрической энергии.

Следовательно, заправку электроэнергией электромобилей следует рассматривать как получение услуг, а не как приобретение товаров.

Правила учета

Если зарядка электромобиля считается получением услуги, то смело можно заявлять, что правила списания топлива на работу автотранспорта к этому случаю применять нельзя. То есть учреждению не нужно электроэнергию как топливо зачислять на баланс. А потом списывать на расходы при ее использовании (см. письмо Минфина от 02.09.2003 № 31-04220-29-18/1497).

Так как тогда учитывать электрозаряд?

На сегодняшний день существуют два подхода к учету стоимости электроэнергии, приводящей в движение электромобиль:

1) при зарядке включить стоимость электроэнергии в расходы будущих периодов по дебету субсчета 2911 "Расходы будущих периодов распорядителей бюджетных средств", а затем списывать на расходы той деятельности, где используется автомобиль, исходя из фактического пробега автомобиля (Дт 2911 - Кт 6211; Дт 8013, 8113 - Кт 2911);

2) сразу при зарядке автомобиля включить стоимость электроэнергии в расходы отчетного периода, а именно в расходы той деятельности, где используется автомобиль (Дт 8013, 8113 - Кт 6211).

Нам ближе второй вариант. Ведь именно так учитывается и заряд, например, мобильных телефонов, powerbank и т. п.: сразу на расходы. Никто не следит за процессом использования заряда на аккумуляторе телефона, потому что это выглядит несколько абсурдным. Согласитесь, это большие хлопоты. Кроме того, потребление электроэнергии как услуги происходит в момент заправки электромобиля. По сути, заряд аккумулятора дальше никуда не идет. Использовать его может только конкретный электрокар. В отличие от классического топлива, которое можно, например, слить, продать на сторону и т.д.

В конце концов, учреждение может самостоятельно решить, какой из вариантов учета ему более подходит. Главное - закрепить такое решение в приказе об учетной политике.

Что касается применения КЭКР, то здесь традиционно следует обратиться к Инструкции по применению экономической классификации расходов бюджета, утвержденной приказом Минфина от 12.03.2012 № 333.

С учетом ее норм, если электромобиль заряжается на собственной территории учреждения(от собственной электросети), то расходы на электроэнергию проводятся по КЭКР 2273 "Оплата электроэнергии".

Если же электромобиль заряжается на сторонних зарядных станциях (например, AutoEnterprise, Go To-U, Tesla Supercharger), то применяем КЭКР 2275 "Оплата других энергоносителей" (если услуга выставляется как "зарядка авто") или КЭКР 2273, если в счетах это прямо указано как электроэнергия.

Контроль за использованием

Какой бы вариант учета учреждение не выбрало, контролировать использование электроэнергии на электромобиле все равно нужно.

Используйте путевые листы. Составьте путевые листы в произвольной форме, адаптировав их для электромобилей. В них можно указать марку электромобиля, фамилию водителя, хозяйственное задание, маршрут передвижения авто, показания спидометра и, соответственно, количество потребленной электроэнергии и ее стоимость.

Обратитевнимание: никаких норм расхода электроэнергии при использовании электромобилей, в отличие от норм расхода горючего на автомобиль с двигателем внутреннего сгорания, не существует. И устанавливать собственные нормы также не нужно.

Хотя приблизительный расчет расходов для подтверждения целевого и рационального использования средств и удобства учета на 100 км сделать можно. Делать его следует опираясь на данные производителя электромобиля о количестве километров, которые может проехать электромобиль на одном заряде.

К сведению: пробег автомобиля на одном заряде зависит от емкости аккумулятора электромобиля. Так, например, если в электромобиле стоит аккумулятор емкостью 40 кВт-ч, то это позволит проехать до 320 км без подзарядки, а если емкость будет на уровне 60 кВт-ч, то до 550 км. Но это номинальная емкость. Если же аккумулятор не новый, а также в случае, когда электроэнергия расходуется на другие цели (работу кондиционера в летнее и зимнее время, простаивание в пробках и т.д.), то емкость аккумулятора электромобиля будет расходоваться больше. А значит, и пробег автомобиля будет меньше, чем заявлено. Поэтому производя приблизительный расчет количества километров, которые можно проехать на одном заряде, эти нюансы следует учитывать.

Если в учреждения будет приблизительный расчет дальности проезда электромобиля на одном заряде, а также путевой лист, подтверждающий, что автомобиль использовался исключительно в хозяйственных целях в пределах рассчитанного пробега, то проблем с контролем за использованием электроэнергии для авто, не будет.

0
0
0
0
0
0
Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы уведомить нас об этом



Комментарии
0
Какая удача - вы можете стать первым, кто прокомментирует этот материал.
Оставить комментарий:
Для того, щоб роздрукувати текст необхідно авторизуватись або зареєструватись
Дякуємо, що читаєте нас Увійдіть і читайте далі
pw-image
Читайте сайт за ціною чашки кави
Платне користування buhgalter.com.ua передбачає:
  • доступ до новин, статей, довідників
  • безлімітні завантаження бланків
  • відсутність реклами.
Передплатники PRO-доступу, «Бюджетної бухгалтерії», «Оплата праці» та користувачі «FIT-Бюджет» отримують безкоштовний доступ до порталу бонусом до передплати.
Передплата подовжується автоматично щомісяця, але відмовитися можна у будь-який момент. Я погоджуюсь з користувацькими умовами
70
грн/
місяць
Вже передплатили? Увійти
Передплата подовжується автоматично щомісяця, але відмовитися можна у будь-який момент. Я погоджуюсь з користувацькими умовами
ic-acc-pay
×