Информация по теме "" | Публикации по тегу
26.07.21
2068 0
Распечатать
Избранное

Приобретение ноутбуков и сканеров: планирование и учет

Как правильно спланировать приобретение компьютерной техники и оргтехники, а именно ноутбуков и сканеров? Как отразить такое приобретение в учете? Необходимо ли подавать уведомление о закупке указанной техники или получать согласование от Минцифры? Разберемся вместе благодаря этой статье.

Планирование закупки

Прежде всего вспомним, что зачисление на баланс объектов ОС осуществляется на основании соответствующих первичных документов (п. 1 разд. ІІІ Методрекомендаций № 111). То есть процесс оприходования активов напрямую зависит от запланированной и осуществленной закупки. Что имеется в виду?

1 Методические рекомендации по бухгалтерскому учету основных средств субъектов государственного сектора, утвержденные приказом Минфина от 23.01.2015 г. № 11.

При планировании закупки необоротных активов необходимо сопоставить ожидаемую стоимость их приобретения с установленным стоимостным критерием признания МНМА. Такой анализ, в первую очередь, даст возможность выяснить: будут ли расходы текущими или капитальными.

Так, если по стоимостным признакам ожидается приобретение ноутбуков и сканеров, которые должны быть зачислены в состав МНМА, планируем расходы по КЭКР 2210 «Предметы, материалы, оборудование и инвентарь» (п. 5 п.п. 2.2.1 Инструкции № 333).

А вот приобретение ОС планируем и осуществляем по КЭКР 3110 «Приобретение оборудования и предметов долгосрочного пользования» (п. 9 п.п. 3.1.1 Инструкции № 333).

В свое время такое разъяснение было предоставлено органами Госказначейства в письме от 15.02.2018 г. № 16-08/164-2823.

Обратите внимание: закупка отдельных видов активов за государственные средства ограничивается предельными суммами расходов, утвержденными постановлением № 3322. В такой перечень входят и ноутбуки. Сейчас стоимость приобретения ноутбука за госсредства не может превышать 27000 грн (с учетом НДС).

2 Постановление КМУ «О предельных суммах расходов на приобретение автомобилей, мебели, другого оснащения и оборудования, мобильных телефонов, компьютеров государственными органами, а также учреждениями и организациями, содержащимися за счет государственного бюджета» от 04.04.2001 г. № 332.

Учреждения, содержащиеся за счет средств местных бюджетов, должны учитывать стоимостные ограничения, утвержденные ОМС.

Уведомление или согласование с Минцифры

Госорганы, ОМС и бюджетные учреждения в случае приобретения товаров, работ и услуг в пределах бюджетных программ и проектов в сфере информатизации обязаны согласовывать такие закупки с Минцифры. Но как распознать такие программы и проекты? Для единого подхода к определению принадлежности бюджетных программ (проектов) к сфере информатизации утверждена соответствующая Методика № 673.

3 Методика определения принадлежности бюджетных программ к сфере информатизации, утвержденная Минцифры от 07.05.2020 г. № 67.

В этом документе для распорядителей бюджетных средств установлен перечень кодов Национального классификатора Украины «Единый закупочный словарь ДК 021:2015»4, закупка по которым относится к сфере информатизации.

4 Национальный классификатор Украины «Единый закупочный словарь ДК 021:2015», утвержденный приказом Минэкономразвития от 23.12.2015 г. № 1749.

Какие именно? Укажем их для вашего удобства в таблице.

Перечень кодов Национального классификатора Украины «Единый закупочный словарь ДК 021:2015», определяющих принадлежность программ и проектов к сфере информатизации

№ п/п

Коды ДК 021:2015

Описание

1

30200000-1

компьютерное оборудование и принадлежности

2

32400000-7 (кроме 32440000-9)

сети

3

48000000-8

пакеты программного обеспечения и информационные системы

4

71200000-0

архитектурные и сопутствующие услуги

5

71300000-1

инженерные услуги

6

72000000-5

услуги в сфере информационных технологий: консультирование, разработка программного обеспечения, услуги сети Интернет и услуги по поддержке

7

73100000-3

услуги в сфере научных исследований и экспериментальных разработок

8

73200000-4

консультационные услуги в сфере НИОК

9

73300000-5

проектирование и выполнение НИОК

Итак, если распорядитель бюджетных средств планирует закупку по какому-либо из указанных кодов, он должен согласовывать ее с Минцифры.

Обратите внимание: ограничится ли учреждение просто уведомлением или необходимо получать согласование на проведение такой закупки, зависит от стоимости закупки.

Так, если стоимость закупки не превышает 500 тыс. грн, достаточно уведомить Минцифры об ожидаемом приобретении по определенной процедуре (абз. 2 п. 13 Положения № 13525).

5 Положение о формировании и выполнении Национальной программы информатизации, утвержденное постановлением КМУ от 31.08.98 г. № 1352.

Если же стоимость закупки равна или превышает 500 тыс. грн, распорядитель бюджетных средств может брать обязательства и осуществлять платежи лишь после согласования с Минцифры (абз. 1 п. 13 Положения № 1352).

Важно: в случае закупки услуг по подключению заведений социальной инфраструктуры к широкополосному доступу к Интернету в сельской местности за средства субвенции из госбюджета местным бюджетам необходимо согласовывать закупку, если их стоимость превышает 1 тыс. грн.

Кстати, органы Казначейства имеют право не регистрировать бюджетные и финансовые обязательства и не осуществлять платежи при отсутствии такого согласования (ст. 48 БКУ).

Более подробно ознакомиться с вопросами проведения расходов в сфере информатизации можно в статьях «Расходы на информатизацию: уведомляем и согласовываем» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2019, № 36, с. 17) и «Программа информатизации: что нового? (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2020, № 23, с. 24).

Бухгалтерский учет

Оплата за счет целевого финансирования

Полученные ассигнования на приобретение ОС и МНМА проводим как целевое финансирование: Дт 2313 — Кт 5411 (п. 1.1 Типовой корреспонденции).

Важно: в случае приобретения компьютерной техники и оргтехники за счет средств спецфонда расходы также необходимо понести за счет целевого финансирования. В частности, если приобретение техники осуществляем за средства спецфонда в текущем бюджетном периоде, уменьшаем доходную часть и увеличиваем целевое финансирование (п. 1.8 Типовой корреспонденции). Например: Дт 7111 — Кт 5411.

Если используем остаток средств прошлого квартала текущего бюджетного периода или остаток средств прошлого бюджетного периода, убираем соответствующую сумму из финрезультата и направляем ее на целевое финансирование для приобретения ОС и МНМА (п. 6.9 Типовой корреспонденции): Дт 5511, 5512 — Кт 5411.

Формируем первоначальную стоимость

Учет необоротных активов учреждение должно вести по их первоначальной стоимости (абз. 2 п. 11 разд. ІІ НП(С)БУ 121). Поэтому вспомним, как она формируется в случае приобретения активов.

В состав первоначальной стоимости необоротных активов входят все расходы, непосредственно связанные с доведением их до состояния, в котором они пригодны для использования. В частности, кроме самой суммы, уплачиваемой поставщику, мы должны включать еще и расходы на транспортировку, установку, монтаж, наладку объектов и т. п.

Обратите внимание: вышеперечисленные расходы могут формировать первоначальную стоимость активов как за счет капитальных расходов, так и за счет текущих расходов (абз. 10 п. 3 разд. ІІІ Методрекомендаций № 11).

Все понесенные расходы, от начала и до момента ввода объектов в эксплуатацию признаются незавершенными капитальными инвестициями. То есть расходы на приобретение ОС накапливаем на субсчете 1311 «Капитальные инвестиции в основные средства». А расходы на приобретение объектов МНМА отражаем на субсчете 1312 «Капитальные инвестиции в прочие необоротные материальные активы».

Ввод в эксплуатацию

Зачисление объектов в состав ОС (субсчет 1014) или МНМА (субсчет 1113) отражается уменьшением субсчетов 1311 и 1312 соответственно.

Одновременно осуществляем увеличение внесенного капитала и уменьшение целевого финансирования: Дт 5411 — Кт 5111 (абз. 2 п. 5 разд. ІX Методрекомендаций № 11).

Помним: в месяце ввода в эксплуатацию объектов МНМА начисляем амортизацию в размере 50 % их первоначальной стоимости.

Документальное оформление

Ввод необоротных активов в эксплуатацию должен быть оформлен документально на основании Акта ввода в эксплуатацию основных средств (типовая форма утверждена приказом № 8186).

6 Приказ Минфина «Об утверждении типовых форм по учету и списанию основных средств субъектами государственного сектора и порядка их составления» от 13.09.2016 г. № 818.

Также объектам из состава ОС присваиваем инвентарные номера. А таким объектам, как МНМА, устанавливаем номенклатурные номера. Одновременно с этим открываем на соответствующие объекты Инвентарные карточки учета ОС или Инвентарные карточки группового учета ОС (типовые формы утверждены приказом № 818).

Пример 1. Бюджетным учреждением для сканирования печатных документов и преобразования их в цифровой формат PDF приобретен 1 планшетный сканер стоимостью 7500 грн и 1 лазерный цветной сканер стоимостью 12000 грн. Общая сумма по договору составляет 19500 грн. По его условиям предусмотрена оплата после получения товаров.

Стоимость приобретенных сканеров не превышает предельную сумму признания объектов МНМА, установленную учетной политикой учреждения. Сканеры введены в эксплуатацию на основании Акта ввода в эксплуатацию объектов ОС. Также объектам присвоены номенклатурные номера и открыты Инвентарные карточки. Одновременно начислена амортизация в размере 50 % от их первоначальной стоимости.

п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма,

грн

м/о

дебет

кредит

Приобретение сканеров (группа МНМА)

1

Получены ассигнования на приобретение сканеров

2313

5411

19500

2

2

Получены сканеры от поставщика

1312

6211

19500

6

3

Перечислены средства поставщику

6211

2313

19500

2, 6

Ввод в эксплуатацию сканеров

1

Введены в эксплуатацию сканеры

1113

1312

19500

17

Одновременно увеличен внесенный капитал

5411

5111

19500

17

2

Начислена амортизация в размере 50 % первоначальной стоимости сканеров (19500 грн х 50 %)

8014

1412

9750

17

3

Отнесена на финрезультат отчетного периода сумма начисленной амортизации

5511

8014

9750

17

Пример 2. В связи с производственной необходимостью учреждением запланировано приобретение ноутбука. По техническим характеристикам стоимость такого ноутбука будет соответствовать стоимостным признакам признания ОС, установленным учетной политикой учреждения. После получения финансирования по КЭКР 3110 был приобретен ноутбук, стоимость которого составляет 24500 грн. По условиям договора предусмотрена оплата после получения товара.

Полученный ноутбук был оприходован и введен в эксплуатацию на основании Акта ввода в эксплуатацию объектов ОС. Активу присвоен инвентарный номер и открыта Инвентарная карточка учета объектов ОС.

п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма,

грн

м/о

дебет

кредит

Приобретение ноутбука (группа ОС)

1

Получено ассигнование для приобретения ноутбука

2313

5411

24500

2

2

Получен ноутбук от поставщика

1311

6211

24500

6

3

Перечислены средства поставщику

6211

2313

24500

2, 6

Ввод в эксплуатацию ноутбука

1

Введен в эксплуатацию ноутбук

1014

1311

24500

17

Одновременно увеличен внесенный капитал

5411

5111

24500

17

Пример 3. Для выполнения основных функций учреждением приобретен 1 ноутбук и 2 сканера за счет остатка спецфонда прошлого бюджетного периода. По техническим характеристикам стоимость ноутбука и сканеров не превышает предельную сумму признания МНМА, установленную учетной политикой учреждения.

Общая стоимость договора составляет 18000 грн (стоимость ноутбука 10000 грн, стоимость сканеров 3500 грн и 4500 грн каждый). По условиям договора предусмотрена оплата после получения товаров. Ноутбук и сканеры оприходованы и введены в эксплуатацию на основании Акта ввода в эксплуатацию объектов ОС. Также им присвоены номенклатурные номера, открыты Инвентарные карточки учета объектов ОС и начислена амортизация в размере 50 % от их первоначальной стоимости.

п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма,

грн

м/о

дебет

кредит

Специальный фонд

2020 год

1

Начислен доход за предоставленные услуги

2111

7111

18000

14

2

Получена плата за предоставленные услуги

2313

2111

18000

3

3

Закрытие счетов доходов

7111

5511

18000

17

4

Отнесена сумма профицита отчетного периода к накопленным финансовым результатам

5511

5512

18000

17

2021 год

Приобретение ноутбука и сканеров (группа МНМА)

1

Откорректирован финрезультат прошлых периодов на сумму расходов, включаемых в первоначальную стоимость объектов МНМА

5512

5411

18000

17

2

Получены ноутбук и сканеры от поставщика

1312

6211

18000

6

3

Перечислены средства поставщику

6211

2313

18000

2, 6

Ввод в эксплуатацию ноутбука и сканеров

1

Введены в эксплуатацию ноутбук и сканеры

1113

1312

18000

17

Одновременно увеличен внесенный капитал

5411

5111

18000

17

2

Начислена амортизация в размере 50 % первоначальной стоимости ноутбука и сканеров

(18000 грн х 50 %)

8014

1412

9000

17

3

Отнесена на финрезультат отчетного периода сумма начисленной амортизации

5511

8014

9000

17

Вежичанина Светлана

Бюджетная бухгалтерия, июль, 2021/№ 28

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы уведомить нас об этом



Комментарии
0
Какая удача - вы можете стать первым, кто прокомментирует этот материал.
Оставить комментарий:
Для того, щоб роздрукувати текст необхідно авторизуватись або зареєструватись
Дякуємо, що читаєте нас Увійдіть і читайте далі
pw-image
Читайте сайт за ціною чашки кави
Платне користування buhgalter.com.ua передбачає:
  • доступ до новин, статей, довідників
  • безлімітні завантаження бланків
  • відсутність реклами.
Передплатники PRO-доступу, «Бюджетної бухгалтерії», «Оплата праці» та користувачі «FIT-Бюджет» отримують безкоштовний доступ до порталу бонусом до передплати.
Передплата подовжується автоматично щомісяця, але відмовитися можна у будь-який момент. Я погоджуюсь з користувацькими умовами
60
грн/
місяць
Вже передплатили? Увійти
Передплата подовжується автоматично щомісяця, але відмовитися можна у будь-який момент. Я погоджуюсь з користувацькими умовами
ic-acc-pay
×