Лампы освещения: учитываем и списываем правильно
Лампы освещения → МБП
Бюджетные учреждения приобретают различные типы ламп для освещения помещений. Сейчас это преимущественно энергосберегающие LED-лампы и люминесцентные.
Традиционно, при отнесении материальных ценностей к той или иной категории активов учреждения ориентируются на такой показатель, как срок использования.
Что касается срока использования LED-ламп, то их производители приводят разные цифры. Вообще такой средний показатель для LED-лампы - от 20 до 50 тыс. часов в зависимости от бренда. То есть такой лампы хватит максимально на 50 тыс. часов, что соответствует 2083 дням или 5 годам непрерывной работы.
Что касается люминесцентных ламп, то их срок использования не превышает один год.
Учитывая то, что срок эксплуатации LED-лампы превышает год, по общим правилам такие активы правильно было бы признавать не запасами, а относить к малоценным необоротным материальным активам (далее - МНМА) и учитывать на субсчете 1113 "Малоценные необоротные материальные активы".
Но, откровенно говоря, нужно еще поискать бухгалтера, который по каждой LED-лампе будет придерживаться правил ввода в эксплуатацию, учета и списания, предусмотренных для МНМА.
Тем более, стоимость LED-лампы и других ламп небольшая, поэтому такие активы целесообразно учитывать в составе запасов. В частности, для их учета следует применять субсчет 1812 "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы".
Лампы освещения: когда списывать с баланса?
Документирование и бухучет операций, связанных с поступлением и списанием ламп освещения, следует осуществлять по правилам, предусмотренным для учета МБП. Вспомним ключевые из них.
1. Выдачу ламп освещения со склада в эксплуатацию следует оформлять накладной (требованием) по типовой форме, утвержденной приказом № 431*.
2. Стоимость ламп освещения, выданных в эксплуатацию, списываем на расходы отчетного периода. Причем это делаем не тогда, когда та или иная лампа освещения стала фактически непригодной, а сразу после передачи в эксплуатацию. В подтверждение этого факта ежемесячно оформляем Акт списания запасов. Такой документ традиционно составляем комиссионно по типовой форме, утвержденной приказом № 431.
3. После передачи ламп освещения в эксплуатацию исключаем их стоимость из состава запасов с дальнейшей организацией оперативного количественного учета таких предметов по местам эксплуатации и ответственным лицам в течение срока их фактического использования.
Именно такие правила предусмотрены п. 37 разд. ІІ Методрекомендаций № 11*.
Как организовать ведение оперативного учета МБП, читайте в материале "Выдача МБП работникам: какой документ составлять?" (см. "Бюджетная бухгалтерия", 2023, № 12). Напомним лишь, что для этого применяем такой регистр, как Книга оперативного учета МБП.
Итак, в течение срока фактического использования лампы освещения, как и любые другие виды МБП, учитываем исключительно в количественном измерении. Организовываем такой учет по местам их эксплуатации и назначенным ответственным лицам.
ЦЕННЫЙ СОВЕТ Правильно организовать количественный учет МБП вам поможет бухгалтерская программа FIT-Бюджет*
* Больше информации об этой бухгалтерской программе вы найдете по ссылке: fit.com.ua.
4. После того как лампы освещения стали непригодными для эксплуатации, списываем их с оперативного учета. Да, как и любую операцию, такие действия необходимо оформить соответствующим первичным документом. Например, это может быть акт списания МБП, составленный в произвольной форме. Как вариант, за основу такого документа можно взять типовую форму Акта списания малоценных и быстроизнашивающихся предметов (ф. № МШ-8), утвержденную приказом № 145*.
Также не забудьте об этом сделать соответствующие записи в регистре оперативного количественного учета МБП. Имеем в виду Книгу оперативного учета МБП.
Но запомните главное - при списании МБП с оперативного учета применяем исключительно количественные показатели, т. е. без стоимости за единицу и сумм.
Что делать с отработанными лампами освещения?
Непригодные лампы освещения имеют статус отходов. Следовательно, их следует передать специализированному субъекту хозяйствования для утилизации. Заметьте: это требование касается всех без исключения ламп.
ВНИМАНИЕ! Люминесцентные лампы - опасные отходы
Дело в том, что в люминесцентных лампах содержится ртуть. А отходы, содержащие ртуть и соединения ртути, считают опасными. Прямое указание на это содержит п. 17 раздела А Желтого перечня отходов*. Поэтому просто выбросить отработанные люминесцентные лампы на свалку нельзя.
* Желтый перечень отходов, утвержденныйпостановлением КМУ "Об утверждении Положения о контроле за трансграничными перевозками опасных отходов и их утилизацией/удалением и Желтого и Зеленого перечней отходов" от 13.07.2000 № 1120.
Так, при хранении, размещении и утилизации отработанных люминесцентных ламп бюджетные учреждения должны соблюдать требования, предусмотренные действующим законодательством в сфере обращения с отходами.
В частности, среди основных требований являются следующие:
- хранить отработанные лампы следует с соблюдением технологических требований производителя. То есть отработанные люминесцентные лампы передают с места использования на склад с записью в журнале учета. Использованные лампы складывают в упаковки завода-изготовителя, так чтобы не допустить их повреждения при перемещении;
- отработанные лампы хранят в складском помещении при температуре от +3 С до +40 °С и относительной влажности воздуха 80 % и отсутствии в нем кислотных паров, вредно действующих на материалы ламп;
- если лампа повреждена (разбита), необходимо тщательно собрать остатки ртути резиновой грушей, поместить в металлический ящик и закрыть крышкой, а место, где была разбита лампа, промыть марганцовокислым калием.
За ненадлежащее обращение с отходами можно попасть под админответственность по ст. 82 КУоАП*. В частности, за такое нарушение грозит админштраф - от 850 до 1700 грн.
* Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 № 8073-X.
В случае если ненадлежащее обращение с отходами привело к загрязнению окружающей среды, привлечь виновных могут не только к дисциплинарной, административной или гражданской ответственности, но и к уголовной.
Куда же девать опасные отходы? Учреждение может сдать отработанные лампы прежде всего специализированным предприятиям, имеющим лицензию на их утилизацию.
ВАЖНО! В случае образования опасных отходов, в т. ч. в виде отработанных люминесцентных ламп, необходимо подать декларацию об отходах
Эту декларацию обязаны подавать все образователи опасных отходов независимо от объема образования таких отходов. Форма декларации и порядок ее подачи утверждены постановлением № 556*.
* Некоторые вопросы подачи декларации об отходах, утвержденные постановлением КМУ от 07.05.2022 № 556.
Такую отчетность учреждения, которые имеют опасные отходы, должны подавать один раз в год до 20 февраля года, следующего за отчетным, в электронном виде через Единый государственный веб-портал электронных услуг. Впервые по этой форме отчитывались в 2024 году за предыдущий год.
Уплачивать ли эконалог?
Уплачивать эконалог в случае образования отходов в виде отработанных люминесцентных ламп бюджетное учреждение не должно.
Дело в том, что уплачивают его только те субъекты, которые осуществляют размещение отходов, т. е. осуществляют постоянное (окончательное) пребывание или захоронение отходов в специально отведенных для этого местах или объектах (местах размещения отходов, хранилищах, полигонах, комплексах, сооружениях, участках недр и т. п.), на использование которых получены разрешения уполномоченных органов(п.п. 14.1.223 НКУ*).
* Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 № 2755-VI.
Следовательно, бюджетное учреждение, временно хранящее на своей территории отходы, в т. ч. опасные (в частности, отработанные люминесцентные лампы), не является плательщиком эконалога.
Впрочем, по этому вопросу есть свежее разъяснение налоговиков. В частности, сейчас они считают: основанием для определения субъекта хозяйствования плательщиком эконалога является размещение таким субъектом отходов собственного производства или отходов, полученных в рамках выполнения договоров о размещении отходов. При этом специалисты ГНСУ настаивают, что субъект хозяйствования является плательщиком эконалога за размещение отходов, поскольку осуществляет временное размещение отходов, в т. ч. опасных отходов (аккумуляторы, шины, люминесцентные лампы и т. п.), которые не относятся к отдельным видам (классам) отходов как вторичного сырья. К такому выводу фискалы пришли в своих консультациях, размещенных в категории 117.01 ЗІР.
Но если бюджетные учреждения на своей территории только временно хранят опасные отходы (в частности, отработанные люминесцентные лампы), а не осуществляют их размещение, утверждать о необходимости уплаты эконалога - абсолютно безосновательно. Соответственно при наличии заключенного договора на удаление и утилизацию отходов со специализированными предприятиями учреждениям, как и раньше, уплачивать эконалог не нужно.
Подробное обоснование такого вывода читайте в материале "Эконалог за бытовые отходы, шины/аккумуляторы и т. п.: фискальное дежавю" // "Налоги & бухучет", 2024, № 38.
Пример. Бюджетное учреждение приобрело LED-лампы в количестве 20 шт. по цене 50 грн на сумму 1000 грн и люминесцентные лампы в количестве 10 шт. по цене 120 грн на сумму 1200 грн.
В течение месяца переданы в эксплуатацию ответственному работнику по накладной (требованию) 15 LED-ламп на сумму 750 грн (15 шт. х 50 грн) и 8 люминесцентных ламп на сумму 960 грн (8 шт. х 120 грн). Переданные в использование лампы списаны с баланса на основании Акта списания запасов. Вместе с тем факт передачи ламп в эксплуатацию зафиксирован в Книге оперативного учета МБП.
Непригодные для использования лампы списаны с оперативного учета. Для утилизации отработанных ламп учреждение заключило договор на вывоз отходов со специализированным предприятием. Стоимость услуг согласно договору составляет 1300 грн. Факт передачи и вывоза отходов подтвержден актом приемки-передачи предоставленных услуг.
№ з/п |
Содержание хозяйственной операции |
Корреспонденция субсчетов |
Сумма, грн |
№ м/о |
|
дебет |
кредит |
||||
Приобретение ламп освещения |
|||||
1 |
Получены ассигнования на приобретение ламп освещения |
2313 |
7011 |
2200 |
2 |
2 |
Оприходованы лампы освещения на склад |
1812 |
6211 |
2200 |
6 |
3 |
Перечислены денежные средства поставщику |
6211 |
2313 |
2200 |
2, 6 |
Передача ламп освещения в эксплуатацию |
|||||
1 |
Переданы в использование лампы освещения (750 грн + 960 грн) |
8013 (8113) |
1812 |
1710 |
13 |
Утилизация отработанных ламп |
|||||
1 |
Получены ассигнования для утилизации отходов |
2313 |
7011 |
1300 |
2 |
2 |
Отражено предоставление услуги по утилизации отходов |
8013 |
6211 |
1300 |
6 |
3 |
Перечислены средства исполнителю услуг |
6211 |
2313 |
1300 |
2, 6 |
ВЫВОДЫ
- Лампы освещения целесообразно учитывать как МБП на субсчете 1812.
- При передаче в эксплуатацию лампы освещения исключаем из состава запасов и списываем на расходы отчетного периода.
- Люминесцентные лампы, вышедшие из строя, являются опасными отходами. Чтобы не уплачивать эконалог за люминесцентные лампы, которые бюджетное учреждение временно хранит на своей территории, позаботьтесь о наличии действующего договора на удаление и утилизацию таких отходов со специализированным предприятием.
Бюджетная бухгалтерия, июль, 2024/№ 28