Лампы накаливания -> LED-лампы: обмениваем и учитываем?
В этом году действует Всеукраинская программа бесплатного обмена ламп накаливания на энергосберегающие LED-лампы. Основная цель программы - снизить объем потребления электроэнергии и помочь энергосистеме страны, которая находится в затруднительном положении. Процедура такого обмена определена Порядком № 25*.
Работает эта программа обмена очень просто. Приносим старые лампы накаливания, а взамен получаем новые LED-лампы, так называемые экономки. Впрочем, для получения новых ламп стоит предварительно предоставить запрос на потребность получения LED-ламп в электронной форме через единый портал государственных услуг "Дія". А вот непосредственный обмен ламп осуществляем через отделения АО "Укрпочта".
Кто может обменять лампы?
Начиная с мая 2023 года этой программой могут воспользоваться не только физические, но и определенные юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность определенных видов экономической деятельности.
Прежде всего это касается учебных заведений, среди которых: детские сады, школы, профтехучилища, вузы, спортивные и музыкальные школы, автошколы и любые другие учебные заведения. Также обменять старые лампы на светодиодные могут учреждения здравоохранения (поликлиники, больницы, стоматологические клиники, лаборатории и т.д.).
Полный перечень таких "счастливчиков" можно найти в приложении 1 к Порядку № 25. А для вашего удобства мы привели этот перечень ниже.
Виды деятельности юрлиц - участников программы обмена
Код согласно КВЭД | Вид деятельности |
85.10 | Дошкольное образование |
85.20 | Начальное образование |
85.31 | Общее среднее образование |
85.32 | Профессиональное (профессионально-техническое) образование |
85.41 | Профессиональное (профессионально-техническое) образование на уровне учреждения профессионального (профессионально-технического) образования |
85.42 | Высшее образование |
85.51 | Образование в сфере спорта и отдыха |
85.52 | Образование в сфере культуры |
85.53 | Деятельность школ подготовки водителей транспортных средств |
85.59 | Прочие виды образования, не отнесенные к другим группировкам |
85.60 | Вспомогательная деятельность в сфере образования |
86.10 | Деятельность больничных учреждений |
86.20 | Медицинская и стоматологическая практика |
86.90 | Другой вид деятельности в сфере здравоохранения |
Сколько ламп можно обменять?
Заведение имеет право обменять:
- по 3 лампы - на каждые 10м2 в учебных классах, помещениях учительских, палатах, процедурных для учреждений здравоохранения и образования;
- по 2 лампы - на каждые 10м2 для мест общего пользования заведений здравоохранения и учебных заведений.
Кстати, при оформлении запроса на потребность получения LED-ламп нужно указать об общей площади учебных классов, помещений учительских и мест общего пользования. Поэтому именно эти показатели являются решающими при вычислении количества энергосберегающих ламп, которые получит заведение в результате обмена.
Как осуществить обмен?
Для осуществления такого обмена нужно оформить запрос на потребность получения LED-ламп через единый портал государственных услуг "Дія" и выполнить следующие шаги:
1) авторизоваться на портале "Дія" с помощью квалифицированной электронной подписи (далее - КЭП) юрлица;
2) проверить информацию о заведении;
3) перейти в раздел "Услуги", выбрать "Обмен лампочек" и начать заполнение запроса;
4) указать информацию о заведении и площадь учебных классов, помещений учительских и мест общего пользования в калькуляторе, чтобы узнать лимит LED-ламп, и в пределах такого лимита выбрать количество и типы ламп (с цоколем Е-14 или Е-27);
5) проставить отметку о согласии сдать такое же количество старых ламп;
6) указать отделение почтовой связи, в котором желаете забрать лампочки;
7) проверить и подтвердить данные по сформированному запросу;
8) подписать запрос КЭП юрлица.
После подачи заявки представители АО "Укрпочта" свяжутся по номеру телефона, указанному вами в запросе, и предоставят инструкции по получению энергосберегающих ламп.
Подробную информацию о реализации этого проекта можно найти на едином портале государственных услуг "Дія".
Как учитывать полученные лампы?
В этой ситуации учреждение получает новые LED-лампы без указания стоимости в сопроводительных документах. Как определить стоимость такого имущества? Решить этот вопрос несложно. При этом следует руководствоваться общими правилами определения стоимости бесплатно полученного имущества. Вспомним ключевые из них.
1. Принимает и оценивает LED-лампы комиссия учреждения. Такую комиссию создают по приказу руководителя. В ее состав обязательно включают работника бухгалтерской службы.
2. Полученные лампы оприходуем по справедливой стоимости. При определении их стоимости ориентируйтесь на среднерыночные цены на такие хозяйственные товары в сети Интернет.
3. Факт бесплатного получения ламп комиссия фиксирует в Акте приемки-передачи запасов, оформленном по типовой форме. При этом в гр. 9 табличной части Акта целесообразно сделать примечание, что стоимость полученных LED-ламп определена комиссией учреждения по средним ценам.
4. Полученные лампы зачисляем на баланс в состав запасов на субсчет 1812 "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы".
5. Поступление таких ламп рассматриваем как благотворительную помощь. Соответственно отражаем увеличение доходов от безвозмездно полученных активов. Для обобщения информации о таких доходах применяем субсчет 7511 "Доходы по необменным операциям".
6. Подаем в Казначейство Справку о поступлении в натуральной форме на стоимость полученной помощи (определенной по оценке комиссией учреждения). Поступления от безвозмездно полученных активов отражаем по коду доходов 25020100 "Благотворительные взносы, гранты и подарки".
7. Не забываем внести изменения в смету в части спецфонда по собственным поступлениям. Для этого подаем распорядителю высшего уровня копии справок об изменениях в смету по собственным поступлениям. Последние обязательно должны быть заверены соответствующим органом Казначейства.
Пример. Бюджетное учреждение получило по программе обмена LED-лампы в количестве 20 шт. По факту получения ценностей оформлен Акт приемки-передачи запасов типовой формы.
Комиссия учреждения определила стоимость LED-ламп - 1300 грн (65 грн х 20 шт.) и зафиксировала ее в Акте. В течение месяца в эксплуатацию выдано 5 LED-ламп на сумму 325 грн.
№ з/п | Содержание хозяйственной операции | Корреспонденция субсчетов | Сумма, грн | № м/о | |
дебет | кредит | ||||
1 | Оприходованы LED-лампы | 1812 | 2117 | 1300 | 4 |
В то же время отражен: | |||||
- доход от бесплатно полученных LED-ламп | 2313 | 7511* | 1300 | 3, 14 | |
- кассовые расходы | 2117 | 2313 | 1300 | 3, 4 | |
2 | Выданы в эксплуатацию LED-лампы | 8013 | 1812 | 325 | 13 |
* До конца отчетного месяца в Казначейство была подана Справка о поступлении в натуральной форме по коду доходов 25020100 на сумму 1300 грн. |
Выводы
- LED-лампы, полученные по программе обмена, подлежат оприходованию на баланс учреждения.
- Справедливую стоимость таких ламп определяем по среднерыночным ценам.