Токены - не обязательные, но НЕ для всех
Что интересного в Законе № 2918?
Главная цель принятия Закона № 2918 - разрешить налогоплательщикам использовать квалифицированную электронную подпись (далее - КЭП) или усовершенствованную электронную подпись (далее - УЭП) для:
- идентификации и пользования электронным кабинетом(п. 421.5 НКУ);
- подписания налоговой отчетности(п.п. 48.5.1 НКУ);
- подписания налоговых накладных/расчетов корректировки(п. 201.1 НКУ).
С этой целью внесен ряд изменений в соответствующие нормы НКУ. Но заработают нововведения, продиктованные нормами Закона № 2918, аж с 31.12.2023 (кроме пп. 1 и 2 п. 12 разд. I, а также п. 2 разд. II Закона № 2918).
Такую электронную подпись следует получать у квалифицированного предоставителя электронных доверительных услуг с учетом требований Закона № 2155*. При этом благодаря внесенным изменениям в НКУ отсутствует требование об обязательном хранении такой подписи в специальном средстве, которое обеспечивает дополнительную защиту, т. е. в средстве КЭП. Поэтому это может быть УЭП, которую хранят на обычных флешках, жестком диске компьютера и т. п.
*Закон Украины "Об электронных доверительных услугах" от 05.10.2017 № 2155-VIII.
Напомним: сейчас п. 421.5 НКУ предоставляет налогоплательщикам право стать пользователем электронного кабинета, подавать отчетность в электронной форме и вести переписку средствами электронной связи в электронной форме после прохождения в электронном кабинете электронной идентификации онлайн с использованием КЭП.
Впрочем, Кабмин разрешил налогоплательщикам на время забыть о таких требованиях НКУ. Так, на период военного положения и в течение 6 месяцев со дня его прекращения или отмены разрешено (с рядом исключений) использовать УЭП, выданные квалифицированными поставщиками электронных доверительных услуг. О такой возможности указано в п.п. 2 п. 2 Некоторых вопросов обеспечения бесперебойного функционирования системы предоставления электронных доверительных услуг, утвержденных постановлением КМУ от 17.03.2022 № 300.
Следовательно, сейчас налогоплательщикам не обязательно применять КЭП. Можно спокойно использовать УЭП.
А вот благодаря принятию Закона № 2918 право налогоплательщиков использовать на выбор УЭП или КЭП уже четко закреплено в НКУ.
Кстати, Закон № 2918 законодатели приняли в дополнение к Закону Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения заключения соглашения между Украиной и Европейским Союзом о взаимном признании квалифицированных электронных доверительных услуг и имплементации законодательства Европейского Союза в сфере электронной идентификации" от 01.12.2022 № 2801-IX, которым внесены существенные изменения относительно правил использования е-подписей. Этот документ также вступает в силу с 31.12.2023, кроме пп. 25 и 44 п. 64 разд. I вышеупомянутого Закона.
Касается ли послабление бюджетников?
Формально - да, но фактически - нет. Удивлены, как такое возможно? Объясним.
Начнем с ответа "да".
Действительно, Закон № 2918 распространяется на всех налогоплательщиков, без каких-либо исключений. Соответственно это позволяет и бюджетным учреждениям, которые являются самостоятельными налогоплательщиками, на равных условиях выбрать: использовать УЭП или КЭП.
Впрочем, вряд ли этой категории налогоплательщиков есть смысл выбирать, какую разновидность е-подписи применять. Ведь они давно перешли на защищенные носители личных ключей (т. е. КЭП). Сейчас бюджетные учреждения успешно используют токены как при казначейском обслуживании, осуществлении закупок, так и при пользовании электронным кабинетом налогоплательщика.
ВНИМАНИЕ!
Органы государственной власти, ОМС, государственные учреждения и организации для реализации своих полномочий должны применять исключительно КЭП
Теперь немного уточнений относительно ответа "нет". На самом деле, распорядители бюджетных средств не имеют возможности выбирать применение УЭП или КЭП в своей деятельности.
Дело в том, что в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 17 Закона № 2155 должны использовать исключительно средства КЭП или печати, которые имеют встроенные аппаратно-программные средства, обеспечивающие защиту записанных на них данных от несанкционированного доступа, от непосредственного ознакомления со значением параметров личных ключей и их копирования, такие субъекты государственного сектора, как:
- органы государственной власти;
- органы местного самоуправления;
- учреждения и организации государственной формы собственности.
Аналогичное требование относительно обязательного применения КЭП бюджетными учреждениями содержит и Закон № 2801. Именно этим Законом будут внесены изменения в действующую редакцию Закона № 2155 с 31.12.2023.
Вывод: бюджетникам не стоит рассчитывать на какие-либо послабления в отношении использования токенов. Они окончательно и надолго закрепились в употреблении бюджетных учреждений.