Оценка арендованного имущества комиссией арендодателя: возможно ли?
Вопросы аренды имущества всегда актуальны, ведь достаточно большое количество бюджетных учреждений не имеют собственных помещений и являются арендаторами. Более того, в период действия военного положения такая аренда имеет свои особенности. На этот раз выясним, может ли оценку арендованного имущества провести арендодатель самостоятельно.
Общие правила оценки арендованного имущества
Прежде всего обратимся к нормам Закона № 157*.
* Закон Украины "Об аренде государственного и коммунального имущества" от 03.10.2019 № 157-IX.
Стоимость объекта аренды устанавливают на уровне его рыночной (оценочной) стоимости при наличии одного из следующих оснований:
- объектом аренды является единый имущественный комплекс государственного или коммунального предприятия;
- объект аренды предлагается для передачи в аренду без проведения аукциона;
- объект аренды используется на основании договора аренды, заключенного без проведения аукциона или конкурса, и арендатор желает продлить договор аренды на новый срок.
Таково предписание ч. 4 ст. 8 Закона № 157.
Следовательно, в случае читателя проведение оценки имущества является обязательным.
При этом рыночная (оценочная) стоимость объекта аренды определяется в соответствии с Методикой № 1891*. Это черным по белому прописано в ч. 7 ст. 8 Закона № 157.
* Методика оценки имущества, утвержденная постановлением КМУ от 10.12.2003 № 1891.
При этом под независимой оценкой следует понимать определение субъектом оценочной деятельности - субъектом хозяйствования на основании договора о проведении оценки определенного вида стоимости имущества, кроме оценочной, в соответствии с национальными стандартами оценки и другими нормативно-правовыми актами по методическому регулированию независимой оценки(п. 2 Методики № 1891).
Поэтому, как видим, рыночную стоимость объекта аренды должен определять именно субъект оценочной деятельности. Соответственно комиссия бюджетного учреждения - арендодателя ни в коем случае не может провести оценку имущества самостоятельно.
Оценка объекта аренды в условиях военного положения
В период действия военного положения передача государственного и коммунального имущества в аренду имеет свои особенности, определенные постановлением № 634*. О них мы подробно рассказывали в материалах "Аренда в условиях военного положения: изучаем новые правила" // "Бюджетная бухгалтерия", 2022, № 22 и "Порядок аренды: есть изменения" // "Бюджетная бухгалтерия", 2022, № 36 (ср. USER_SHOW_ID).
Заметим: постановлением № 634 определены особенности передачи имущества в аренду органам государственной власти, местного самоуправления, другим учреждениям и организациям, деятельность которых финансируется за счет государственного или местных бюджетов.
Среди упомянутых особенностей следующие(п. 6 постановления № 634):
- для целей заключения соответствующих договоров аренды или продления договора аренды стоимостью объекта аренды является его балансовая стоимость по состоянию на последнее число месяца, предшествующего дате подачи заявления об аренде государственного или коммунального имущества. Если балансовая стоимость объекта аренды равна нулю или отсутствует, переоценка такого объекта не проводится;
- страхование объекта аренды не осуществляется;
- договор аренды и акт приема-передачи обнародуются в электронной торговой системе в течение одного месяца со дня прекращения или отмены военного положения.
Следовательно, на период действия военного положения для передачи имущества в аренду бюджетному учреждению вполне можно воспользоваться балансовой стоимостью имущества.