Информация по теме "" | Публикации по тегу
19.04.21
653 0
Распечатать
Избранное

Школьный автобус: ищем варианты учета

Заведение образования получило автобус для организации подвоза учащихся и педработников. Может ли школа зачислить его на баланс? Надо ли подавать в Казначейство Справку о поступлениях в натуральной форме? Может ли заведение образования получить автобус в безвозмездное срочное пользование? Ответы на эти вопросы — в нашей статье.

За счет каких средств?

Организация бесплатного подвоза соискателей образования (в частности, учащихся, детей) к местам обучения и домой — одна из задач ОМС. Перечень полномочий таких органов в сфере образования определен ст. 66 Закона об образовании1.

1 Закон Украины «Об образовании» от 05.09.2017 г. № 2145-VIII.

За счет каких источников осуществляют расходы на приобретение школьных автобусов? На самом деле это могут быть разные источники:

• средства госбюджета по бюджетной программе 2201170 «Осуществление методического и материально-технического обеспечения деятельности учебных заведений»;

• средства соответствующего местного бюджета;

• средства образовательной субвенции.

Отметим: определяющим документом относительно требований к использованию средств госбюджета на приобретение школьных автобусов является Порядок № 3662.

2 Порядок использования средств, предусмотренных в государственном бюджете на приобретение школьных автобусов для перевозки детей, проживающих в сельской местности, утвержденный постановлением КМУ от 26.05.2010 г. № 366.

В свою очередь, приобрести школьные автобусы за счет средств местного бюджета возможно лишь при условии утверждения региональной программы «Школьный автобус». Основным помощником и ориентиром при разработке таких региональных программ является Государственная программа3. Поэтому, если ваша громада только планирует разработку и утверждение такой программы, советуем обратить внимание на этот документ.

3 Государственная целевая социальная программа «Школьный автобус», утвержденная постановлением КМУ от 16.01.2003 г. № 31.

За счет каких источников может финансироваться такая региональная программа? Конечно, львиная доля средств на финансирование региональной программы «Школьный автобус» должна быть выделена из соответствующего местного бюджета.

В то же время часть расходов на реализацию этой программы можно покрыть за счет средств государственного, областного бюджета и других источников, не запрещенных законодательством.

Кто планирует расходы?

Как правило, координатором работы по выполнению мероприятий программы и главным распорядителем средств местного бюджета является отдел образования ОМС.

ВАЖНО!

Исполнитель программы планирует расходы на приобретение автобусов и осуществляет их закупку

Поэтому вполне очевидно, что средства на приобретение школьных автобусов планирует в смете именно отдел образования. И именно орган управления образованием берет бюджетные обязательства для осуществления таких расходов в пределах утвержденных бюджетных ассигнований. К тому же отдел образования как исполнитель программы занимается приобретением (закупкой) таких автобусов.

Кроме того, еще на этапе планирования расходов на приобретение школьных автобусов необходимо решить ряд ключевых вопросов. Так, среди основных мероприятий, которые стоит прописать в программе, являются следующие:

• материально-техническое и кадровое обеспечение выполнения программы;

• планирование объема расходов на обеспечение горюче-смазочными материалами и безопасную эксплуатацию ТС4, на оплату труду водителей школьных автобусов;

4 ТС — транспортные средства.

• обеспечение периодического обучения медицинских работников общеобразовательных учебных заведений, за которыми будут закреплены школьные автобусы;

• введение должностей медработника и воспитателя, которые будут иметь соответствующее образование и отвечать за выпуск на маршрут школьного автобуса и будут осуществлять сопровождение детей к местам обучения, и т. п.

В то же время целесообразно уделить внимание и таким вопросам, как:

• обеспечение контроля за соблюдением требований действующего законодательства и правил дорожного движения относительно безопасности перевозки учащихся, технический осмотр школьных автобусов;

• обеспечение контроля за организацией регулярного подвоза учащихся, проживающих за границей пешеходной доступности, и педагогических работников к местам обучения и работы; за целевым использованием школьных автобусов;

• рассмотрение возможности предоставления автобусов в выходные дни в аренду.

Конечно, решить эти вопросы за короткий срок не получится. Поэтому, планируя расходы на приобретение школьных автобусов, учитывайте не только финансовую сторону вопроса, но и самое важное — ответственность за безопасность пассажиров.

ВНИМАНИЕ!

Балансодержатель автобусов отвечает за их сохранность и содержание

Вполне логично, что отвечать за это и нести все сопутствующие риски придется учреждению-балансодержателю таких ТС.

И здесь возможны два варианта:

• либо отдел образованиябалансодержатель;

• либо заведение образованиябалансодержатель.

Конечно, второй вариант предусматривает закрепление школьного «буса» за соответствующим заведением образования на праве оперативного управления. Основанием для передачи автобуса в оперативное управление является решение соответствующего местного совета.

При этом помните главное: школьные автобусы, приобретенные за средства региональной программы, находятся в коммунальной собственности соответствующей территориальной громады села, поселка, города. Вместе с тем фактическое пользование и эксплуатацию таких автобусов осуществляет балансодержатель.

Первоочередные расходы балансодержателя

Прежде всего балансодержатель школьного автобуса должен позаботиться о госрегистрации такого ТС. Какие документы необходимо для этого подготовить? Как показать такие расходы в учете?

Обо всем по порядку. Начнем с процедуры госрегистрации.

Нормативным документом, определяющим единый на всей территории Украины порядок государственной регистрации ТС, является Порядок № 13885.

5 Порядок государственной регистрации (перерегистрации), снятия с учета автомобилей, автобусов, а также самоходных машин, сконструированных на шасси автомобилей, мотоциклов всех типов, марок и моделей, прицепов, полуприцепов, мотоколясок, других приравненных к ним транспортных средств и мопедов, утвержденный постановлением КМУ от 07.09.98 г. № 1388.

Владельцы ТС должны зарегистрировать их в уполномоченном органе МВД в течение 10 суток с момента приобретения (получения), переоборудования и т. п. Такое требование четко прописано в абз. 1 п. 7 Порядка № 1388.

Поэтому после получения автобуса немедленно обращайтесь в ближайший сервисный центр МВД или ЦПАУ с заявлением.

Кроме заявления, для регистрации ТС следует подготовить и подать целый пакет документов. Перечень таких документов приведен в п. 8 Порядка № 1388. Среди них следующие:

1) копия учредительных документов (решение об образовании юридического лица, устав и т. п.);

2) копия приказа о назначении ответственного лица/поручении ответственному лицу на получение соответствующей услуги;

3) выписка плательщика налогов и свидетельство ЕГРПОУ;

4) платежные документы (квитанции) об уплате всех обязательных платежей и сборов;

5) документ, удостоверяющий ответственное лицо (паспорт);

6) документ, подтверждающий правомерность приобретения (получения) ТС;

7) копия документа, подтверждающего соответствие конструкции и технического состояния ТС обязательным требованиям правил, нормативов и стандартов Украины (сертификат соответствия или свидетельство о признании иностранного сертификата).

Но будьте готовы: балансодержателю придется платить не только за осмотр ТС и услуги по регистрации, а еще и за бланк свидетельства и номерные знаки. Поэтому заранее позаботьтесь, чтобы вашей сметой была предусмотрена необходимая сумма ассигнований.

Кстати, размер платы за услуги подразделений МВД определен Перечнем № 7956. А вот стоимость бланка свидетельства и номерных знаков можно найти на официальном сайте Главного сервисного центра МВД.

6 Перечень платных услуг, предоставляемых подразделениями Министерства внутренних дел, Национальной полиции и Государственной миграционной службы, и размер платы за их предоставление, утвержденный постановлением КМУ от 04.06.2007 г. № 795.

Безусловно, для проведения указанных платежей следует четко понимать, по какому КЭКР планировать и осуществлять соответствующие расходы. Но, как всегда, нашим главным помощником в решении вопросов об использовании КЭКР является Инструкция № 333.

Справиться с этой задачей вам поможет нижеприведенная таблица.

Применение КЭКР при осуществлении расходов на доведение ТС до пригодного для использования состояния

Расходы

КЭКР

Пенсионный сбор

2800 (п. 2 п. 2.6 Инструкции № 333)

Платные услуги сервисных центров МВД:

• услуги по регистрации (перерегистрации)

2800 (п. 1 п. 2.6 Инструкции № 333)

• стоимость бланка свидетельства

2210 (п. 3 п.п. 2.2.1 Инструкции № 333)

• стоимость государственных номерных знаков

2210 (п. 16 п.п. 2.2.1 Инструкции № 333)

Расходы на страхование гражданско-правовой ответственности владельцев ТС

2240 (п. 4 п.п. 2.2.4 Инструкции № 333)

Варианты в учете

Есть два варианта отражения операций по приобретению школьных автобусов в бухучете.

Заведение образования — балансодержатель

В таком случае отдел образования планирует расходы на приобретение школьных автобусов, но в дальнейшем не является их балансодержателем. Обратите внимание: расходы, связанные с приобретением ТС, отдел образования накапливает в составе капитальных инвестиций на субсчете 1311.

В дальнейшем при передаче автобусов в оперативное управление соответствующим заведениям отдел образования должен уменьшить сумму капинвестиций на их стоимость. Для этого на момент передачи ТС все расходы, которые были накоплены и учитывались по Дт субсчета 1311 и Кт субсчета 5411, относим на финрезультат.

Непосредственно при передаче автобусов заведениям образования стороны оформляют Акт приема-передачи в двух экземплярах. А вот при вводе таких ТС в эксплуатацию заведение образования оформляет Акт ввода в эксплуатацию ОС.

В свою очередь, после ввода таких объектов в эксплуатацию заведения образования зачисляют эти ТС на баланс.

После этого заведения образования имеют полное право зачислить такие ТС на баланс, присвоить инвентарный номер и открыть Инвентарную карточку объекта ОС.

Имейте в виду: в этом случае доходы не возникают. Поэтому и Справку о поступлениях в натуральной форме подавать не нужно.

Что же касается расходов на госрегистрацию, дальнейшее содержание и эксплуатацию автобусов, то они ложатся на плечи учебных заведений. И еще — расходы на госрегистрацию ТС балансодержатель включает в первоначальную стоимость объектов ОС в общем порядке.

Отдел образования — балансодержатель

При таких условиях отдел образования не только планирует расходы на приобретение школьных автобусов, но в дальнейшем и учитывает их на балансе.

При этом соответствующий орган управления образованием может предоставлять автобусы заведениям образования в срочное пользование. И вот здесь очень важный нюанс: это может быть лишь платное временное пользование. То есть речь идет только о передаче автобусов на условиях договора аренды.

Рассмотрим оба варианта.

Пример. Отдел образования ОМС заключил с поставщиком договор о закупке школьного автобуса на сумму 1710000 грн. Договором предусмотрена предварительная оплата в размере 30 % от стоимости договора — 513000 грн. Закупка школьного автобуса проведена с учетом требований Закона № 9227.

Согласно решению местного совета ТС передано в оперативное управление заведения образования. Передача оформлена Актом приема-передачи ОС. Заведение образования зачислило закрепленный за ним на праве оперативного управления автобус на баланс.

Для регистрации полученного ТС заведение образования обратилось с заявлением в ближайший сервисный центр МВД. Общая стоимость услуг по регистрации составляет 549,83 грн, в том числе: за услуги по регистрации — 152,63 грн, бланк свидетельства — 219,00 грн, государственный номерной знак — 178,20 грн.

Также в связи с первой регистрацией соответствующего ТС заведение образования уплатило сбор в Пенсионный фонд в сумме 85500 грн (171000 грн х 5 %).

7 Закон Украины «О публичных закупках» от 25.12.2015 г. № 922-VIII.

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма,

грн

№ м/о

дебет

кредит

Отдел образования

1

Поступило финансирование для приобретения школьного автобуса

2313

5411

1710000

2

2

Перечислен аванс поставщику8

2113

2313

513000

2, 4

3

Получен школьный автобус от поставщика (на основании накладной)

1311

6211

1710000

6

4

Уменьшена задолженность перед поставщиком на сумму уплаченного аванса

6211

2113

513000

4, 6

5

Проведен окончательный расчет с поставщиком

6211

2313

1197000

2, 6

6

Передан школьный автобус заведения образования в оперативное управление (Акт приема-передачи)

5511

1311

1710000

17

7

Отнесены на финрезультат текущего года средства целевого финансирования

5411

5511

1710000

17

Заведение образования (бюджетное учреждение — балансодержатель)

1

Отражена стоимость школьного автобуса, полученного в оперативное управление (на основании Акта приема-передачи)

1311

5511

1710000

17

2

Получено финансирование для регистрации ТС и уплаты пенсионного сбора (549,83 грн + 85500 грн)

2313

7011

86049,83

2

3

Перечислен сбор в Пенсионный фонд

6312

2313

85500

2, 6

4

Перечислены средства за услуги по регистрации автобуса сервисному центру МВД

2117

2313

549,83

2, 4

5

Отражены расходы по уплате пенсионного сбора при первой регистрации автобуса

1311

6312

85500

6, 17

6

Отражены расходы по регистрации ТС

1311

2117

549,83

4, 17

7

Проведено изъятие из дохода отчетного периода ассигнований в сумме текущих расходов на регистрацию приобретенного ТС и уплату пенсионного сбора

7011

5411

86049,83

17*

8

Оприходован автобус после ввода в эксплуатацию (1710000 грн + 85500 грн + 549,83 грн)

1015

1311

1796049,83

17

Одновременно осуществлена вторая запись

5411

5111

86049,83

17

5511

5111

1710000

17

8 Предварительная оплата любых товаров, работ и услуг в размере 30 % стоимости их годового объема сроком не более 3 месяцев предусмотрена п. 151 постановления КМУ «Об установлении карантина и введении усиленных противоэпидемических мероприятий на территории со значительным распространением острой респираторной болезни COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2» от 22.07.2020 г. № 641.

Автобус в пользование: как оформить отношения

Теперь рассмотрим второй вариант развития событий. В таком случае отдел образования оставляет школьные автобусы себе и, соответственно, будет их балансодержателем. Выходит: отдел образования может предоставлять школьные автобусы в пользование на определенный срок заведениям образования. Это абсолютно законно.

Главное — правильно оформить передачу ТС в пользование. Объясним, каким образом это сделать. Но сначала развеем несколько известных мифов по этому поводу.

Договор ответственного хранения

В нашей ситуации заключать такой договор неправильно. Поскольку ответственное хранение предусматривает передачу материальных ценностей на хранение другому физ- или юрлицу согласно договору хранения без права использования их в хозяйственном обороте такого лица. Конечно, в дальнейшем такие ценности подлежат возврату собственнику без изменения их качественных или количественных характеристик. Определение этого термина приведено в п.п. 14.1.32 НКУ.

Отношения сторон по договору хранения урегулированы гл. 66 «Хранение» ГКУ. Так, по этому договору одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, которая передана ей второй стороной (поклажедателем), и вернуть ее поклажедателю в сохранности (ч. 1 ст. 936 этого Кодекса).

Итак, по условиям договора хранения должны быть соблюдены такие условия:

• хранитель обязан хранить вещь в течение срока, установленного в договоре;

• хранитель не имеет права ее использовать;

• поклажедатель обязан после окончания срока договора забрать вещь с хранения.

Подходят ли условия договора хранения для нашей ситуации? Понятно, что нет. Поэтому и не стоит пытаться «притянуть за уши» такой договор при передаче школьного автобуса.

Договор бесплатного пользования

До недавнего времени это был один из «любимых» договоров субъектов бюджетных отношений. Его использовали при любом удобном случае. Таким образом, одно бюджетное учреждение передавало имущество в пользование другому учреждению. В свою очередь, заинтересованная сторона была в выигрыше со всех сторон. Здесь вам и экономия бюджетных средств, и использование имущества на абсолютно законных основаниях.

Но с прошлого года в этой игре все карты спутал Закон № 1579. Поскольку он запретил передачу государственного и коммунального имущества в бесплатное пользование или заем.

9 Закон Украины «Об аренде государственного и коммунального имущества Украины» от 03.10.2019 г. № 157-ІХ.

Учтите: договоры займа, заключенные до введения в действие Закона № 157 (до 01.02.2020 г.), действуют и продолжают действовать до окончания срока, на который были заключены. А вот при необходимости дальнейшего использования такого имущества придется заключать договор аренды имущества с учетом всех требований законодательства об аренде. На этот момент обращал внимание Фонд госимущества в своем письме «О договорах займа и других договорах квазиаренды» от 11.03.2021 г. № 10-16-5353 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2021, № 13, с. 3).

Предлагаем выход: договор аренды.

Таким образом, наиболее актуальным инструментом для нашей ситуации является передача школьных автобусов в аренду заведениям образования. Поэтому далее — о ключевых моментах арендных отношений между отделом образования и заведением.

Во-первых, помните: главными «указателями» в вопросах аренды госкоммимущества являются Закон № 157, Порядок № 48310 и Методика № 78611.

10 Порядок передачи в аренду государственного и коммунального имущества, утвержденный постановлением КМУ от 03.06.2020 г. № 483.

11 Методика расчета арендной платы за государственное имущество и пропорции ее распределения, утвержденная постановлением КМУ от 04.10.95 г. № 786.

Во-вторых, арендодателем индивидуально определенного имущества является балансодержатель. Это значит, что именно отдел образования должен быть арендодателем такого объекта аренды, как школьные автобусы.

В-третьих, заведения образования имеют право получить имущество в аренду без проведения аукциона. Полный перечень таких льготников приведен в ст. 15 Закона № 157.

Выходит, что процедура передачи автобуса в аренду будет значительно проще, чем стандартный «арендный» аукцион. Но учтите: без ЭТС12 все равно не обойтись. Таким образом, потенциальный арендатор может подать заявление на аренду имущества и необходимый перечень документов. При этом договор аренды размещают в ЭТС в общем порядке.

12 ЭТС — электронная торговая система.

Итак, чтобы передать школьный автобус в аренду, отдел образования должен выполнить следующие действия (ст. 5 Закона № 157):

1) принять решение о намерении передачи имущества в аренду.

Для этого заведение образования как потенциальный арендатор должно обратиться к арендодателю с заявлением о включении объекта аренды в Перечень второго типа. Также нужно приложить документы, предусмотренные приложением 1 к Порядку № 483.

Например, для заведений образования это: учредительный документ юрлица, получившего лицензию на осуществление образовательной деятельности; документ, подтверждающий наличие лицензии на право осуществления соответствующего вида образовательной деятельности (копия выписки из ЕГРПОУ);

2) по результатам рассмотрения заявления принять одно из таких решений:

• решение о намерении передачи имущества в аренду;

• решение об отказе во включении объекта в Перечень второго типа;

3) внести информацию о ТС как потенциальном объекте аренды в ЭТС и принять решение о включении потенциального объекта аренды в Перечень второго типа;

4) уведомить заведение образования о принятом решении и его обнародовании;

5) разработать, утвердить и опубликовать в ЭТС условия и дополнительные условия (в случае наличия) аренды имущества;

6) на основании заявления заведения образования об аренде имущества, включенного в Перечень второго типа, заключить договор аренды через электронную систему.

И наконец, в-четвертых, определяем арендную плату в соответствии с Методикой № 786.

При этом стартовой арендной платой будет балансовая стоимость школьного автобуса. Ее следует брать по состоянию на последнее число месяца, предшествующего установлению арендной платы (ч. 1 ст. 8 Закона № 157).

Можно ли установить аренду плату для школьного автобуса в размере 1 грн в год?

В нашем случае — нет. Поскольку такой льготный размер арендной платы предусмотрен только в случае аренды недвижимого имущества. Четкую ссылку на такие правила находим в п. 10 Методики № 786.

Конечно, этим вариантом могут пользоваться не только отделы образования. Например, это касается и других бюджетных учреждений, которые сейчас имеют на балансе ТС и планируют передать их в пользование другим бюджетным учреждениям.

Выводы

• Расходы на приобретение школьных автобусов планируют отделы образования.

• Школьные автобусы находятся в коммунальной собственности соответствующей территориальной громады села, поселка, города.

• Школьные автобусы могут быть переданы в оперативное управление учреждениям образования. При таких условиях учебное заведение зачисляет ТС на баланс, т. е. является балансодержателем.

• Отдел образования может быть балансодержателем. В таком случае передать автобусы учебным заведениям разрешено только на условиях договора аренды.

Матвеева Виктория

Бюджетная бухгалтерия, апрель, 2021/№ 15

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы уведомить нас об этом



Комментарии
0
Какая удача - вы можете стать первым, кто прокомментирует этот материал.
Оставить комментарий:
Для того, щоб роздрукувати текст необхідно авторизуватись або зареєструватись
Дякуємо, що читаєте нас Увійдіть і читайте далі