Подготовка бюджетных запросов: изучаем новую Инструкцию
*Приказ Минфина "Об утверждении Инструкции по подготовке бюджетных запросов" от 21.12.2022 № 450.
Соответственно предыдущая Инструкция № 687* утратила силу.
*Инструкция по подготовке бюджетных запросов, утвержденная приказом Минфина от 06.06.2012 № 687.
Касается это исключительно госбюджета. Что касается местных бюджетов, то на местном уровне соответствующие инструкции утверждают местные финансовые органы.
Давайте вместе рассмотрим основные предложенные нововведения.
Также отметим, что новая Инструкция содержит четкие разграничения действий между Минфином и главными распорядителями средств госбюджета.
Какие формы бюджетных запросов являются обязательными?
Как и раньше, организовывает и обеспечивает подготовку бюджетных запросов главный распорядитель бюджетных средств. Он же и подает их в Минфин.
При этом обязательными являются следующие формы:
Бюджетный запрос формы БЗ-1 (общая), форма приведена в приложении1 к приказу № 450;
Бюджетный запрос формы БЗ-2 (индивидуальная), форма приведена в приложении 2 к приказу № 450.
Форма-3 (дополнительная), которая была предусмотрена ранее Инструкцией № 687, сейчас Инструкцией не предусмотрена. То есть в 2023 году дополнительный бюджетный запрос составлять не нужно.
Подавать бюджетные запросы в электронной или бумажной форме?
Следует отметить, что ранее была предусмотрена подача запросов в электронной и бумажной форме.
Сейчас же бюджетные запросы подаются в электронной или бумажной форме.
При этом преимущество предоставляется электронной форме.
Такая подача имеет свои особенности. Рассмотрим их.
В электронной форме бюджетные запросы подаются через систему электронного взаимодействия органов исполнительной власти или специальный вебмодуль этой системы.
Для каждой из форм бюджетного запроса отдельно следует применять средства квалифицированной электронной подписи или квалифицированной электронной печати.
Бюджетный запрос в бумажной форме подается в случае, если:
- у главного распорядителя отсутствуют система электронного документооборота, интегрированная в систему электронного взаимодействия органов исполнительной власти, или специальный вебмодуль этой системы;
- бюджетный запрос содержит информацию с ограниченным доступом, требование о защите которой установлено законом.
Во всех остальных случаях подавайте бюджетные запросы именно в электронном виде.
Главный распорядитель обеспечивает соответствие бюджетного запроса, составленного в АИС "Госбюджет", бюджетному запросу, поданному в Минфин.
Как Минфин доводит предельные показатели?
Предельные показатели главным распорядителям средств госбюджета рассчитывает и доводит сам Минфин.
Такие показатели министерство доводит общими суммами и на каждый год среднесрочного периода. Напомним: бюджетный запрос составляется именно на среднесрочный период, т. е. на плановый и следующие за плановым два бюджетных периода.
Вместе с предельными показателями к главным распорядителям Минфин доводит инструкции, которые могут вводить дополнительные финансовые ограничения, организационные и другие требования.
Также Минфин оставляет за собой право уточнить предельные показатели с учетом оснований, определенных в п. 1 разд.
Как главные распорядители рассчитывают расходы и предоставление кредитов и распределяют предельные показатели?
При расчете расходов и предоставлении кредитов и распределении предельных показателей, полученных от Минфина, главные распорядители средств госбюджета применяют подходы, определенные Инструкцией № 207*.
При этом они могут уточнять показатели спецфонда с учетом ожидаемых или фактических поступлений в него.
Главные распорядители включают в бюджетные запросы:
- объемы долгосрочных обязательств по энергосервису;
долгосрочных обязательств в рамках государственно-частного партнерства на соответствующие бюджетные периоды;
- показатели по бюджетным программам, которые обеспечивают в течение нескольких лет выполнения инвестиционных проектов (в случае их наличия).
Бюджетные запросы также могут включать предоставление госпомощи субъектам хозяйствования. В таком случае главные распорядители должны приложить к бюджетному запросу копию решения Уполномоченного органа по вопросам государственной помощи или письмо об освобождении от обязанности уведомления о новой госпомощи.
Об этом указано в разд. ІІІ Инструкции.
Как заполнить формы бюджетных запросов?
Изменились ли сами формы бюджетных запросов? Да, формы бюджетных запросов изменены. И в 2023 году бюджетные запросы следует составлять и подавать уже по новым формам.
Форма БЗ-1 предназначена для приведения информации о достижении целей государственной политики в сферах деятельности, формирование и/или реализацию которой обеспечивает главный распорядитель.
Эта форма заполняется в разрезе общего и специального фондов. При этом должны быть учтены предельные показатели, доведенные Минфином и уточненные главным распорядителем в части спецфонда.
Форма БЗ-2 предназначена для приведения детальной информации о характеристиках бюджетных программ, предлагаемых к выполнению в среднесрочном периоде.
При этом эта форма заполняется по каждой бюджетной программе отдельно.
ВАЖНО!
Информация, приводимая в Форме БЗ-2, должна согласовываться с информацией, приведенной в Форме БЗ-1
Детальный порядок заполнения Форм БЗ-1 и БЗ-2 приведен в разд. V и VI Инструкции соответственно.