Информация по теме "" | Публикации по тегу
08.03.21
1860 0
Распечатать
Избранное

Металлические сейфы: списываем и реализуем лом

Сейфы — металлические, огнеупорные и противовзломные. Такие, очевидно, есть в каждом учреждении. Одни до сих пор служат верой и правдой, а другие — мрачно стоят в углу и только собирают пыль. Пора избавиться от стальных «великанов», отработавших свое. Но как правильно их списать? Обязательно ли сдавать списанные сейфы специализированному предприятию? Как оформить и отражать в учете передачу сейфов? И самое интересное: на какие цели можно использовать полученные от реализации средства? Ответы на эти вопросы — в нашей статье.

Прежде всего напомним: процедура списания государственного имущества, в том числе объектов незавершенного строительства, ОС и ПНМА определена Порядком № 13141.

1 Порядок списания объектов государственной собственности, утвержденный постановлением КМУ от 08.11.2007 г. № 1314.

Списанию подлежит имущество, которое не может быть в установленном порядке отчуждено, если оно (п. 4 Порядка № 1314):

• морально устаревшее или физически изношено, непригодно для дальнейшего использования, а его восстановление является экономически нецелесообразным;

• повреждено в результате аварии или стихийного бедствия;

• выявлено в результате инвентаризации как недостача.

При этом все пригодные для использования узлы, детали, материалы и агрегаты, полученные в результате списания имущества, необходимо оприходовать на баланс учреждения (абз. 1 п. 23 Порядка № 1314). В частности, такие активы следует зачислять в состав запасов.

Но даже непригодные для использования узлы, детали и материалы не должны пропасть зря. Их нужно оприходовать как вторичное сырье. Этого требует абз. 2 п. 23 Порядка № 1314.

Итак, в результате списания металлических сейфов учреждение получит металлолом. Но его необходимо оценить и оприходовать на баланс. Впрочем, и это еще не все. Далее такой лом нужно сдать субъекту хозяйствования, осуществляющему деятельность по заготовке металлолома.

Однако сначала, конечно, непригодные сейфы следует списать с баланса учреждения. И сделать это нужно правильно с соблюдением всех правил.

Списание сейфов

Устанавливаем факт непригодности

Факт непригодности металлических сейфов, невозможность или экономическую нецелесообразность их ремонта или невозможность их использовать другим образом устанавливает комиссия по списанию имущества. Это следует из п. 9 Порядка № 1314. Никаких исключений для сейфов действующим законодательством не предусмотрено.

Кстати, состав комиссии утверждает руководитель учреждения своим распорядительным документом. Чаще всего такие полномочия возлагают на ежегодную инвентаризационную комиссию.

Оформление документов на списание также осуществляет комиссия по списанию.

Оформляем списание

По результатам проведенной работы комиссия составляет протокол заседания. Здесь необходимо подробно обосновать причины списания сейфов.

Например: металлические сейфы утратили эксплуатационную ценность в результате физического износа, а стоимость их ремонта (восстановления) превышает стоимость приобретения новых сейфов. Также можно указать об отсутствии потребности в дальнейшем использовании этих сейфов.

В то же время в протокол следует внести информацию о способе демонтажа списанных сейфов. Кроме того, здесь же нужно привести предложения относительно реализации изъятого в результате демонтажа металлолома.

К протоколу комиссии по списанию прилагаются:

акт инвентаризации имущества, предлагаемого к списанию (приложение 2 к Порядку № 1314), — фиксируем проведение инвентаризации сейфов, подлежащих списанию;

акт технического состояния имущества, предлагаемого к списанию, — указываем результаты проведенного осмотра сейфов. Ориентируемся на данные технических паспортов и из инвентарных карточек учета (год изготовления, дату введения в эксплуатацию, основные технические характеристики сейфа и т. п.);

акт на списание имущества по типовой форме, утвержденной приказом № 8182. В акте приводим краткую характеристику объекта, информацию о его техническом состоянии, причинах списания и другие сведения.

2 Приказ Минфина «Об утверждении типовых форм по учету и списанию основных средств субъектами государственного сектора и порядка их составления» от 13.09.2016 г. № 818.

Протокол заседания комиссии подписывают все члены комиссии. После этого протокол вместе с приложенными к нему документами утверждает руководитель учреждения (абз. 11 п. 14 Порядка № 1314).

Принимаем решение о списании

Как известно, в некоторых случаях руководитель учреждения может самостоятельно, без согласования с субъектом управления, принять решение о списании имущества. Но не всегда. Это возможно лишь при условии соблюдения требований, предусмотренных абз. 5 п. 5 Порядка № 1314. В частности, разрешение на списание ОС (кроме недвижимости) не нужно, если:

во-первых, они являются полностью амортизированными;

во-вторых, их первоначальная (переоцененная) стоимость составляла менее 50 тыс. грн.

Конечно, при списании ПНМА следует учитывать только второе требование. Хотя представить ПНМА стоимостью свыше 50 тыс. грн достаточно сложно. Тем более, если речь идет о сейфе да еще и настолько «древнем», который подлежит списанию.

Итак, руководитель учреждения вполне может самостоятельно принять решение о списании сейфов.

Операции с металлоломом

С целью обеспечения экологической безопасности окружающей среды при образовании, сборе и использовании металлолома порядок осуществления операции с ломом металлов четко регламентирован на законодательном уровне. Поэтому самостоятельно утилизировать лом, полученный после списания металлических сейфов, нельзя!

За нарушение законодательства в сфере осуществления операций с металлоломом предусмотрена административная, гражданско-правовая или уголовная ответственность (ст. 16 Закона № 619).

Приходуем металлолом

Комиссия по списанию контролирует изъятие металлолома, сдачу его на склад и полноту оприходования (п.п. 6 п. 13 Порядка № 1314).

Факт приема металлолома на склад проводят на основании накладной (акта приема материалов). Данные о массе лома можно взять из технических паспортов или официальных сайтов производителей.

Что касается оценки изъятого металлолома, то такие активы подлежат оприходованию по чистой стоимости реализации, или она определяется исходя из стоимости подобных запасов (п. 15 разд. ІІ Методрекомендаций3). То есть при оценке таких активов следует учитывать ожидаемую цену их реализации за минусом потенциальных расходов на продажу.

3 Методические рекомендации по бухгалтерскому учету запасов субъектов государственного сектора, утвержденные приказом Минфина от 23.01.2015 г. № 11.

Для этого можно воспользоваться данными прайс-листов приемных пунктов и определить среднюю цену лома металлов в соответствующем регионе. Результаты оценки металлолома следует отразить в акте оценки произвольной формы.

Кому сдавать?

Раньше все операции с металлоломом имели право осуществлять лишь специализированные предприятия или специализированные металлургические перерабатывающие предприятия и их приемные пункты.

Важно!

С 14.11.2020 г. деятельность, связанную со сбором, покупкой, хранением и реализацией металлолома, могут осуществлять не только специализированные предприятия.

Это стало возможным в результате принятия Закона № 7764.

4 Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно детенизации рынка металлургического сырья и операций с металлоломом» от 14.07.2020 г. № 776-IX.

Поэтому сдавать металлолом можно как специализированным предприятиям, так и любым другим субъектам хозяйствования.

Требования к субъектам хозяйствования, осуществляющим заготовку металлолома и операции с металлоломом, прописаны в ст. 5 Закона № 619. Среди них наличие квалифицированных специалистов и соответствующего оснащения и оборудования на праве собственности или аренды. Однако, выбирая ломозаготовителя для сотрудничества, бюджетное учреждение не сможет проверить его соответствие этим требованиям. А вот убедиться в наличии записи о регистрации соответствующего субъекта хозяйствования в ЕГРПОУ можно и нужно.

Кстати, в ближайшее время единственным и достаточным доказательством правомерности осуществления таких операций станет наличие субъекта хозяйствования в Перечне субъектов, осуществляющих заготовку и операции с металлоломом. Это следует из ч. 28 ст. 4 Закона № 619. Предусматривается, что такой Перечень будет в открытом доступе на официальном веб-сайте Минстратегпром. Однако пока что на сайте Министерства размещен лишь проект приказа «Об утверждении Порядка формирования перечня субъектов хозяйствования, осуществляющих заготовку и операции с металлоломом».

В любом случае помните: не стоит иметь дело с заготовителями-физлицами. Конечно, если не хотите стать фигурантом уголовного производства. Ведь заготовка и переработка металлолома физическими лицами грозят им привлечением к уголовной ответственности (ст. 213 УКУ5). Поэтому будьте максимально осмотрительными.

5 Уголовный кодекс Украины от 05.04.2001 г. № 2341-III.

Как оформить передачу?

В первую очередь между учреждением и приемным пунктом (специализированным предприятием) должен быть заключен договор о покупке металлолома. Непосредственно прием металлолома оформляют актом приема (ч. 13 ст. 4 Закона № 619). В нем обязательно указывают наименование юрлица, количество и источники происхождения металлолома.

Кстати, сейчас не существует законодательно установленной формы акта приема вторичных металлов. Однако его оформление является обязательным.

Более того, акт приема металлолома нужно хранить в течение как минимум одного года. Этого требует ч. 14 ст. 4 Закона № 619.

Что в бухучете?

Учет материальных ценностей, полученных в результате ликвидации ОС, которые не могут быть использованы для потребностей учреждения, в том числе металлолома, следует вести на субсчете 1518 «Прочие производственные запасы».

Также не будет ошибкой применение с этой целью и субсчета 1815 «Активы для распределения, передачи, продажи». Ведь изъятый лом удерживается для дальнейшей реализации.

Признаем доход от реализации

Отражать доход на субсчете 7211 «Доходы от реализации активов» придется дважды. Первый раз — при оприходовании металлолома, полученного от ликвидации сейфов. В пользу этого свидетельствует п. 3.12 Типовой корреспонденции № 12196.

6 Типовая корреспонденция субсчетов бухгалтерского учета для отражения операций с активами, капиталом и обязательствами распорядителями бюджетных средств и государственными целевыми фондами, утвержденная приказом Минфина от 29.12.2015 г. № 1219.

А во второй раз следует показать доход, когда металлолом будет реализован соответствующему субъекту хозяйствования. Это обусловлено тем, что датой признания дохода от продажи является дата передачи существенных рисков, связанных с контролем над активом (п. 2.6 разд. ІІ НП(С)БУ 1247).

7 Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета в государственном секторе 124 «Доходы», утвержденное приказом Минфина от 24.12.2010 г. № 1629.

Рассмотрим условный пример, чтобы окончательно расставить все точки над «і» относительно порядка учета таких операций.

Пример. На балансе учреждения, в составе МНМА, учитываются непригодные для использования металлические сейфы в количестве 3 шт. Потребности в дальнейшем использовании сейфов нет. Поэтому комиссией учреждения было принято решение об их списании.

Согласно данным бухучета первоначальная стоимость сейфов составляет 3600,00 грн (1200,00 грн х 3 шт.). В результате демонтажа сейфов был изъят лом черного металла в количестве 105 кг (35 кг х 3 шт.). Оприходован лом по стоимости, определенной комиссией в акте оценки, — 577,50 грн (средняя цена реализации в регионе — 5,50 грн за 1 кг).

В соответствии с условиями договора купли-продажи цена за 1 кг лома с учетом качества и засоренности лома составляет 5,40 грн. Общая стоимость переданного на основании акта приема лома — 567,00 грн. Денежные средства за реализованный металлолом заготовитель перечислил на специальный регистрационный счет учреждения.

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн

№ м/о

дебет

кредит

Списание металлических сейфов

1

Начислена амортизация в месяце списания сейфов

8014

1412

1800,00

17

2

Списана стоимость сейфов

1412

1113

3600,00

9

3

Отнесена к накопленным финансовым результатам стоимость сейфов при списании

5111

5512

3600,00

17

4

Отнесена на финансовый результат отчетного периода начисленная амортизация при списании сейфов

5511

8014

1800,00

17

Операции с металлоломом

1

Оприходован металлолом, полученный после демонтажа сейфов, который планируется реализовать

1518

7211

577,50

14

Отображены собственные поступления от оприходования металлолома

2313

2117

577,50

3, 4

Отражены кассовые расходы от операции в натуральной форме

2117

2313

577,50

3, 4

2

Списана себестоимость реализованного металлолома

8211

1518

577,50

13

3

Начислен доход от реализации металлолома

2117

7211

567,00

4, 14

4

Поступили средства от реализации металлолома на спецсчет учреждения

2313

2117

567,00

3, 4

Также помните: не позднее последнего рабочего дня месяца на сумму оприходованного металлолома необходимо составить и подать в органы Казначейства Справку о поступлениях в натуральной форме.

Кроме того, на сумму фактических поступлений от реализации лома нужно внести изменения в смету по спецфонду. Этого требует абз. 4 п. 49 Порядка № 2288. Основанием для внесения изменений в смету будут: справка о подтверждении поступлений в специальный фонд государственного бюджета Украины (приложение 7 к Инструкции № 579), справка об изменениях в смету (приложение 11 к Инструкции № 57).

8 Порядок составления, рассмотрения, утверждения и основные требования к выполнению смет бюджетных учреждений, утвержденный постановлением КМУ от 28.02.2002 г. № 228.

9 Инструкция о составлении и выполнении росписи Государственного бюджета Украины, утвержденная приказом Минфина от 28.01.2002 г. № 57.

Используем средства

Средства от реализации имущества (кроме недвижимого) относятся к подгруппе 4 первой группы собственных поступлений бюджетных учреждений. А конкретно, эти поступления следует отражать по коду доходов 25010400 «Поступления бюджетных учреждений от реализации в установленном порядке имущества (кроме недвижимого имущества)».

При этом важно, лом каких именно металлов был реализован: черных, цветных или драгоценных. Так, средства, вырученные от продажи лома черных и цветных металлов (их сплавов), оставляем в своем распоряжении. Такие средства учреждения можно направить на (ч. 4 ст. 13 БКУ):

• ремонт, модернизацию или приобретение новых необоротных активов и материальных ценностей;

• покрытие расходов, связанных с организацией сбора и транспортировки лома на приемные пункты;

• хозяйственные потребности бюджетных учреждений, включая оплату коммунальных услуг и энергоносителей.

Другое дело — поступления от продажи «драгоценного» лома. Часть таких средств придется отдать в бюджет, из которого финансируется ваше учреждение. Так, согласно п. 54 ч. 2 ст. 29 БКУ к доходам общего фонда государственного бюджета относятся:

80 % средств, полученных учреждениями, которые содержатся за счет государственного бюджета, за сданные в виде лома и отходов золото, платину, металлы платиновой группы, а также драгоценные камни;

50 % средств, полученных этими учреждениями за сданное в виде лома и отходов серебро.

Аналогичное по содержанию требование содержат и п. 42 ч. 1 ст. 64, п. 8 ч. 1 ст. 641, п. 32 ч. 1 ст. 66 БКУ.

Однако маловероятно, что в составе сейфов есть драгоценные металлы.

То есть это не наш случай. А значит, можно средства от сдачи списанного сейфа на лом оставить для потребностей учреждения.

Выводы

• Разрешение на списание металлических сейфов, как правило, не нужно. Решения руководителя учреждения вполне достаточно.

• Изъятый в результате списания сейфов металлолом подлежит обязательному оприходованию как вторичное сырье.

• Сдавать металлолом можно как специализированным предприятиям, так и любым другим субъектам хозяйствования. Исключение — физические лица — заготовители.

• Прием металлолома оформляют актом приема.

• Для учета металлолома можно применять субсчет 1518 или 1815.

• Средства, полученные от реализации лома черных и цветных металлов и их сплавов, остаются в распоряжении учреждения.

Вежичанина Светлана

Бюджетная бухгалтерия, март, 2021/№ 10

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы уведомить нас об этом



Комментарии
0
Какая удача - вы можете стать первым, кто прокомментирует этот материал.
Оставить комментарий:
Для того, щоб роздрукувати текст необхідно авторизуватись або зареєструватись
Дякуємо, що читаєте нас Увійдіть і читайте далі
pw-image
Читайте сайт за ціною чашки кави
Платне користування buhgalter.com.ua передбачає:
  • доступ до новин, статей, довідників
  • безлімітні завантаження бланків
  • відсутність реклами.
Передплатники PRO-доступу, «Бюджетної бухгалтерії», «Оплата праці» та користувачі «FIT-Бюджет» отримують безкоштовний доступ до порталу бонусом до передплати.
Передплата подовжується автоматично щомісяця, але відмовитися можна у будь-який момент. Я погоджуюсь з користувацькими умовами
60
грн/
місяць
Вже передплатили? Увійти
Передплата подовжується автоматично щомісяця, але відмовитися можна у будь-який момент. Я погоджуюсь з користувацькими умовами
ic-acc-pay
×