Независимая оценка для продажи это не переоценка ОС
Общий механизм отчуждения объектов государственной собственности определен Порядком № 8031. С обновленными требованиями этого документа вам поможет ознакомиться наша статья «Порядок продажи госимущества: очередной апдейт» (см. статью «Порядок продажи госимущества: очередной апдейт» этого номера).
Главное запомните: предписания этого Порядка обязательны лишь для тех бюджетных учреждений, которые содержатся за счет средств госбюджета. А вот коммунальные заведения и учреждения должны руководствоваться нормативными документами, утвержденными соответствующими местными советами. И хотя такие документы по большей части полностью повторяют требования Порядка № 803, будьте внимательны. Учитывайте все особенности отчуждения объектов коммунальной собственности, предусмотренные именно местной нормативкой. В нюансы процедуры продажи ОС2 вникать не будем. Вспомним лишь ключевые этапы этого процесса (см. схему).
2 ОС — основные средства.
Основные этапы процедуры продажи имущества
Таким образом, действительно, на этапе подготовки к отчуждению имущества может возникнуть необходимость в проведении независимой оценки соответствующих объектов. В частности, не обойтись без услуг профессионального оценщика при формировании стартовой цены имущества с нулевой балансовой стоимостью.
Поэтому в случае необходимости следует провести независимую оценку имущества, планируемого к продаже. Причем заключение о стоимости имущества входит в пакет обязательных документов, подаваемых субъекту управления для получения согласия на отчуждение (п.п. 7 п. Порядка № 803).
В то же время следует помнить об ограничениях по распоряжению имуществом (объектом продажи), предусмотренных п. 11 Порядка № 803 (ср. USER_SHOW_ID).
ВАЖНО!
Со дня согласования отчуждения имущества и до перехода права собственности к покупателю балансодержатель не имеет права без согласия субъекта управления изменять стоимость имущества в любой форме и любым способом.
В свою очередь, переоценкой считается хозяйственная операция, направленная на приведение остаточной стоимости ОС к уровню их справедливой стоимости. Поэтому фактически речь идет об изменении балансовой стоимости соответствующих объектов.
Следовательно, переоценка имущества, планируемого к продаже, возможна лишь при согласовании субъектом управления. Но даже если последний дал свое «добро», остается главный вопрос: какой в этом смысл? Ведь после продажи имущество должно быть списано с баланса учреждения-продавца. Тогда как переоценка призвана в первую очередь обеспечить достоверность данных относительно стоимости активов, учитываемых на балансе учреждения.
Подробно обо всех нюансах порядка переоценки объектов ОС и отражения ее результатов в учете и отчетности учреждения читайте в статье «Шпаргалка по переоценке ОС: что, когда и как» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2019, № 8, с. 5).
В любом случае переоценка ОС и проведение независимой оценки имущества для продажи не являются взаимосвязанными процедурами. Более того, они имеют абсолютно разную цель и назначение. Для наглядности проведем их сравнение по ключевым параметрам (см. таблицу).
Сравнение процедуры переоценки ОС и независимой оценки имущества с целью продажи
Показатели |
Переоценка ОС |
Независимая оценка для продажи |
Цель |
Приведение остаточной стоимости объекта ОС к его справедливой стоимости на годовую дату баланса |
Установление максимально справедливой стартовой цены продажи имущества |
Объекты |
Объекты необоротных материальных активов, которые учитываются в составе ОС* |
|
Основание |
10-процентное отклонение остаточной стоимости объекта ОС от его справедливой стоимости + решение руководителя учреждения** 3 Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета в государственном секторе 121 «Основные средства», утвержденное приказом Минфина от 12.10.2010 г. № 1202. |
абз. 6 ч. 2 ст. 7 Закона № 26584 + |
Сроки |
На годовую дату баланса (абз. 1 п. 3 разд. ІІІ НП(С)БУ 121) после начисления амортизации по итогам года |
После принятия решения об отчуждении комиссией учреждения, но до подачи документов для разрешения (согласия) от субъекта управления |
Исполнитель |
Бухгалтер бюджетного учреждения на основе отчета об оценке имущества, составленного субъектом оценочной деятельности (с учетом абз. 7 ч. 2 ст. 7 Закона № 2658) |
Субъект оценочной деятельности — субъект хозяйствования (ч. 4 ст. 3 Закона № 2658) |
Отражение в учете |
В соответствии с пп. 1.23 — 1.26 Типовой кореспонденции5. Для обобщения информации о суммах дооценки (уценки) ОС в результате их переоценки предназначен субсчет 5311 «Дооценка (уценка) необоротных активов». По кредиту отражается увеличение капитала в дооценках, по дебету — его уменьшение или отнесение на финрезультат 5 Типовая корреспонденция субсчетов бухгалтерского учета для отражения операций с активами, капиталом и обязательствами распорядителями бюджетных средств и государственными целевыми фондами, утвержденная приказом Минфина от 29.12.2015 г. № 1219. |
Не отражается |
* В случае переоценки объекта ОС одновременно проводится переоценка всех объектов группы ОС, к которой относится этот объект (абз. 1 п. 3 разд. ІІІ НП(С)БУ 121). ** Субъект государственного сектора может, но не обязан осуществлять переоценку ОС при наличии определенных условий (см. письмо Минфина от 07.04.2015 г. № 31-11420-07-5/12145). |
Как видим, эти две процедуры объединяют лишь объекты такой оценки и необходимость привлечения профессионального оценщика. Итак, независимая оценка имущества для продажи ≠ переоценке ОС для целей бухучета. Следовательно, если ваше учреждение провело независимую оценку потенциального объекта продажи, это вовсе не повод переоценивать его в учете. С этим разобрались.
Но остался еще один вполне закономерный вопрос: как же отразить операцию по реализации ОС в бухучете? Чтобы ответить на него, рассмотрим условный пример.
Пример. Во время годовой инвентаризации было обнаружено нежилое здание, которое в течение длительного времени не используется учреждением по назначению. С учетом этого, комиссией учреждения было принято решение инициировать его отчуждение путем продажи на электронном аукционе.
Согласно данным бухучета первоначальная стоимость здания составляет 480000 грн, сумма начисленного износа — 441600 грн, соответственно балансовая стоимость здания — 38400 грн (480000 - 441600).
С целью установления обоснованной и объективной стартовой цены продажи здания была проведена его независимая оценка. В соответствии с заключением о стоимости имущества здание оценено в 110000 грн. Стоимость услуг оценки и рецензирования отчета об оценке имущества составляет 2500 грн.
Для получения согласия на отчуждение был подготовлен и предоставлен субъекту управления пакет документов (в том числе должным образом согласованное заключение о стоимости имущества). После получения разрешения размещено объявление о проведении аукциона.
По результатам электронного аукциона с победителем подписан протокол и договор купли-продажи. Во исполнение требований действующего законодательства покупатель перечислил стоимость приобретенного имущества (за вычетом балансовой стоимости) в общий фонд соответствующего бюджета. Денежные средства в сумме 38400 грн были перечислены на счет бюджетного учреждения-продавца.
Кроме того, согласно условиям договора покупатель возместил расходы на проведение независимой оценки здания. Таким образом, денежные средства в сумме 2500 грн поступили на регистрационный счет бюджетного учреждения.
Факт передачи имущества покупателю засвидетельствован актом приема-передачи ОС, составленным в двух экземплярах.
В учетные регистры внесены такие записи:
№ п/п |
Содержание хозяйственной операции |
Корреспонденция субсчетов |
Сумма, грн |
№ м/о |
|
дебет |
кредит |
||||
1 |
Получено финансирование для оплаты услуги оценщика |
2313 |
7011 |
2500 |
2 |
2 |
Отражены расходы на проведение независимой оценки имущества |
8411 |
2117 |
2500 |
4 |
3 |
Перечислены средства за услуги оценщика |
2117 |
2313 |
2500 |
2, 4 |
4 |
Списаны с баланса учреждения: |
||||
• сумма накопленного износа реализованного здания |
1411 |
1013 |
441600 |
9 |
|
• остаточная стоимость здания |
8411 |
1013 |
38400 |
9 |
|
5 |
Отнесена к накопленным финансовым результатам первоначальная стоимость реализованного здания |
5111 |
5512 |
480000 |
17 |
6 |
Поступили средства от покупателя (38400 грн + 2500 грн) |
2313 |
2117 |
40900 |
2, 4 |
7 |
Начислена задолженность перед бюджетом* |
2117 |
6312 |
38400 |
4, 6 |
8 |
Перечислены средства, полученные от продажи здания, в общий фонд бюджета |
6312 |
2313 |
38400 |
2, 6 |
9 |
Отражено восстановление кассовых расходов на сумму возмещения стоимости услуг оценщика |
2117 |
8411 |
2500 |
4 |
* Получение бюджетными учреждениями поступлений от реализации недвижимого имущества не предусмотрено БКУ6. С учетом этого, такие средства подлежат направлению в доход того бюджета, из которого финансируется соответствующее учреждение, по коду классификации доходов 21080500 «Прочие поступления». |
Крот Юлия
Бюджетная бухгалтерия, февраль, 2021/№ 5