Информация по теме "" | Публикации по тегу
26.03.25
2 0
Распечатать
Избранное

Отсутствует разрешение на твердотопливный котел: какая ответственность?

Для отопления здания учреждение использует твердотопливный котел. В связи с этим подали декларацию по уплате эконалога, но до сих пор не получили разрешение на выбросы в атмосферу загрязняющих веществ стационарными источниками. Налоговики утверждают, что мы не имели права использовать котел без получения такого разрешения. На самом ли деле это так? Предусмотрена ли действующим законодательством ответственность за использование котла без получения разрешения?

Разрешение на выбросы: обязательно ли получать?

Отопительный котел является стационарным источником загрязнения, поскольку осуществляет выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Поэтому прежде чем начинать эксплуатацию такого источника загрязнения, учреждение должно получить разрешение на выбросы загрязняющих веществ (далее — разрешение). Об этом черным по белому написано в ч. 5 ст. 11 Закона № 2707*.

* Закон Украины «Об охране атмосферного воздуха» от 16.10.92 № 2707-XII.

Непосредственно механизм получения указанного разрешения предусмотрен Порядком № 302*. Так, для получения разрешения на выбросы необходимо:

1) подать разрешительному органу или через центр предоставления админуслуг в письменной и/или в электронной форме:

заявление о получении разрешения;

пакет документов с обоснованием объемов выбросов. Перечень таких документов приведен в ст. 111 Закона № 2707;

2) разместить в местных печатных СМИ сообщение о намерении получить разрешение с указанием адреса местной госадминистрации, в которую могут отсылаться замечания общественности по разрешению. Перечень информации, которую необходимо привести в таком сообщении, определен п. 16 Порядка № 302.

* Порядок проведения работ, связанных с выдачей разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, учета субъектов хозяйствования, получивших такие разрешения, утвержденный постановлением КМУ от 13.03.2002 № 302.

Разрешение на выбросы выдают в течение 20 рабочих дней по получении заявления и пакета документов (при отсутствии оснований для отказа). Срок действия такого разрешения — 10 лет для котлов, отнесенных ко второй группе, и неограниченный — для котлов третьей группы (ст. 11 Закона № 2707).

Заметьте: на период военного положения введено послабление лишь для учреждений — пользователей стационарных генераторов. В частности, в течение действия военного положения и шести месяцев после месяца, в котором военное положение будет прекращено или отменено, разрешено эксплуатировать генераторы без получения разрешения на выбросы загрязняющих веществ. Об этом четко указано в п. 12 разд. IX Закона № 2707 (ср. USER_SHOW_ID).

Впрочем, для эксплуатации твердотопливного котла как стационарного источника загрязнения учреждение должно получить разрешение на общих основаниях.

Уплата эконалога без получения разрешения: возможно ли?

Да, это вполне возможно.

Дело в том, что учреждение, которое установило твердотопливный котел, загрязняет атмосферный воздух. Соответственно такое учреждение 100 % является плательщиком эконалога.

Исчисление эконалога учреждение-плательщик осуществляет самостоятельно ежеквартально исходя из фактических объемов выбросов и ставок налога по формуле, приведенной в п. 249.3 ПКУ*.

* Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 № 2755-VI.

Те плательщики эконалога, кто получил разрешение на выбросы, без проблем могут узнать, сколько и каких именно загрязняющих веществ выбрасывает их котел ежеквартально. Эта информация обычно приведена в разрешении. Но как быть тем, кто не оформил разрешение?

ВНИМАНИЕ!

Платить эконалог за отопительный котел придется независимо от наличия/отсутствия разрешения на выбросы в атмосферный воздух стационарным источником загрязнения

На это обращают внимание налоговики в своем разъяснении (см. категорию 117.03 ЗІР). В таком случае учреждению придется самостоятельно определять объемы выбросов и ставки эконалога.

Выбросы без разрешения: какая ответственность предусмотрена?

А теперь наиболее интересное: какие последствия предусмотрены действующим законодательством для учреждения в случае использования твердотопливного котла без получения разрешения? Такая ответственность предусмотрена законодательством в сфере охраны атмосферного воздуха. Какие именно штрафы грозят нарушителям, показано в таблице ниже.

Ответственность за нарушение законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха

Вид ответственности

Меры воздействия

Основание

Административная

Штраф в размере от 85 до 136 грн.

Налагают на должностных лиц

ст. 78 КУоАП*

Возмещение ущерба

В полном объеме нанесенного ущерба в результате сверхнормативных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

При этом сверхнормативными выбросами считаются выбросы загрязняющих веществ, на которые отсутствует разрешение

ст. 33, 34 Закону № 2707. Порядок расчета ущерба определен Методикой № 277**

Криминальная

Штраф от 30600 до 61200 грн или ограничение свободы сроком до трех лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на тот же срок или без такового.

Привлекают к ответственности должностных лиц за загрязнение или другое изменение естественных свойств атмосферного воздуха вредными для жизни, здоровья людей или для окружающей среды веществами, отходами или другими материалами промышленного или прочего производства в результате нарушения специальных правил, если это создало опасность для жизни, здоровья людей или для окружающей среды

ст. 241 ККУ***

* Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 № 8073-X.

** Методика расчета размеров возмещения убытков, причиненных государству в результате сверхнормативных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденная приказом Минприроды от 28.04.2020 № 277.

*** Криминальный кодекс Украины от 05.04.2001 № 2341-III.

Выводы

  • Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения разрешено осуществлять после получения разрешения.
  • Платить эконалог за отопительный котел следует независимо от наличия/отсутствия разрешения на выбросы стационарным источником загрязнения.
  • В случае использования твердотопливного котла без получения разрешения действующим законодательством предусмотрена административная, криминальная ответственность, а также возмещение ущерба, нанесенного таким нарушением.

Бюджетная бухгалтерия, апрель, 2025/№ 13

0
0
0
0
0
0
Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы уведомить нас об этом
Журнал «Бюджетна бухгалтерія»



Комментарии
0
Какая удача - вы можете стать первым, кто прокомментирует этот материал.
Оставить комментарий:
Для того, щоб роздрукувати текст необхідно авторизуватись або зареєструватись
Дякуємо, що читаєте нас Увійдіть і читайте далі
pw-image
Читайте сайт за ціною чашки кави
Платне користування buhgalter.com.ua передбачає:
  • доступ до новин, статей, довідників
  • безлімітні завантаження бланків
  • відсутність реклами.
Передплатники PRO-доступу, «Бюджетної бухгалтерії», «Оплата праці» та користувачі «FIT-Бюджет» отримують безкоштовний доступ до порталу бонусом до передплати.
Передплата подовжується автоматично щомісяця, але відмовитися можна у будь-який момент. Я погоджуюсь з користувацькими умовами
70
грн/
місяць
Вже передплатили? Увійти
Передплата подовжується автоматично щомісяця, але відмовитися можна у будь-який момент. Я погоджуюсь з користувацькими умовами
ic-acc-pay
×