Типовые формы по учету запасов: какие изменения подготовил Минфин?
** Приказ Минфина"Изменения в Порядок составления типовых форм по учету и списанию запасов субъектами государственного сектора" от 23.02.2023 № 104.
Сразу успокоим: существенных изменений Порядок № 431 не претерпит. В основном эти изменения носят уточняющий характер и касаются заполнения отдельных форм документов по учету и списанию запасов. А вот в самих типовых формах первички Минфин не предусмотрел никаких изменений.
Рассмотрим, что именно изменил Минфин.
Акт приемки-передачи запасов
Обновленным п. 1 гл. 1 разд. II Порядка № 431 четко определено, в каких случаях бюджетные учреждения применяют Акт приемки-передачи запасов. Это произошло благодаря тому, что Минфин убрал такое многогранное слово, как "и т. п.". Тем самым предусмотрел исчерпывающий перечень хозяйственных операций, для оформления которых следует применять такой Акт.
Материальный отчет
Как и раньше, для отражения информации об остатке запасов в местах хранения на начало и конец месяца, об их поступлении и расходовании материально ответственные лица составляют материальный отчет в произвольной форме.
Но отныне имеем важное уточнение: такой документ составляют при условии, что это предусмотрено распорядительным документом руководителя.
Поэтому в случае принятия решения о применении такого документа не забудьте прописать это в положении об организации бухучета вашего учреждения. Соответственно форму такого документа следует привести в приложении к этому распорядительному документу.
Опись карточек по учету запасов
Также Минфин уточнил, что в случае необходимости бюджетные учреждения ведут опись карточек по учету запасов в произвольной форме. Такой регистр применяют в случае, когда учет запасов ведут не в книгах, а на карточках учета запасов.
При этом Минфин убрал упоминание о том, что применение такого документа должно быть предусмотрено графиком документооборота. Такие корректировки вполне уместны. И этот вопрос целесообразно четко определить в распорядительном документе об организации бухучета вашего учреждения.
Приходный ордер
Обновленным п. 1 гл. 3 разд. II Порядка № 431 предусмотрена возможность применения учреждениями приходного ордера для оформления таких хозяйственных операций, как:
- получение материальных ценностей, поступающих от поставщиков или от переработчиков по переработке на стороне;
- оприходование материальных ценностей, которые соответствуют критериям признания запасов, но ранее не были отражены в балансе, а также полученных от ликвидации и разборки необоротных активов.
Обратите внимание: с учетом последних обновлений Порядком № 431 предусмотрена возможность применения приходного ордера вместо обязанности. Также Минфин убрал упо минание о применении этого документа для оформления операций по получению материальных ценностей, которые поступают от поставщика без первичных документов.
Накладная (требование)
Изменения относительно составления накладной (требования) касаются исключительно учреждений - плательщиков НДС. Так, в случае отпуска материальных ценностей сторонним организациям учреждение - плательщик НДС должно указать в накладной (требовании) сумму НДС. Об этом свидетельствует обновленный п. 2 гл. 5 разд. II Порядка № 431 (ср. USER_SHOW_ID). Кстати, в самой форме накладной (требования) для этого предусмотрена соответствующая ячейка.
Учтите: на данный момент указанные изменения еще не вступили в силу. Это произойдет со дня официального опубликования приказов № 104 и 136. Но знать о них учреждениям необходимо уже сейчас.