Орган местного самоуправления & коммунальное предприятие: возможны ли договорные отношения?
Время от времени этот вопрос возникает у многих громад. Ведь, на первый взгляд, речь идет о тех же средствах местного бюджета, которые ОМС и так предоставляет КП. Так возможно ли заключать договор о предоставлении услуг со "своим" же КП? Давайте разбираться вместе.
Договорные отношения между ОМС и КП: норма или диковинка?
Да, это вполне возможно и, кстати, является очень распространенной практикой. Ведь существует много услуг, которые предоставляют КП и которые нужны самому ОМС или громаде в целом, и именно ОМС должен их обеспечить согласно законодательству. Речь идет о коммунальных услугах (электроснабжение, водоснабжение, водоотвод, газоснабжение, теплоснабжение), вывозе бытовых отходов, услугах по благоустройству территорий, погребении определенных категорий населения и т.п.
Но прежде всего напомним, что местное самоуправление является правом территориальной громады (далее - ТГ) - жителей села или добровольного объединения в сельскую громаду жителей нескольких сел, поселка и города - самостоятельно решать вопросы местного значения в рамках Конституции* и законов Украины.
*Конституция Украины от 28.06.96 № 254к/96-ВР.
Это право закреплено в ст. 140 Конституции.
При этом ТГ действуют в гражданских отношениях на равных правах с другими участниками этих отношений.
ТГ приобретают и осуществляют гражданские права и обязанности через ОМС в пределах их компетенции, установленной законодательством(ст. 172 ГКУ).
В частности, ТГ могут создавать юридические лица публичного права (КП, совместные КП, учебные заведения и т. п.). Это определено в ч. 1 и 2 ст. 169 ГКУ*.
*Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 № 435-IV.
Аналогичное право закреплено в ст. 143 Конституции. Так, ТГ непосредственно или через образованные ими ОМС образуют, реорганизовывают и ликвидируют КП, организации и учреждения, а также осуществляют контроль за их деятельностью.
Предприятие - это самостоятельный субъект хозяйствования, созданный компетентным органом госвласти, или ОМС, или другими субъектами для удовлетворения общественных и личных потребностей путем систематического осуществления производственной, научно-исследовательской, торговой, другой хозяйственной деятельности в порядке, предусмотренном ХКУ* и другими законами.
* Хозяйственныйкодекс Украины от 16.01.2003 № 436-IV.
Предприятие является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, счета в учреждениях банков и может иметь печати(ст. 62 ХКУ).
Имущество КП находится в коммунальной собственности. Оно закреплено за соответствующим КП на праве хозяйственного ведения, если это коммерческое предприятие, и на праве оперативного управления, если это некоммерческое предприятие. Таково предписание ч. 3 ст. 78 ХКУ.
Также обратимся к нормам ст. 17 Закона № 280*.
*Закон Украины "О местном самоуправлении в Украине" от 21.05.97 № 280/97-ВР.
Отношения ОМС с КП строятся на принципах их подчиненности, подотчетности и подконтрольности ОМС.
Вместе с тем отношения ОМС с субъектами хозяйствования коммунального сектора экономики в случаях, предусмотренных законом, могут осуществляться на договорных началах. Это прямо предусмотрено ч. 2 ст. 23 ХКУ.
Отсюда вывод: договорные отношения между ОМС и созданным им КП вполне возможны и никоим образом не противоречат нормам действующего законодательства.
В то же время отметим: хозяйственным признается обязательство, возникающее между субъектом хозяйствования и другим участником (участниками) отношений в сфере хозяйствования на основаниях, предусмотренных ХКУ. В силу такого обязательства один субъект обязан совершить определенное действие хозяйственного или управленческо-хозяйственного характера в пользу другого субъекта (выполнить работу, передать имущество, уплатить деньги, предоставить информацию и т. п.), а другой субъект имеет право требовать от обязанной стороны выполнения ее обязанности. Это следует из ч. 1 ст. 173 ХКУ.
Поэтому в нашем случае хозяйственным обязательством будет обязательство КП выполнить определенные работы или предоставить определенные услуги по заказу ОМС.
А как насчет КЭКР?
Особое внимание в этом вопросе следует уделить применению КЭКР. Ведь порой именно по этому поводу возникает путаница.
Если КП на основании договора с ОМС выполняет определенные работы или предоставляет услуги, ОМС в таком случае должен планировать и осуществлять расходы на оплату таких работ, услуг по соответствующим КЭКР в зависимости от экономической сути операции. В частности, при этом могут применяться такие КЭКР, как: 2240 "Оплата услуг (кроме коммунальных)", 2271 "Оплата теплоснабжения", 2272 "Оплата водоснабжения и водоотвода", 2273 "Оплата электроэнергии", 2274 "Оплата природного газа" и т. п.
Зато КЭКР 2610 "Субсидии и текущие трансферты предприятиям (учреждениям, организациям)" и КЭКР 3210 "Капитальные трансферты предприятиям (учреждениям, организациям)" в таком случае не применяются. Эти коды следует использовать только тогда, когда ОМС выделяет средства КП как финансовую помощь, взнос в уставный капитал и т. п.
КП - исполнитель местной программы
Помехой договорным отношениям между ОМС и КП может стать закупочное законодательство. И решающее значение в этом контексте имеет стоимость предмета закупок. Сейчас стоимостные пределы установлены на уровне 100 тыс. грн для закупки товаров и услуг, 200 тыс. грн - для услуг по текущему ремонту и 1,5 млн грн - для работ. В общем случае, если стоимость закупки превышает эти пороговые ограничения, заказчик должен провести открытые торги и/или прибегнуть к применению е-каталога.
Впрочем, существует ряд исключений из этого правила. Подробно о случаях, когда можно заключить прямой договор, несмотря на стоимость закупки, читайте в материале "Прямые договоры от 100 тыс. грн: когда можно заключать?" (см. "Бюджетная бухгалтерия", 2023, № 10).
Однако, чтобы закупочные ограничения точно не помешали выполнению КП крайне необходимых работ или предоставлению важных услуг, ОМС может пойти другим путем.
ЦЕННЫЙ СОВЕТ!
Определите КП исполнителем определенной местной программы
Такой выход из этой ситуации нам подсказывает бюджетное законодательство. Так, согласно п. 3 ч. 5 ст. 22 БКУ* главный распорядитель бюджетных средств получает бюджетные назначения путем их утверждения в законе о госбюджете или решении о местном бюджете. Он же принимает решение о делегировании полномочий на выполнение бюджетной программы распорядителями бюджетных средств низшего уровня и/или получателями бюджетных средств. Для этого главный распорядитель распределяет и доводит до них в установленном порядке объемы бюджетных ассигнований.
*Бюджетный кодекс Украины от 08.07.2010 № 2456-IV.
В пользу этого свидетельствует и ч. 6 ст. 22 БКУ, в которой определено, что распорядитель бюджетных средств может уполномочить получателя бюджетных средств на выполнение мероприятий, предусмотренных бюджетной программой, путем доведения ему бюджетных ассигнований и предоставления соответствующих средств бюджета (на безвозвратной или возвратной основе).
Следовательно, если КП будет непосредственным исполнителем работ или предоставителем услуг, то закупка в порядке, определенном Законом № 922*, ОМС не проводится. В свое время это подтвердили и специалисты Минэкономики в письме от 02.11.2020 № 3304-02/65968-01.
*Закон Украины "О публичных закупках" от 25.12.2015 № 922-VIII.
Учитывая это, КП, которое занимается, например, благоустройством, вполне может быть исполнителем программы по благоустройству территории громады по КПКРК 6030 "Организация благоустройства населенных пунктов". Кстати, как раз в этом случае следует применять КЭКР 2610 и 3210.