Окна за счет благотворителей: как показать в учете?
На какие нужды можно использовать благотворительную помощь?
Бюджетные учреждения могут получать благотворительную помощь в денежной форме для нужд их финансирования по направлениям расходов, определенным благотворителем. Если же благотворитель не определил конкретные цели использования помощи, то дальнейшую судьбу таких средств решает руководитель учреждения-получателя.
В то же время использовать благотворительные поступления следует в соответствии с порядком, установленным бюджетным законодательством. Так, благотворительные взносы, гранты и подарки относятся к первой подгруппе второй группы собственных поступлений. Прямое указание на это содержит ч. 4 ст. 13 Бюджетного кодекса Украины от 08.07.2010 № 2456-VI. Как предусмотрено этой же статьей, расходовать указанные средства можно только на организацию основной деятельности бюджетных учреждений.
Документальное оформление и отражение в учете операций по приобретению материальных ценностей, а также оплату работ и услуг за счет благотворительных поступлений следует осуществлять в общем порядке.
Как учитывать благотворительную помощь?
Благотворительную помощь обязательно признаем доходом того отчетного периода, в котором фактически получена помощь. Причем такой порядок признания доходов следует применять независимо от формы (в денежной или натуральной) предоставления помощи.
Так, здесь действует общее правило - любые благотворительные поступления являются доходами по необменным операциям. Информацию о доходах от бесплатно полученных активов, услуг (работ) обобщаем на субсчете 7511 "Доходы по необменным операциям".
Такие поступления не имеют постоянного характера. Поэтому учреждения-получатели планируют их только в случае, если они предварительно обусловлены решениями КМУ, заключенными договорами, календарными планами проведения централизованных мероприятий и т. п.
Учитывая это, после поступления указанных средств (помощи в натуральной форме) следует внести изменения в спецфонд сметы по собственным поступлениям. Для этого следует подать распорядителю высшего уровня копии справок об изменениях в смету по собственным поступлениям. Это следует сделать на основании справки Казначейства о подтверждении факта зачисления этих поступлений на специальные регистрационные счета.
Имейте в виду: при получении благотворительной помощи в денежной форме Справку о поступлении в натуральной форме в орган Казначейства подавать не нужно.
Как определить характер работ и запланировать расходы?
При планировании расходов на замену окон учреждению прежде всего необходимо определить, к какому виду ремонта (капитальному или текущему) относятся такие работы. А уже после этого можно планировать расходы на эти цели по соответствующим КЭКР.
О том, как определить характер работ и какой КЭКР применять, мы неоднократно рассказывали в наших материалах. В частности, вам пригодится публикация "Замена поврежденных окон: текущий или капитальный ремонт?" (см. "Бюджетная бухгалтерия", 2022, № 39).
Как показать замену окон в бухучете?
Сразу обратим внимание на главное, чтобы предостеречь вас от возможных и очень распространенных ошибок. Так, ни в коем случае не нужно учитывать окна как отдельный объект - необоротный актив. Оконные блоки являются разновидностью строительных конструкций. При этом все строительные материалы и конструкции являются запасами.
Вместе с тем оприходовать оконные блоки в состав запасов (на субсчет 1513) следует только в случае, если они приобретены отдельно, без установки (монтажа). То есть речь идет о случаях, когда учреждение приобретает оконные блоки отдельно и передает их подрядной организации для установки или выполняет такие работы собственными силами.
Теперь объясним, как правильно оформить и отразить в учете замену окон в зависимости от вида ремонта, к которому относятся такие работы (см. таблицу ниже).
Замена окон: оформление + бухучет
Требования | Вид ремонтных работ | |
Текущий ремонт | Капитальный ремонт | |
Документальное оформление | Составляем следующие документы: 1) дефектный акт; 2) смету на выполнение работ по текущему ремонту | Составляем следующие документы: 1) дефектный акт; 2) проектно-сметную документацию; 3) договор на выполнение работ; 4) Акт приемки выполненных работ (форма № КБ-2в) и Справку о стоимости выполненных подрядных работ и расходов (форма № КБ-3) |
В случае выполнения ремонта собственными силами учреждения оформляем: - накладную (требование) при выдаче стройматериалов со склада; - Акт списания запасов при списании стройматериалов и конструкций, использованных во время ремонта | ||
В случае привлечения подрядной организации составляем: - договор на выполнение работ; - Акт приемки выполненных работ (форма № КБ-2в) и Справку о стоимости выполненных подрядных работ и расходов (форма № КБ-3) | ||
Передачу строительных материалов и конструкций подрядчику оформляем Актом приемки-передачи материалов. Списание стройматериалов, использованных подрядчиком, осуществляем на основании таких документов, как: 1) Отчет об использовании строительных материалов заказчика; 2) Акт приемки-передачи остатка неиспользованных материалов (при наличии); 3) Акт приемки выполненных работ (форма № КБ-2в) и Справка о стоимости выполненных подрядных работ и расходов (форма № КБ-3) | ||
Передачу объекта основных средств (далее - ОС) для проведения ремонта подрядчиком оформляем Актом передачи на ремонт, реконструкцию и модернизацию ОС. После завершения ремонта составляем Акт приемки отремонтированных, реконструированных и модернизированных ОС. После завершения ремонта могут быть изъяты детали и материалы, отходы древесины, пригодные для дальнейшего использования. Такие материальные ценности подлежат обязательному оприходованию на соответствующие счета учета запасов. Вместе с тем следует рассмотреть возможность оприходования непригодных для использования материалов в качестве вторсырья (отходы древесины и т. п.). Информацию обо всех изъятых и оприходованных материалах необходимо привести на обратной стороне Акта приемки отремонтированных, реконструированных и модернизированных ОС | ||
Отражение в бухучете | Все расходы на проведение ремонта ОС (текущего и капитального) признаем расходами отчетного периода, в котором они были понесены. То есть независимо от стоимости, вида ремонта (капитальный или текущий) такие расходы не увеличивают первоначальную стоимость отремонтированного объекта. В бухучете суммы расходов на ремонт отражаем по дебету субсчета 8013(8113) |
Пример. Заведение образования получило благотворительную помощь в сумме 250 тыс. грн. За счет этих средств проведена замена окон (капремонт) в здании. Общая стоимость работ (с учетом стоимости металлопластиковых конструкций и других расходных материалов) согласно договору составляет 250 тыс. грн. Расходы запланированы и проведены по КЭКР 3132.
Договором предусмотрено внесение аванса в размере 30 % - 75 тыс. грн. Окончательный расчет с подрядчиком осуществлен после подписания Акта приемки выполненных строительных работ по форме № КБ-2в и Справки по форме № КБ-3.
№ з/п | Содержание хозяйственной операции | Корреспонденция субсчетов | Сумма, грн | № м/о | |
дебет | кредит | ||||
Получение благотворительной помощи | |||||
1 | Поступили средства от благотворителя | 2313 | 7511 | 250000 | 3, 14 |
Замена окон (капремонт) | |||||
1 | Перечислен аванс подрядной организации согласно договору | 2113 | 2313 | 75000 | 4 |
2 | Отражены расходы на проведение капремонта (замена окон) на основании Акта приемки выполненных строительных работ | 8013 | 6211 | 250000 | 6 |
3 | Уменьшена задолженность перед подрядчиком на сумму уплаченного аванса | 6211 | 2113 | 75000 | 4, 6 |
4 | Проведен окончательный расчет с подрядчиком | 6211 | 2313 | 175000 | 3, 6 |