Приобретение жесткого диска: варианты учета и оформления
Жесткий диск, или винчестер, является главным устройством хранения данных в компьютере. Они бывают двух видов:
• внутренние — встроены в системные блоки;
• внешние — подключаются к компьютеру с помощью кабеля или через беспроводное соединение. Учет жесткого диска зависит именно от его вида и цели приобретения.
Возможные варианты учета этого устройства изображены на схеме ниже.
Варианты учета жесткого диска
Итак, приобретение винчестера может быть связано с необходимостью отремонтировать (модернизировать) компьютер или с потребностью переноса и хранения данных вне компьютера (ноутбука и т. п.).
Учет запчасти к компьютеру
1. Ремонт объекта ОС
Если приобретение жесткого диска обусловлено необходимостью заменить неисправный диск на новый, последний следует рассматривать как запасную часть (комплектующую) к компьютеру. Такие активы учитываем на субсчете 1515 «Запасные части».
Важно: после замены старого диска на новый, аналогичный по техническим характеристикам, первоначальная стоимость компьютера не меняется. Ведь потенциал его полезности остается на первоначально оцененном уровне.
К тому же все расходы, связанные с поддержанием объекта ОС в пригодном для использования состоянии, относятся к расходам отчетного периода (п. 2 разд. III НП(С)БУ 121). Расходы на приобретение жесткого диска для замены планируем по КЭКР 2210 «Предметы, материалы, оборудование и инвентарь» (п.п. 8 п.п. 2.2.1 Инструкции № 333). Если замену будет проводить сторонний специалист, не забудьте также запланировать расходы на оплату его услуг по КЭКР 2240 «Оплата услуг (кроме коммунальных)» (п.п. 8 п.п. 2.2.4 Инструкции № 333).
2. Улучшение объекта ОС
Приобретение нового винчестера как комплектующей также возможно для увеличения мощности (производительности) компьютера (абз. 3 п. 3 разд. VI Методрекомендаций № 111).
1 Методические рекомендации по бухгалтерскому учету основных средств субъектов государственного сектора, утвержденные приказом Минфина от 23.01.2015 г. № 11.
Цель — модернизировать объект — может возникнуть при устранении неполадки объекта ОС или отдельно по производственной необходимости.
Важно: будут ли расходы направлены на повышение технико-экономических возможностей объекта ОС или только на его поддержание в пригодном для использования состоянии, решает руководитель учреждения (п. 2 разд. VI Методрекомендаций № 11).
При этом помните: работы по улучшению объекта ОС следует планировать и проводить за счет капитальных расходов, предусмотренных в сметах (п. 2 разд. VI Методрекомендаций № 11). Поэтому приобретение комплектующих для улучшения компьютера и оплату услуг по их установке можно провести только за счет заблаговременно запланированных расходов по КЭКР 3132 «Капитальный ремонт других объектов» (п.п. 8 п.п. 3.1.3.2 Инструкции № 333).
Если же все условия соблюдены и улучшение компьютера проведено (заменен жесткий диск для повышения его производительности), относим расходы на увеличение его первоначальной стоимости. Ведь в итоге потенциал полезности такого объекта ОС возрастет по сравнению с его первоначально оцененным уровнем (п. 1 разд. III НП(С)БУ 121).
Конечно, сначала такие расходы включаем в капитальные инвестиции по субсчету 1311 (1312). Это предусмотрено абз. 2 п. 3 разд. VI Методрекомендаций № 11.
Обратите внимание: на период модернизации объекта ОС начисление амортизации на него приостанавливаем (п. 3 разд. IV НП(С)БУ 121).
Причем не имеет значения, сколько времени непосредственно займет улучшение: один день или целый месяц. Из срока эксплуатации объекта ОС выпадает весь месяц, в котором были проведены такие работы. Соответственно амортизацию ОС ставим «на паузу» начиная с месяца, следующего за месяцем перевода соответствующего объекта на модернизацию.
Возобновляем начисление амортизации начиная с месяца, следующего после ввода объекта в эксплуатацию после модернизации (п. 9 разд. V Методрекомендаций № 11). В дальнейшем начисляем амортизацию уже исходя из увеличенной первоначальной стоимости ОС, а возможно, даже и увеличенного срока эксплуатации.
Кстати, если компьютер (системный блок) учитывается в составе МНМА, советуем начислить 50 % амортизацию на сумму увеличенной стоимости сразу после его возвращения в эксплуатацию. То есть не ждем месяца исключения объекта из активов (списания с баланса).
Пример 1. В сентябре 2020 года компьютер (первоначальная стоимость — 7800 грн) был передан на модернизацию на основании Акта передачи на ремонт, реконструкцию и модернизацию ОС. В начале октября 2020 года приобретен и установлен собственными силами новый и более мощный винчестер стоимостью 2400 грн. Возвращение в эксплуатацию модернизированного компьютера произошло в октябре 2020 года на основании Акта приема отремонтированных, реконструированных и модернизированных ОС.
Расчет. При начислении амортизации за 2020 год октябрь был полностью исключен из расчета в связи с проведением модернизации. Сумма амортизации за период с 1 января 2020 года по 30 сентября 2020 года составляет 585 грн (7800 грн : 10 лет : 12 месяцев х 9 месяцев). Сумма амортизации за период с 1 ноября по 31 декабря 2020 года составляет 170 грн ((7800 грн + 2400 грн) : 10 лет : 12 месяцев х 2 месяца). Общая сумма амортизации за 2020 год — 755 грн (585 + 170).
Документальное оформление замены диска
Порядок документирования операций по замене одного жесткого диска другим должен быть следующим:
1. Работник, ответственный за обслуживание (использование) компьютерной техники, подает руководителю учреждения докладную записку о поломке компьютера / необходимости увеличения объема памяти.
2. По приказу руководителя учреждения создается комиссия. Впрочем, по большей части такие случаи рассматривает постоянно действующая комиссия по списанию материальных ценностей. Последняя составляет дефектный акт, в котором фиксирует:
• факт непригодности жесткого диска на основании заключения штатного (стороннего) профильного специалиста;
• потребность в приобретении запчасти (нового жесткого диска) для замены старого с целью ремонта (модернизации) компьютера;
• способ замены (собственными силами или с привлечением сторонних исполнителей).
3. Руководитель учреждения оформляет свое решение о проведении текущего ремонта (улучшения) соответствующего объекта ОС приказом по учреждению.
4. Передачу компьютера для проведения ремонта/улучшения следует оформлять Актом передачи на ремонт, реконструкцию и модернизацию ОС (типовая форма, утвержденная приказом № 8182).
2 Приказ Минфина «Об утверждении типовых форм по учету и списанию основных средств субъектами государственного сектора и порядка их составления» от 13.09.2016 г. № 818.
5. Возвращение объекта на место эксплуатации после ремонта/улучшения оформляем Актом приема отремонтированных, реконструированных и модернизированных ОС (типовая форма, утвержденная приказом № 818).
6. Новый винчестер, использованный для ремонта/улучшения ПК, списываем на основании Акта списания запасов. Форма последнего приведена в приложении к Методрекомендациям по учету запасов3 .
3 Методические рекомендации по бухгалтерскому учету запасов субъектов государственного сектора, утвержденные приказом Минфина от 23.01.2015 № 11.
7. Изъятый во время ремонта (модернизации) жесткий диск, не пригодный для дальнейшего использования, оприходуем как вторсырье и сдаем соответствующим субъектам хозяйствования (абз. 2 п. 5 разд. VI НП(С)БУ 121). Зато пригодный для дальнейшего использования накопитель, изъятый в результате ремонта (модернизации), оприходуем как запчасть на основании Акта оценки (абз. 1 п. 5 разд. VI НП(С)БУ 121). Информацию о такой запчасти фиксируем в Акте приема отремонтированных, реконструированных и модернизированных основных средств. Кроме того, не позднее последнего рабочего дня отчетного месяца подаем в Казначейство Справку о поступлениях в натуральной форме по коду доходов 25010200 «Поступление бюджетных учреждений от дополнительной (хозяйственной) деятельности».
8. Данные об измененных технико-экономических характеристиках (стоимости, мощности и т. п.) в результате улучшения компьютера заносим в Инвентарную карточку учета объекта ОС (п. 5 разд. VI Методрекомендаций № 11).
Учет отдельного объекта
Внешний жесткий диск является законченным обособленным устройством, предназначенным для выполнения самостоятельных функций.
Следовательно, он полностью может быть зачислен на баланс как отдельный объект учета (п. 1 разд. ІІ НП(С)БУ 121). Тем более что он соответствует всем требованиям к признанию активом, указанным в п. 2 разд. ІІ НП(С)БУ 121.
В зависимости от стоимости приобретения внешнего накопителя и стоимостных признаков МНМА, определенных учетной политикой вашего учреждения, его можно отнести в состав как МНМА, так и ОС. В первом случае зачисляем жесткий диск на субсчет 1113 «Малоценные необоротные материальные активы». Во втором случае для учета более ценных экземпляров используем субсчет 1014 «Машины и оборудование».
До момента ввода внешнего диска в эксплуатацию накапливаем все понесенные расходы на субсчете 1312 или 1311 соответственно.
Расходы на приобретение внешнего винчестера, который подлежит зачислению на учет как МНМА, планируем по КЭКР 2210 (п.п. 5 п.п. 2.2.1 Инструкции № 333). Если диск соответствует стоимостному критерию признания ОС, расходы осуществляем по КЭКР 3110 (п.п. 9 п.п. 3.1.1 Инструкции № 333).
Документальное оформление оприходования диска
Порядок документального оформления оприходования внешнего накопителя таков:
1. Присваиваем внешнему жесткому диску инвентарный (номенклатурный) номер — в зависимости от его стоимости и порядка дальнейшего учета этого объекта (абз. 3 п. 3 разд. ІІ Методрекомендаций № 11).
2. Вводим в эксплуатацию внешний диск на основании Акта ввода в эксплуатацию ОС (типовая форма, утвержденная приказом № 818).
3. Открываем на соответствующий объект Инвентарную карточку учета ОС (типовая форма, утвержденная приказом № 818).
Далее на условных примерах рассмотрим порядок отражения таких операций на счетах бухгалтерского учета.
Пример 2. В результате диагностики неисправного внутреннего жесткого диска компьютера установлено, что ремонту и восстановлению он не подлежит. По решению руководителя учреждения взамен старого винчестера приобретен новый с аналогичными техническими характеристиками.
Стоимость жесткого диска — 2260 грн. Согласно условиям договора расчет с поставщиком проведен после получения товара.
Замена старого винчестера на новый проведена собственными силами учреждения. Использованный для ремонта компьютера жесткий диск списан на основании Акта списания запасов.
№ п/п |
Содержание хозяйственной операции |
Корреспонденция субсчетов |
Сумма, грн |
№ м/о |
|
дебет |
кредит |
||||
Приобретение внутреннего жесткого диска (ремонт ОС) |
|||||
1 |
Получено ассигнование для приобретения жесткого диска для ремонта ПК |
2313 |
7011 |
2260 |
2 |
2 |
Оприходован приобретенный жесткий диск |
1515 |
6211 |
2260 |
6 |
3 |
Перечислены средства поставщику за жесткий диск |
6211 |
2313 |
2260 |
2, 6 |
Установка нового жесткого диска |
|||||
1 |
Списан диск на расходы текущего периода |
8013 |
1515 |
2260 |
13 |
Пример 3. Во время инсталляции нового программного обеспечения на компьютер оказалось, что его технические характеристики не соответствуют современным требованиям и значительно усложняют работу. С учетом этого, руководитель учреждения принял решение (оформлено приказом) о проведении модернизации компьютера путем замены старого винчестера на новый с большим объемом памяти и более высокой скоростью работы. После получения запланированного финансирования по КЭКР 3132 приобретен жесткий диск стоимостью 3000 грн.
Согласно договору расчеты с поставщиком проводятся на условиях последующей оплаты.
Модернизация ПК проведена собственными силами учреждения. На сумму расходов, связанных с его улучшением, увеличена первоначальная стоимость компьютера. Изменение первоначальной стоимости компьютера и улучшение его технических характеристик зафиксированы в его Инвентарной карточке.
Также во время улучшения ПК был изъят старый диск, пригодный для дальнейшего использования. Запчасть оприходована по стоимости 600 грн, установленной комиссией в акте оценки.
№ п/п |
Содержание хозяйственной операции |
Корреспонденция субсчетов |
Сумма, грн |
№ м/о |
|
дебет |
кредит |
||||
Приобретение внутреннего жесткого диска (улучшение ОС) |
|||||
1 |
Получено ассигнование для приобретения жесткого диска для улучшения ПК |
2313 |
5411 |
3000 |
2 |
2 |
Оприходован приобретенный жесткий диск |
1515 |
6211 |
3000 |
6 |
3 |
Перечислены средства поставщику диска |
6211 |
2313 |
3000 |
2, 6 |
Установка нового жесткого диска (улучшение ОС) |
|||||
1 |
Списан новый внутренний жесткий диск, использованный для улучшения ПК |
1311 |
1515 |
3000 |
13 |
2 |
Стоимость понесенных расходов отнесена на увеличение первоначальной стоимости ОС |
1014 |
1311 |
3000 |
17 |
Одновременно увеличен внесенный капитал |
5411 |
5111 |
3000 |
17 |
|
3 |
Оприходован изъятый во время модернизации жесткий диск, пригодный для дальнейшего использования, и оставлен для нужд учреждения |
1515 |
2117 |
600 |
4 |
В то же время отражен: |
|||||
• доход от оприходования материалов |
2313 |
7112* |
600 |
3, 14 |
|
Восстановление кассовых расходов |
2117 |
2313 |
600 |
3, 4 |
|
* В отчетном месяце в Казначейство предоставлена Справка о поступлениях в натуральной форме на сумму 600,00 грн. |
Пример 4. С целью получения возможности резервного копирования и хранения важной информации отдельно от рабочих ПК учреждение приобрело внешний накопитель — жесткий диск стоимостью 2640 грн (емкость накопителя — 2 ТБ). По условиям договора расчет с поставщиком проводится по факту получения товара.
Согласно Положению об учетной политике учреждения (исходя из установленных стоимостных признаков МНМА) приобретенный внешний накопитель подлежит зачислению в состав МНМА.
Жесткий диск оприходован и введен в эксплуатацию на основании Акта ввода в эксплуатацию объектов ОС. Также новому устройству был присвоен номенклатурный номер и открыта Инвентарная карточка учета объектов ОС.
№ п/п |
Содержание хозяйственной операции |
Корреспонденция субсчетов |
Сумма, грн |
№ м/о |
|
дебет |
кредит |
||||
Приобретение внешнего жесткого диска |
|||||
1 |
Получено ассигнование на приобретение внешнего жесткого диска |
2313 |
5411 |
2640 |
2 |
2 |
Получен жесткий диск от поставщика |
1312 |
6211 |
2640 |
6 |
3 |
Перечислены поставщику средства за жесткий диск |
6211 |
2313 |
2640 |
2, 6 |
Ввод в эксплуатацию внешнего жесткого диска |
|||||
1 |
Введен в эксплуатацию жесткий диск |
1113 |
1312 |
2640 |
17 |
Одновременно увеличен внесенный капитал |
5411 |
5111 |
2640 |
17 |
|
2 |
Начислена амортизация в размере 50 % первоначальной стоимости диска (2640 грн х 50 %) |
8014 |
1412 |
1320 |
17 |
ВЫВОДЫ
• Внутренний жесткий диск следует учитывать как запасную часть на субсчете 1515
• Винчестер, использованный для ремонта объекта ОС, признаем расходами отчетного периода
• Жесткий диск, использованный для улучшения компьютера, относим на увеличение его первоначальной стоимости
• Внешний жесткий диск учитываем как отдельный объект в составе МНМА на субсчете 1113 или ОС — на субсчете 1014 в зависимости от стоимости его приобретения
Вежичанина Светлана
Бюджетная бухгалтерия, июнь, 2021/№ 22