Типовое положение о бухгалтерской службе: версия-2025
Формы организации бухучета избираем самостоятельно
Отныне Типовое положение предлагает бюджетным учреждениям самостоятельно избирать одну из форм организации ведения бухгалтерского учета. В частности, нормотворцы предлагают два варианта на выбор.
Варианты организации ведения бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях
Собственно для бюджетных учреждений предложенные Кабмином формы организации бухучета не новы, поскольку именно эти две формы ведения бухучета учреждения применяли и ранее. И хотя раньше в Типовом положении об этом упоминалось лишь в одном предложении, этот факт никоим образом не мешал бюджетным учреждениям применять их на практике. К тому же такая возможность закреплена в ч. 4 ст. 8 Закона № 996*.
* Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 № 996-XIV.
Отношения с централизованными бухгалтериями
Благодаря изменениям, внесенным в Типовое положение, наконец нормированы отношения бюджетных учреждений с централизованными бухгалтериями, которые осуществляют их бухгалтерское обслуживание. Да-да, именно обслуживание, а не управление деятельностью соответствующих учреждений или управление их активами.
И вот ключевые постулаты, на которых должны строиться указанные отношения:
— во-первых, бюджетное учреждение, в составе которого действует централизованная бухгалтерия, должно определить перечень подчиненных ей бюджетных учреждений, которые могут обслуживаться централизованной бухгалтерией;
— во-вторых, урегулирование организационных вопросов по обслуживанию централизованной бухгалтерией, выполнение ею задач и обязанностей бухгалтерской службы между бюджетным учреждением и бюджетным учреждением, в составе которого действует централизованная бухгалтерия, осуществляется на договорных принципах. Для этого должен быть заключен договор об обслуживании на безоплатной основе;
— в-третьих, централизованную бухгалтерию возглавляет главный бухгалтер, который подчиняется и является подотчетным руководителю бюджетного учреждения, в составе которого действует централизованная бухгалтерия;
— в-четвертых, централизованная бухгалтерия подчиняется непосредственно руководителю бюджетного учреждения, в составе которого она действует;
— в-пятых, положение о централизованной бухгалтерии утверждает руководитель бюджетного учреждения, в составе которого действует централизованная бухгалтерия.
Новые задачи и уточненные функции бухгалтерской службы
В обновленном п. 5 Типового положения уточнены и несколько расширены основные задачи бухгалтерской службы. Так, отныне среди ключевых задач бухгалтерской службы, кроме непосредственно ведения бухгалтерского учета, указано:
— составление финансовой, бюджетной и другой отчетности в пределах полномочий бухгалтерской службы, предусмотренных законодательством;
— отражение в регистрах бухгалтерского учета информации о хозяйственных операциях, сведения о которых содержатся в первичных документах;
— предоставление пользователям финансовой отчетности полной, правдивой и непредвзятой информации о финансовом состоянии и результатах деятельности бюджетного учреждения.
Что касается функций бухгалтерской службы, которые она должна осуществлять в соответствии с возложенными на нее задачами, то они, по сути, не изменились. Собственно изменения внесены в определенные формулировки и по большей части имеют характер уточнений или конкретизации. Кстати, теперь перечень функций бухгалтерской службы ищем в п. 7 Типового положения (ср. USER_SHOW_ID).
Обновленные права и обязанности главного бухгалтера
Без сомнения, больше всего корректировок и уточнений в Типовом положении касаются норм, в которых прописаны права и обязанности главного бухгалтера.
Следовательно, отныне согласно обновленному п. 11 Типового положения главный бухгалтер получил ряд новых прав и обязанностей, а именно он:
1) обеспечивает соблюдение в бюджетном учреждении установленных единых методологических принципов бухгалтерского учета, составления и подачи в установленные сроки финансовой, бюджетной и другой отчетности;
2) согласовывает проекты договоров (контрактов), но только в части соблюдения требований законодательства по вопросам бухгалтерского учета;
3) участвует в оформлении материалов, связанных с недостачей и возмещением потерь от недостач, краж и порчи активов бюджетного учреждения, но только в части бухгалтерского учета;
4) участвует в разработке и осуществлении мероприятий по соблюдению и повышению уровня финансово-бюджетной дисциплины и обеспечивает выполнение этих мероприятий работниками бухгалтерской службы;
5) предоставляет руководителю учреждения предложения по усовершенствованию порядка контроля за проведением и документальным оформлением хозяйственных операций;
6) подписывает финансовую, бюджетную, другую отчетность и прочие документы в соответствии с законодательством;
7) разрабатывает мероприятия по целевому и эффективному использованию финансовых, материальных (нематериальных) ресурсов;
8) отказывает в принятии в учет документов, подготовленных с нарушением установленных требований, а также документов по хозяйственным операциям, которые проводятся с нарушением законодательства, и информирует руководителя бюджетного учреждения об установленных фактах любых нарушений, а не только бюджетного законодательства;
9) осуществляет контроль за:
— составлением финансовой, бюджетной и другой отчетности, которая предусматривает подпись главного бухгалтера;
— соблюдением требований законодательства по документальному оформлению хозяйственных операций.
Следовательно, учитывая обновленные требования Типового положения, не забудьте внести изменения в Положение о бухгалтерской службе, должностную инструкцию главбуха и утвердить их распорядительным документом руководителя вашего учреждения.
ВНИМАНИЕ!
Постановление № 566, а соответственно и требования новой редакции Типового положения вступили в силу 20.05.2025
Выводы
- Бюджетные учреждения самостоятельно избирают форму организации бухгалтерского учета: создание бухгалтерской службы или ведение бухучета централизованной бухгалтерией на договорных принципах.
- В новой редакции Типового положения несколько расширены и уточнены задачи бухгалтерской службы, а также права и обязанности главного бухгалтера.
- Учитывая обновленные требования Типового положения, следует внести изменения в Положение о бухгалтерской службе и должностную инструкцию главного бухгалтера, утвердив их должным образом.
Бюджетная бухгалтерия, май, 2025/№ 20