Возмещение коммуналки за время проживания военных
Поддержка военных за счет местных бюджетов
Местным бюджетам «развязали руки» на осуществление расходов в поддержку Вооруженных Сил Украины (далее — ВСУ). Подробно об этом читайте в материале «Закупівля товарів для ЗСУ, середньострокове планування та інші зміни: вивчаємо разом» // «Бюджетная бухгалтерия», 2024, № 40.
Как все мы хорошо знаем, еще до недавнего времени закупать материальные ценности, оплачивать работы и услуги для потребностей ВСУ за средства местного бюджета было невозможно.
Дело в том, что обеспечение функционирования учреждений и заведений ВСУ, других образованных в соответствии с законами Украины военных формирований относится к расходам, осуществляемым из Государственного бюджета Украины. Это предусмотрено п. 61 ч. 1 ст. 87 БКУ*.
* Бюджетный кодекс Украины от 08.07.2010 № 2456-VI.
В то же время в соответствии с ч. 2 ст. 85 БКУ учреждение не может финансироваться из двух бюджетов одновременно.
Впрочем, на период действию военного положения было установлено исключение из этого правила, прописанное в п. 225 разд. VI «Заключительные и переходные положения» БКУ. Однако помочь военным возможно было только путем предоставления субвенции из местного бюджета в госбюджет.
Но, к счастью, Законом № 3979* были внесены изменения в БКУ и ряд законов, благодаря чему приобретение товаров (работ, услуг) для потребностей ВСУ за средства местных бюджетов стало возможным.
Так, согласно обновленному п. 225 разд. VI «Заключительные и переходные положения» БКУ расходы на содержание учреждений одновременно с разных бюджетов могут осуществляться путем предоставления межбюджетного трансферта из соответствующего местного бюджета или приобретения товаров (работ, услуг) для дальнейшей передачи бюджетным учреждениям, которые содержатся из других бюджетов.
Возмещение коммунальных услуг: возможно ли?
Ввиду того, что приобретение услуг для ВСУ стало возможным, считаем, что теперь и для возмещения стоимости коммунальных услуг по местному бюджету нет никаких преград.
ВАЖНО!
Такие расходы следует обязательно предусмотреть в местной программе поддержки ВСУ или другой местной программе, содержащей мероприятия по поддержке определенных подразделений сил обороны
Напомним, что возможность утверждения местных целевых программ закреплена в п. 22 ч. 1 ст. 26 Закона № 280*. Так, к исключительной компетенции сельских, поселковых, городских советов относится утверждение программ социально-экономического и культурного развития соответствующих административно-территориальных единиц, целевых программ по другим вопросам местного самоуправления.
* Закон Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21.05.97 № 280/97-ВР.
При этом возможность финансирования таких программ за счет средств местных бюджетов прямо предусмотрена ч. 1 ст. 91 БКУ.
Выводы
- Приобретение товаров (работ, услуг) для потребностей ВСУ за средства местных бюджетов возможно.
- Возмещение частному лицу — арендодателю стоимости коммунальных услуг, использованных военными за время их проживания, за счет средств местного бюджета возможно.
- Для осуществления расходов из местного бюджета на потребности ВСУ (определенного подразделения сил обороны) стоит утвердить отдельную местную программу или предусмотреть соответствующие мероприятия в уже существующей местной программе.
Бюджетная бухгалтерия, апрель, 2025/№ 14