Информация по теме "" | Публикации по тегу
12.07.23
441 0
Распечатать
Избранное

Лампы накаливания -> LED-лампы: обмениваем и учитываем?

В этом году действует Всеукраинская программа бесплатного обмена ламп накаливания на энергосберегающие LED-лампы. Основная цель программы - снизить объем потребления электроэнергии и помочь энергосистеме страны, которая находится в затруднительном положении. Процедура такого обмена определена Порядком № 25*.

* Порядок реализации экспериментального проекта по созданию благоприятных условий для обеспечения эффективного потребления электрической энергии в Украине, утвержденный постановлением КМУ от 10.01.2023 № 25.

Работает эта программа обмена очень просто. Приносим старые лампы накаливания, а взамен получаем новые LED-лампы, так называемые экономки. Впрочем, для получения новых ламп стоит предварительно предоставить запрос на потребность получения LED-ламп в электронной форме через единый портал государственных услуг "Дія". А вот непосредственный обмен ламп осуществляем через отделения АО "Укрпочта".

Кто может обменять лампы?

Начиная с мая 2023 года этой программой могут воспользоваться не только физические, но и определенные юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность определенных видов экономической деятельности.

Прежде всего это касается учебных заведений, среди которых: детские сады, школы, профтехучилища, вузы, спортивные и музыкальные школы, автошколы и любые другие учебные заведения. Также обменять старые лампы на светодиодные могут учреждения здравоохранения (поликлиники, больницы, стоматологические клиники, лаборатории и т.д.).

Полный перечень таких "счастливчиков" можно найти в приложении 1 к Порядку № 25. А для вашего удобства мы привели этот перечень ниже.

Виды деятельности юрлиц - участников программы обмена

Код согласно КВЭД

Вид деятельности

85.10

Дошкольное образование

85.20

Начальное образование

85.31

Общее среднее образование

85.32

Профессиональное (профессионально-техническое) образование

85.41

Профессиональное (профессионально-техническое) образование на уровне учреждения профессионального (профессионально-технического) образования

85.42

Высшее образование

85.51

Образование в сфере спорта и отдыха

85.52

Образование в сфере культуры

85.53

Деятельность школ подготовки водителей транспортных средств

85.59

Прочие виды образования, не отнесенные к другим группировкам

85.60

Вспомогательная деятельность в сфере образования

86.10

Деятельность больничных учреждений

86.20

Медицинская и стоматологическая практика

86.90

Другой вид деятельности в сфере здравоохранения

Сколько ламп можно обменять?

Заведение имеет право обменять:

- по 3 лампы - на каждые 10м2 в учебных классах, помещениях учительских, палатах, процедурных для учреждений здравоохранения и образования;

- по 2 лампы - на каждые 10м2 для мест общего пользования заведений здравоохранения и учебных заведений.

Кстати, при оформлении запроса на потребность получения LED-ламп нужно указать об общей площади учебных классов, помещений учительских и мест общего пользования. Поэтому именно эти показатели являются решающими при вычислении количества энергосберегающих ламп, которые получит заведение в результате обмена.

Как осуществить обмен?

Для осуществления такого обмена нужно оформить запрос на потребность получения LED-ламп через единый портал государственных услуг "Дія" и выполнить следующие шаги:

1) авторизоваться на портале "Дія" с помощью квалифицированной электронной подписи (далее - КЭП) юрлица;

2) проверить информацию о заведении;

3) перейти в раздел "Услуги", выбрать "Обмен лампочек" и начать заполнение запроса;

4) указать информацию о заведении и площадь учебных классов, помещений учительских и мест общего пользования в калькуляторе, чтобы узнать лимит LED-ламп, и в пределах такого лимита выбрать количество и типы ламп (с цоколем Е-14 или Е-27);

5) проставить отметку о согласии сдать такое же количество старых ламп;

6) указать отделение почтовой связи, в котором желаете забрать лампочки;

7) проверить и подтвердить данные по сформированному запросу;

8) подписать запрос КЭП юрлица.

После подачи заявки представители АО "Укрпочта" свяжутся по номеру телефона, указанному вами в запросе, и предоставят инструкции по получению энергосберегающих ламп.

Подробную информацию о реализации этого проекта можно найти на едином портале государственных услуг "Дія".

Как учитывать полученные лампы?

В этой ситуации учреждение получает новые LED-лампы без указания стоимости в сопроводительных документах. Как определить стоимость такого имущества? Решить этот вопрос несложно. При этом следует руководствоваться общими правилами определения стоимости бесплатно полученного имущества. Вспомним ключевые из них.

1. Принимает и оценивает LED-лампы комиссия учреждения. Такую комиссию создают по приказу руководителя. В ее состав обязательно включают работника бухгалтерской службы.

2. Полученные лампы оприходуем по справедливой стоимости. При определении их стоимости ориентируйтесь на среднерыночные цены на такие хозяйственные товары в сети Интернет.

3. Факт бесплатного получения ламп комиссия фиксирует в Акте приемки-передачи запасов, оформленном по типовой форме. При этом в гр. 9 табличной части Акта целесообразно сделать примечание, что стоимость полученных LED-ламп определена комиссией учреждения по средним ценам.

4. Полученные лампы зачисляем на баланс в состав запасов на субсчет 1812 "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы".

5. Поступление таких ламп рассматриваем как благотворительную помощь. Соответственно отражаем увеличение доходов от безвозмездно полученных активов. Для обобщения информации о таких доходах применяем субсчет 7511 "Доходы по необменным операциям".

6. Подаем в Казначейство Справку о поступлении в натуральной форме на стоимость полученной помощи (определенной по оценке комиссией учреждения). Поступления от безвозмездно полученных активов отражаем по коду доходов 25020100 "Благотворительные взносы, гранты и подарки".

7. Не забываем внести изменения в смету в части спецфонда по собственным поступлениям. Для этого подаем распорядителю высшего уровня копии справок об изменениях в смету по собственным поступлениям. Последние обязательно должны быть заверены соответствующим органом Казначейства.

Пример. Бюджетное учреждение получило по программе обмена LED-лампы в количестве 20 шт. По факту получения ценностей оформлен Акт приемки-передачи запасов типовой формы.

Комиссия учреждения определила стоимость LED-ламп - 1300 грн (65 грн х 20 шт.) и зафиксировала ее в Акте. В течение месяца в эксплуатацию выдано 5 LED-ламп на сумму 325 грн.

з/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма,

грн

м/о

дебет

кредит

1

Оприходованы LED-лампы

1812

2117

1300

4

В то же время отражен:

- доход от бесплатно полученных LED-ламп

2313

7511*

1300

3, 14

- кассовые расходы

2117

2313

1300

3, 4

2

Выданы в эксплуатацию LED-лампы

8013

1812

325

13

* До конца отчетного месяца в Казначейство была подана Справка о поступлении в натуральной форме по коду доходов 25020100 на сумму 1300 грн.

Выводы

  • LED-лампы, полученные по программе обмена, подлежат оприходованию на баланс учреждения.
  • Справедливую стоимость таких ламп определяем по среднерыночным ценам.
0
0
0
0
0
0
Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы уведомить нас об этом
Журнал «Бюджетна бухгалтерія»



Комментарии
0
Какая удача - вы можете стать первым, кто прокомментирует этот материал.
Оставить комментарий:
Для того, щоб роздрукувати текст необхідно авторизуватись або зареєструватись
Дякуємо, що читаєте нас Увійдіть і читайте далі