Информация по теме "" | Публикации по тегу
22.03.21
463 0
Распечатать
Избранное

Передача/получение имущества: решаем учетные ребусы

Реформа децентрализации власти в Украине продолжается. То есть одни учреждения ликвидируются, другие — переживают реорганизацию. Этот процесс неминуемо связан с передачей-получением имущества между бюджетными учреждениями. Поэтому не удивительно, что бухгалтерские форумы, чаты и сообщества аж «трещат» от вопросов об оформлении и учете таких операций. В этой статье рассмотрим самые интересные учетные вопросы и предоставим практические советы по их решению.

Каждому объекту ОС — новый инвентарный номер

Бюджетное учреждение безвозмездно получило от другого учреждения ОС. Согласно полученным сопроводительным документам указанные объекты уже имеют инвентарные номера. Нужно ли в таком случае присваивать этим объектам новые инвентарные номера?

Да, безвозмездно полученным объектам ОС необходимо присвоить новые инвентарные номера. Какие для этого есть основания?

Подтверждение находим в пп. 3 и 5 разд. II Методрекомендаций № 111. Так, каждому объекту ОС (кроме белья, постельных принадлежностей, одежды, обуви, библиотечных фондов, МНМА, материалов долговременного использования) должен быть присвоен инвентарный номер.

1 Методические рекомендации по бухгалтерскому учету основных средств субъектов государственного сектора, утвержденные приказом Минфина от 23.01.2015 г. № 11.

Более того, инвентарные номера, закрепленные за объектами ОС, стоит сохранять за ними в течение всего периода пребывания их на учете.

То есть независимо от того, каким образом в учреждение попал объект ОС (приобретен за средства или получен безвозмездно), стоит применять общий подход при установлении инвентарных номеров.

Следовательно, для каждого полученного объекта ОС устанавливаем новый инвентарный номер. И в нашем случае это должно делать учреждение-получатель.

В конце концов, при таком подходе выполняется общее правило — каждый объект имеет свой уникальный инвентарный номер. Кстати, это поможет избежать в будущем путаниц и задвоения инвентарных номеров.

Остаточная стоимость = 0. Как зачислить на баланс?

Учреждение безвозмездно получило ОС от другого учреждения. В Акте приема-передачи указано, что первоначальная стоимость объекта равна сумме начисленного износа (остаточная стоимость = 0). По какой стоимости зачислить этот объект на баланс?

Для решения этого вопроса прежде всего следует ориентироваться на требования п. 8 разд. II НП(С)БУ 121 и п. 5 разд. III Методрекомендаций № 11.

Так, первоначальная стоимость ОС, полученных безвозмездно от субъекта государственного сектора, равна первоначальной (переоцененной) стоимости, по которой они учитывались у субъекта, который их передал. В то же время в сопроводительных документах должна быть указана сумма износа, начисленного на соответствующие активы за полное количество календарных месяцев их пребывания в эксплуатации.

Таким образом, безвозмездно полученные необоротные активы с нулевой остаточной стоимостью оприходуем по той стоимости, которая указана в сопроводительных документах. То есть сначала отражаем первоначальную стоимость соответствующего объекта и одновременно сумму начисленного износа. Конечно, эти суммы будут совпадать. Но ничего не поделаешь. Имеем то, что имеем.

А вот как учитывать такие активы в дальнейшем — это уже совсем другой вопрос. И решать его только вам.

Предлагаем вам два варианта:

• вариант 1 — провести их переоценку;

• вариант 2 — установить для них ликвидационную стоимость.

Бесспорно, второй вариант проще и не требует дополнительных материальных затрат на оплату услуг профессионального оценщика. Но имейте в виду: оба предложенных варианта приемлемы и полностью законны.

Передаем авто и сопутствующие ценности: как оформить

В связи с ликвидацией учреждение передает ТС2 другому учреждению. Также имеем комплект зимних шин, огнетушитель, аптечку, автомагнитолу, остатки бензина. Можем ли сопутствующие ценности также передать другому учреждению? Какими документами оформить? Стоит ли передавать другому учреждению учетные регистры на авто?

2 ТС — транспортное средство.

В таком случае руководствуемся основным правилом: учреждение должно передать ОС вместе с первичными документами (или их копиями), учетными регистрами (или их копиями) и другими документами, в которых указана стоимость приобретения (создания) таких объектов. Именно об этом говорится в п. 5 разд. III Методрекомендаций № 11. Поэтому объясним, какие документы стоит подготовить учреждению для передачи имущества другому учреждению.

Так, в случае передачи ТС такими документами будут:

учетные регистры (копии таких документов) — Карточка учета пробега (наработки) пневматической шины, Карточка учета наработки и отслеживания оборота аккумуляторной батареи, Инвентарная карточка учета объекта ОС;

техническая документация — оригинал и копия свидетельства о регистрации ТС, протокол проверки технического состояния ТС (в случае прохождения обязательного техосмотра).

С учетом указанных требований Методрекомендаций № 11, вместе с авто следует передать учетные регистры на такой объект. Остается только решить, передавать оригиналы или копии таких регистров? Знайте: никаких ограничений или оговорок по этому поводу законодательство не содержит. Поэтому решать только вам. Но, по нашему мнению, целесообразно передать другому учреждению именно копии учетных регистров.

Внимание!

Вместе с имуществом передаем первичные документы и учетные регистры (оригиналы или их копии).

Теперь о дальнейшей судьбе других ценностей, которые были приобретены учреждением для обслуживания ТС и учитывались отдельно от него.

Например, это — огнетушитель, аптечка, комплект зимних шин и т. п. Что с ними делать дальше?

В этой ситуации наш совет такой. Если нет необходимости оставлять такие материальные ценности для ремонта и обслуживания других авто, их целесообразно передать вместе с ТС другому учреждению.

Но об этом моменте советуем подумать заранее и привести перечень всех сопутствующих материальных ценностей в решении (распоряжении) о передаче имущества другой организации.

Таким образом, при передаче ТС и сопутствующих ценностей другому учреждению нужно оформить следующие документы:

Акт приема-передачи ОС — составляем по типовой форме, утвержденной приказом Минфина от 13.09.2016 г. № 818.

В Акте приводим подробную информацию о ТС, а именно: название авто, номер двигателя, шасси, кузова ТС, первоначальную (переоцененную) стоимость, сумму износа.

Также указываем год выпуска, серию и номер свидетельства о государственной регистрации авто, краткую характеристику объекта и другие сведения о ТС;

Акт приема-передачи материальных ценностей — составляем в произвольной форме.

Указываем всю информацию о материальных ценностях, которые передаем другому учреждению: название и характеристика, количество, стоимость и т. п.

Указанные документы составляйте в двух экземплярах (по одному экземпляру для каждой стороны, которая принимает и передает объект ОС).

Как передать ОС с ликвидационной стоимостью?

В связи с реорганизацией учреждение передает ОС другому бюджетному учреждению. Некоторые объекты имеют ликвидационную стоимость. Как правильно списать стоимость таких объектов с баланса? Как такую информацию привести в Акте приема-передачи ОС?

В этом случае выбытие (списание) ОС с баланса осуществляем по общему правилу: списываем первоначальную стоимость и сумму начисленного износа. При этом для списания ликвидационной стоимости объекта ОС, который снимают с учета, Типовой корреспонденцией не предусмотрено составление отдельной бухгалтерской записи.

И это вполне понятно. Ведь при установлении ликвидационной стоимости учреждение увеличивает первоначальную стоимость объекта ОС. Для этого в бухгалтерском учете делают запись: Дт 10 — Кт 5111.

Как следствие, при выбытии соответствующего объекта учреждение списывает ликвидационную стоимость как составную часть его первоначальной стоимости. Конечно, отдельную (дополнительную) учетную запись для списания непосредственно ликвидационной стоимости никто не делает.

Таким образом, при передаче ОС другому учреждению составляет такую корреспонденцию субсчетов:

Дт 5111 — Кт 10 — на сумму первоначальной и ликвидационной стоимости;

Дт 1411 — Кт 5512 — на сумму начисленного износа.
Как в этом случае не потерять данные о ликвидационной стоимости? Этот вопрос решить легко.

Установленную ликвидационную стоимость указываем в Акте приема-передачи ОС. Также информацию об этом приводим в Инвентарной карточке учета объекта ОС. В свою очередь, копию такой карточки передаем другому учреждению.

Незавершенные капинвестиции в МНМА: берем на учет

Учреждение получило от другого бюджетного учреждения МНМА, не введенные в эксплуатацию. Согласно Акту приема-передачи учреждению переданы незавершенные капитальные инвестиции (расходы на приобретение МНМА были осуществлены в прошлом году): Дт 5512 — Кт 1312.Как правильно принять на учет такие расходы? Целесообразно ли применять субсчета 5512 и 5411?

Напомним: незавершенными капинвестициями признают расходы на строительство, изготовление, приобретение и улучшение объектов ОС, МНМА от начала и до окончания указанных работ и введения объектов в эксплуатацию.

Очевидно, это касается случаев, когда на дату баланса учреждение не ввело в эксплуатацию объект ОС или МНМА. По общим правилам, эти расходы учреждение отражает в составе незавершенных капинвестиций на субсчетах 1311, 1312.

Заметим: порядок учета операций по безвозмездной передаче-получению незавершенных капинвестиций в пределах одного субъекта управления имуществом определен пп. 1.14 — 1.16 Типовой корреспонденции.

Далее вспомним основные правила отражения этих операций в бухучете обеими сторонами.

Учреждение, которое передает

1. На момент безвозмездной передачи (на дату оформления Акта приема-передачи) все расходы, накопленные и отраженные по Дт субсчетов 1311, 1312 и Кт субсчета 5411, относим на финрезультат соответствующего отчетного периода (Дт 5511, 5512).

2. Одновременно ассигнования, использованные на приобретение или создание ОС, МНМА, закрываем на финрезультат текущего и прошлого года (Кт 5511, 5512).

Учреждение, которое получает

1. Такие расходы зачисляем в состав незавершенных капинвестиций. При этом выполняем обратные записи:

Дт 1311, 1312Кт 5511 — на сумму безвозмездно полученных капинвестиций, осуществленных в текущем году;

Дт 1311, 1312Кт 5512 — на сумму безвозмездно полученных капинвестиций, осуществленных в прошлых годах.

Так когда же применять субсчет 5512 или 5511? Это зависит прежде всего от того, когда были осуществлены расходы на приобретение (создание) ОС, МНМА: в текущем или прошлом годах. При этом, конечно, принимающая сторона будет отталкиваться от записей, сделанных учреждением, которое передает такие объекты. Вот и вся логика бухзаписей, приведенных в пп. 1.14 — 1.16 Типовой корреспонденции.

2. После введения в эксплуатацию ОС, МНМА отражаем их оприходование: Дт 10, 11 — Кт 1311, 1312.

Обратите внимание: при получении незавершенных капинвестиций субсчет 5411 никак не задействован.

3. Одновременно формируем внесенный капитал за счет уменьшения финрезультата: Дт 5511, 5512Кт 5111.

Пример. Бюджетное учреждение имеет на балансе незавершенные капинвестиции в сумме 4700 грн, а именно, не введенный в эксплуатацию мультимедийный проектор. В связи с ликвидацией учреждение передает такой проектор другому учреждению в феврале 2021 года. Передача объекта оформлена Актом приема-передачи ОС.

В марте 2021 года объект незавершенных капинвестиций (проектор) введен в эксплуатацию. При зачислении объекта МНМА на баланс был оформлен Акт ввода в эксплуатацию ОС. На основании последнего бухгалтер открыл Инвентарную карточку учета объекта ОС.

Эти операции в учете учреждения отражают так:

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн

№ м/о

дебет

кредит

Учреждение, которое передает незавершенные капинвестиции

1

Переданы незавершенные капинвестиции (Акт приема-передачи)

5512

1312

4700

17

2

Средства целевого финансирования, направленные на приобретение МНМА, отнесены на финрезультат прошлого года

5411

5512

4700

17

Учреждение, которое приняло незавершенные капинвестиции

1

Зачислены незавершенные капинвестиции на баланс (Акт приема-передачи)

1312

5512

4700

17

2

Введен объект строительства в эксплуатацию (Акт ввода в эксплуатацию)

1113

1312

4700

17

3

Одновременно отражены изменения в капитале

5512

5111

4700

17

4

Начислена первая половина амортизации на проектор (50 %)

8014

1412

2350

17

5

Отнесена на финрезультат отчетного периода сумма начисленной амортизации

5511

8014

2350

17

Полномочия комиссии по реорганизации

Комиссия по реорганизации учреждения провела инвентаризацию имущества. В результате обнаружено несколько объектов ОС, не пригодных для дальнейшего использования. Первоначальная стоимость таких объектов не превышает 20 тыс. грн. Имеет ли право комиссия по реорганизации принять решение о списании такого имущества?

Да, комиссия по реорганизации имеет право принять такое решение. Более того, это не только можно, но и нужно сделать обязательно. Ведь нет никакого смысла передавать другому учреждению объекты, не пригодные для дальнейшего использования.

Напомним, что именно комиссия по реорганизации приобретает полномочия по управлению делами юридического лица (учреждения), которое прекращается. Кстати, такие полномочия переходят к ней с момента назначения. Прямое указание на это содержит ч. 4 ст. 105 ГКУ.

Вместе с тем, принимая решение о списании имущества, помните об основных правилах, предусмотренных Порядком № 13143.

3 Порядок списания объектов государственной собственности, утвержденный постановлением Кабмина от 08.11.2007 г. № 1314.

Разрешение нужно, но не всегда

Списать без разрешения (на основании решения руководителя учреждения о списании) можно только такое имущество, как:

1) объекты ОС (кроме объектов недвижимости), на которые начислен износ в размере 100 %;

2) прочие необоротные материальные активы (т. е. объекты, которые учитываются на счете 11).

При этом первоначальная (переоцененная) стоимость таких объектов должна не превышать 50 тыс. грн. Такой стоимостный предел установлен для государственного имущества. Тогда как списание коммунального имущества стоит осуществлять с учетом стоимостного предела, определенного в порядке (положении) о списании коммунального имущества, принятого соответствующими ОМС.

Списание недвижимости — только по согласованию

Согласование на списание имущества независимо от его стоимости необходимо получить при списании таких объектов, как:

• недвижимое имущество (объекты, которые учитываются на субсчете 1013);

• объекты незавершенного строительства (незавершенные капитальные инвестиции в необоротные материальные активы), т. е. расходы, накопленные на счете 13.

Окончание срока службы ≠ списание

Непосредственно факт начисления износа на объект в размере 100 % его первоначальной (переоцененной) стоимости — это еще не основание для списания ОС с баланса. Решающее значение имеет фактическое состояние такого объекта и возможность (невозможность) его эксплуатации в дальнейшем. Поэтому вопрос о списании каждого объекта следует решать взвешенно.

Все, что можно продать (передать), надо продать (передать)

Комиссия по реорганизации должна выяснить возможность применения других способов управления такими объектами. В частности, речь идет о возможности отчуждения или безвозмездной передаче другим учреждениям. Если такие меры уже имели место, то следует узнать, к чему это привело и были ли такие попытки успешными.

Кстати, субъект управления с целью эффективного использования имущества с истекшим сроком службы должен обнародовать информацию о таких объектах на собственном веб-сайте.

Матвеева Виктория

Бюджетная бухгалтерия, март, 2021/№ 11

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы уведомить нас об этом



Комментарии
0
Какая удача - вы можете стать первым, кто прокомментирует этот материал.
Оставить комментарий:
Для того, щоб роздрукувати текст необхідно авторизуватись або зареєструватись
Дякуємо, що читаєте нас Увійдіть і читайте далі