Передаем имущество с правом пользования: как оформить отношения?
Передача имущества от главного распорядителя подчиненному учреждению - классический пример взаимоотношений в бюджетной сфере. Впрочем, как и любая операция, передача имущества требует правильного документального оформления. Но правильно ли в таком случае оформлять договор ответственного хранения? Нет, для таких отношений этот договор абсолютно неуместен. Как выйти из этой ситуации? Разберемся вместе.
Договор ответственного хранения - не выход. Почему?
Дело в том, что по договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей второй стороной (поклажедателем), и вернуть ее поклажедателю в сохранности.
Отношения сторон по договору хранения (в т. ч. и ответственного хранения) и порядок заключения таких договоров прописаны в гл. 66 "Хранение" ГКУ*. Так, в параграфе 1 гл. 66 Г КУ приведены общие положения о любых договорах хранения, а в параграфах 2, 3 гл. 66 ГКУ - особенности заключения отдельных видов договоров хранения.
*Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 № 435-IV.
Но главный вопрос, который нас интересует: имеет ли право хранитель пользоваться имуществом, полученным на ответственное хранение. Ответ четко прописан в ст. 944 ГКУ.
Аргумент 1
Хранитель не имеет права без согласия поклажедателя пользоваться вещью, переданной ему на хранение, а также передавать ее в пользование другому лицу. Как видим, указанная норма не дает право хранителю имущества, переданного ему на хранение, по умолчанию пользоваться таким имуществом.
Конечно же, поклажедатель может предоставить хранителю право пользоваться вещью, переданной ему на хранение. Но такое право касается вещей, определенных родовыми признаками(ст. 941 ГКУ).
Вещь является определенной родовыми признаками, если она имеет признаки, присущие всем вещам того же рода, и измеряется числом, мерой, весом(ч. 2 ст. 184 ГКУ). С согласия поклажедателя хранитель имеет право смешать вещи одного рода и одного качества, которые переданы на хранение.
А вот смешивать и пользоваться вещами, определенными индивидуальными признаками, ГКУ не разрешает хранителю. Например, если речь идет о переданной на хранение вещи, определенной индивидуальными признаками (транспортное средство), то хранителю не может быть предоставлено право распоряжения ею, поскольку это будет противоречить требованиям ГКУ.
Аргумент 2
С позиции налогового законодательства ответственное хранение осуществляется без права использования. Это черным по белому прописано в п.п. 14.1.32 Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 № 2755-VI. Под ответственным хранением понимают хозяйственную операцию, осуществляемую налогоплательщиком и предусматривающую передачу согласно договорам хранения материальных ценностей на хранение другому физическому или юридическому лицу без права использования в хозяйственном обороте такого лица с последующим возвратом таких материальных ценностей налогоплательщику без изменения качественных или количественных характеристик.
Аргумент 3
Позицию налоговиков активно поддерживают и в судах (см. определение Верховного Суда от 22.06.2022 № 902/591/20). Более того, служители Фемиды считают, что при предоставлении хранителю имущества права пользования таким имуществом имеет место мнимая сделка, поскольку по своей сути является договором аренды имущества. Ведь все права пользования прямо указаны в договоре, и стороны ничего не скрывают.
Поэтому, чтобы не подвергать себя подобным выводам контролирующих и судебных органов, не советуем в договорах хранения упоминать о праве хранителя пользоваться переданной ему на хранение вещью.
Какой выход?
Есть абсолютно законный способ решения этой ситуации. Передачу имущества от главного распорядителя (управления образования) подведомственному учреждению (заведению образования) следует оформить как передачу имущества в оперативное управление.
Под правом оперативного управления признают вещное право субъекта хозяйствования владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником (уполномоченным им органом). Особенности передачи имущества на таких условиях закреплены в ст. 137 Хозяйственного кодекса Украины от 16.01.2003 № 436-IV.
При передаче имущества на праве оперативного управления за собственником сохраняется право контролировать использование и сохранность такого имущества. Также он имеет право изымать у субъекта хозяйствования имущество, которое не используется, и имущество, используемое не по назначению. Осуществляется это непосредственно собственником или через уполномоченный им орган.
В этой ситуации, описанной в вопросе, инициатором принятия решения о передаче транспортного средства в оперативное управление заведения образования является соответствующий орган местного самоуправления. Поэтому ему и все карты в руки.
По общему правилу процедура передачи и закрепления коммунального имущества именно на таких условиях должна быть урегулирована местным Положением о порядке закрепления имущества коммунальной собственности за предприятиями, учреждениями, организациями на праве хозяйственного ведения (оперативного управления) и соответствующими типовыми договорами. Подробно об организационных вопросах передачи-получения имущества на правах оперативного управления читайте материал "Передача-получение имущества: как показать в учете?" (см. "Бюджетная бухгалтерия", 2022, № 27).
Обычно бюджетное учреждение, получившее имущество в оперативное управление, выступает балансодержателем такого имущества. Но главное - именно такое учреждение вполне на законных основаниях имеет право осуществлять расходы на его содержание (обслуживание, ремонт и т. п.).
Как решить учетные вопросы?
Передача имущества с баланса управления образования на баланс заведения образования на праве оперативного управления осуществляется в пределах органа, уполномоченного управлять объектами коммунальной собственности. Это означает, что такую операцию считаем операцией по внутреннему перемещению коммунального имущества.
Основные правила документального оформления и учета таких операций с позиции стороны, передающей имущество, и учреждения-получателя обобщим в таблице.
Передача-получение имущества на праве оперативного управления: оформление + бухучет
Критерий | Основные требования | |
Учреждение, которое передает имущество | Учреждение, которое получает имущество | |
Основания для осуществления передачи- получения | Передачу-получение имущества осуществляют на основании решения субъекта управления имуществом (решения соответствующего местного совета). Передачу-получение материальных ценностей осуществляет комиссия, созданная таким органом. В состав комиссии включают представителей стороны, принимающей и передающей материальные ценности. Такие операции оформляют Актом приемки-передачи основных средств (далее - ОС) по типовой форме, утвержденной приказом № 818*. Оформляют указанный документ в двух экземплярах: по одному экземпляру для каждой стороны. При этом все экземпляры Акта должны быть подписаны представителями обеих сторон | |
Документальное оформление | Вместе с имуществом передает первичные документы и учетные регистры (оригиналы или их копии) | 1) оформляет Акт ввода в эксплуатацию ОС (типовая форма, утвержденная приказом № 818); 2) присваивает новый инвентарный номер; 3) открывает новую Инвентарную карточку учета объектов ОС (типовая форма, утвержденная приказом № 818) |
Отражение в бухучете | При передаче ОС списывает его первоначальную (переоцененную), балансовую стоимость и сумму накопленного износа | При получении имущества зачисляет его по первоначальной стоимости. Первоначальная стоимость ОС, полученных бесплатно от субъектов государственного сектора, равна первоначальной (переоцененной) стоимости ОС субъекта государственного сектора, который их передал. При отсутствии достоверной информации первоначальную стоимость ОС определяют на уровне справедливой стоимости такого имущества на дату получения |