Отсутствует разрешение на твердотопливный котел: какая ответственность?
Разрешение на выбросы: обязательно ли получать?
Отопительный котел является стационарным источником загрязнения, поскольку осуществляет выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Поэтому прежде чем начинать эксплуатацию такого источника загрязнения, учреждение должно получить разрешение на выбросы загрязняющих веществ (далее — разрешение). Об этом черным по белому написано в ч. 5 ст. 11 Закона № 2707*.
* Закон Украины «Об охране атмосферного воздуха» от 16.10.92 № 2707-XII.
Непосредственно механизм получения указанного разрешения предусмотрен Порядком № 302*. Так, для получения разрешения на выбросы необходимо:
1) подать разрешительному органу или через центр предоставления админуслуг в письменной и/или в электронной форме:
— заявление о получении разрешения;
— пакет документов с обоснованием объемов выбросов. Перечень таких документов приведен в ст. 111 Закона № 2707;
2) разместить в местных печатных СМИ сообщение о намерении получить разрешение с указанием адреса местной госадминистрации, в которую могут отсылаться замечания общественности по разрешению. Перечень информации, которую необходимо привести в таком сообщении, определен п. 16 Порядка № 302.
Разрешение на выбросы выдают в течение 20 рабочих дней по получении заявления и пакета документов (при отсутствии оснований для отказа). Срок действия такого разрешения — 10 лет для котлов, отнесенных ко второй группе, и неограниченный — для котлов третьей группы (ст. 11 Закона № 2707).
Заметьте: на период военного положения введено послабление лишь для учреждений — пользователей стационарных генераторов. В частности, в течение действия военного положения и шести месяцев после месяца, в котором военное положение будет прекращено или отменено, разрешено эксплуатировать генераторы без получения разрешения на выбросы загрязняющих веществ. Об этом четко указано в п. 12 разд. IX Закона № 2707 (ср. USER_SHOW_ID).
Впрочем, для эксплуатации твердотопливного котла как стационарного источника загрязнения учреждение должно получить разрешение на общих основаниях.
Уплата эконалога без получения разрешения: возможно ли?
Да, это вполне возможно.
Дело в том, что учреждение, которое установило твердотопливный котел, загрязняет атмосферный воздух. Соответственно такое учреждение 100 % является плательщиком эконалога.
Исчисление эконалога учреждение-плательщик осуществляет самостоятельно ежеквартально исходя из фактических объемов выбросов и ставок налога по формуле, приведенной в п. 249.3 ПКУ*.
* Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 № 2755-VI.
Те плательщики эконалога, кто получил разрешение на выбросы, без проблем могут узнать, сколько и каких именно загрязняющих веществ выбрасывает их котел ежеквартально. Эта информация обычно приведена в разрешении. Но как быть тем, кто не оформил разрешение?
ВНИМАНИЕ!
Платить эконалог за отопительный котел придется независимо от наличия/отсутствия разрешения на выбросы в атмосферный воздух стационарным источником загрязнения
На это обращают внимание налоговики в своем разъяснении (см. категорию 117.03 ЗІР). В таком случае учреждению придется самостоятельно определять объемы выбросов и ставки эконалога.
Выбросы без разрешения: какая ответственность предусмотрена?
А теперь наиболее интересное: какие последствия предусмотрены действующим законодательством для учреждения в случае использования твердотопливного котла без получения разрешения? Такая ответственность предусмотрена законодательством в сфере охраны атмосферного воздуха. Какие именно штрафы грозят нарушителям, показано в таблице ниже.
Ответственность за нарушение законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха
Вид ответственности |
Меры воздействия |
Основание |
Административная |
Штраф в размере от 85 до 136 грн. Налагают на должностных лиц |
|
Возмещение ущерба |
В полном объеме нанесенного ущерба в результате сверхнормативных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. При этом сверхнормативными выбросами считаются выбросы загрязняющих веществ, на которые отсутствует разрешение |
ст. 33, 34 Закону № 2707. Порядок расчета ущерба определен Методикой № 277** |
Криминальная |
Штраф от 30600 до 61200 грн или ограничение свободы сроком до трех лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на тот же срок или без такового. Привлекают к ответственности должностных лиц за загрязнение или другое изменение естественных свойств атмосферного воздуха вредными для жизни, здоровья людей или для окружающей среды веществами, отходами или другими материалами промышленного или прочего производства в результате нарушения специальных правил, если это создало опасность для жизни, здоровья людей или для окружающей среды |
ст. 241 ККУ*** |
* Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 № 8073-X.
*** Криминальный кодекс Украины от 05.04.2001 № 2341-III.
Выводы
- Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения разрешено осуществлять после получения разрешения.
- Платить эконалог за отопительный котел следует независимо от наличия/отсутствия разрешения на выбросы стационарным источником загрязнения.
- В случае использования твердотопливного котла без получения разрешения действующим законодательством предусмотрена административная, криминальная ответственность, а также возмещение ущерба, нанесенного таким нарушением.
Бюджетная бухгалтерия, апрель, 2025/№ 13