Информация по теме "" | Публикации по тегу
03.03.18
2688 0
Распечатать
Избранное

Ассоциации ОМС изложили совместную позицию по актуальным вопросам прохождения службы

В период, когда почти по всей Украине начинали свою работу первые сессии вновь избранных местных советов, наш редакционный телефон не замолкал ни на минуту. Львиная доля вопросов, с которыми к нам обращались, так или иначе касалась оформления трудовых отношений с переизбранными на новый срок полномочий председателями районных, областных советов, сельскими, поселковыми, городскими головами, секретарями соответствующих советов и другими должностными лицами.

Автор: Козина Вера, шеф-редактор, директор Департамента изданий для публично-правовой сферы Издательского дома «Фактор»

 

Также многие звонки затрагивали особенности проведения специальной проверки относительно лиц, которые избраны или утверждены на должности соответствующими советами.
Наряду с этим огромное количество обращений в это время приходило во Всеукраинскую ассоциацию органов местного самоуправления «Украинская ассоциация районных и областных советов», Всеукраинскую ассоциацию органов местного самоуправления «Ассоциация городов Украины» и Всеукраинскую ассоциацию сельских и поселковых советов. По результатам рассмотрения этих обращений упомянутые ассоциации органов местного самоуправления изложили свою совместную позицию по наиболее актуальным и проблемным вопросам, которой любезно поделились с нами. Мы, в свою очередь, искренне благодарим руководство ассоциаций за плодотворное и эффективное сотрудничество и публикуем указанный документ.

Всеукраинская ассоциация органов местного самоуправления

«Украинская ассоциация районных и областных советов»

Всеукраинская ассоциация органов местного самоуправления

«Ассоциация городов Украины»

Всеукраинская ассоциация сельских и поселковых советов

Украина, 04053, г. Киев,

ул. Сечевых стрелков, 73

тел./факс: (044) 484-05-64, (044) 484-05-66

e-mail: uaror@ukr.net

Украина, 04053, г. Киев,

ул. Сечевых стрелков, 73

тел./факс: (044) 486-28-78, (044) 486-28-12

Украина, 04053, г. Киев,

ул. Сечевых стрелков, 73

тел./факс: (044) 585-90-12, (044) 585-90-15

e-mail: vassr@vassr.org

№ с02-122/389 от 27.11.2015 г.

№ 1-237 от 27.11.2015 г.

№ 386/015 от 27.11.2015 г.

В течение ноября 2015 года во всеукраинские ассоциации органов местного самоуправления поступают многочисленные обращения по ряду вопросов, связанных с приемом на службу в органы местного самоуправления лиц, занимающих выборные должности.

Принимая во внимание то, что эти вопросы являются достаточно типовыми и возникают в связи с неоднозначным пониманием отдельными территориальными подразделениями органов исполнительной власти правовых основ функционирования системы местного самоуправления в Украине

считают целесообразным изложить свою совместную позицию по следующим проблемным вопросам, массово возникающим в органах местного самоуправления после объявления результатов очередных местных выборов:

Нет, запись об увольнении в описанной ситуации вносить не нужно*.

* Это разъяснение полностью подтверждает наше мнение, изложенное в консультации «Поселковый голова избран на второй срок: что с трудовыми отношениями» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2015, № 41).Примеч. ред.

В соответствии с ч. 1 ст. 42 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» полномочия сельского, поселкового, городского головы начинаются с момента объявления соответствующей сельской, поселковой, городской избирательной комиссией на пленарном заседании совета решения о его избрании. Полномочия сельского, поселкового, городского головы заканчиваются в день открытия первой сессии соответствующего сельского, поселкового, городского совета, избранного на следующих очередных местных выборах, или, если совет не избран, с момента вступления на эту должность другого лица, избранного на следующих местных выборах, кроме случаев досрочного прекращения его полномочий.

В понимании трудового законодательства с сельским, поселковым, городским головой заключается срочный трудовой договор, который заканчивается или продлевается с наступлением определенного события — объявления результатов голосования на первом пленарном заседании совета. Таким образом, в данном случае срочный трудовой договор с этим лицом не прекращается, а изменяется. Он продлевается в силу закона на новый период.

В связи с этим в органах местного самоуправления абсолютно правильно сложилась устоявшаяся практика, когда в случае избрания (переизбрания на новый срок) на должность сельского, поселкового, городского головы одного и того же лица запись о прекращении полномочий и увольнении с должности в его трудовую книжку не вносится, а только делается запись об избрании на новый срок полномочий. Датой записи будет дата пленарного заседания совета, на котором было объявлено об избрании такого лица сельским, поселковым, городским головой. Основанием для внесения этой записи будет дата и номер решения соответствующей территориальной избирательной комиссии об избрании головы.

председателя (заместителя председателя) районного (районного в городе, областного) совета, секретаря сельского, поселкового, городского совета переизберут на первом же пленарном заседании совета нового созыва;

2. Каким образом можно выполнить требования ч. 3 ст. 24 Кодекса законов о труде Украины (далее — КЗоТ) относительно уведомления Государственной фискальной службы о заключении трудового договора с работником, избранным на выборную должность в орган местного самоуправления?

Прежде всего обращаем внимание на тот факт, что в соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона Украины «О службе в органах местного самоуправления» на должностных лиц местного самоуправления распространяется действие законодательства Украины о труде с учетом особенностей, предусмотренных указанным Законом. Закон Украины «О службе в органах местного самоуправления», определяя порядок поступления на службу в органы местного самоуправления, не предусматривает обязанность подобного уведомления Государственной фискальной службы. Поэтому правомерность применения соответствующего требования к органам местного самоуправления является сомнительной. Вместе с тем до уточнения правовых норм и во избежание излишних осложнений рекомендуем осуществлять соответствующие уведомления Государственной фискальной службы с учетом приведенных ниже особенностей.

По общему правилу, предусмотренному ч. 3 ст. 24 КЗоТ, работник не может быть допущен к работе без заключения трудового договора, оформленного приказом или распоряжением собственника либо уполномоченного им органа, и уведомления центрального органа исполнительной власти по вопросам обеспечения формирования и реализации государственной политики по администрированию единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование о приеме работника на работу в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

Процедура осуществления этого уведомления определена постановлением КМУ от 17.06.2015 г. № 413 «О порядке уведомления Государственной фискальной службе и ее территориальных органов о приеме работника на работу» и предусматривает, что уведомление в территориальные органы Государственной фискальной службы направляется по месту учета плательщика единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование до начала работы работника по заключенному трудовому договору.

Специальным законом, который в соответствии с Конституцией Украины определяет систему и гарантии местного самоуправления в Украине, принципы организации и деятельности, правового статуса и ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления, является Закон Украины «О местном самоуправлении в Украине».

Так, согласно ч. 1 ст. 42 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» полномочия сельского, поселкового, городского головы начинаются с момента объявления соответствующей сельской, поселковой, городской избирательной комиссией на пленарном заседании совета решения о его избрании. Полномочия председателя (заместителя председателя) районного (районного в городе, областного) совета, секретаря сельского, поселкового, городского совета начинаются с момента избрания его на сессии совета путем тайного голосования (ч. 1 ст. 50, ч. 1 ст. 55, ч. 2 ст. 56 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине»), заместителя сельского, поселкового, городского головы, управляющего делами (секретаря) исполнительного комитета сельского, поселкового, городского совета — с момента утверждения его на должность решением совета ( ч. 1 ст. 10 Закона Украины «О службе в органах местного самоуправления»).

Таким образом, принимая во внимание специфику организации деятельности органов местного самоуправления и особенности прохождения службы должностными лицами местного самоуправления на выборных должностях, выполнить предписание ч. 3 ст. 24 КЗоТ невозможно, поскольку нет события, которое бы давало правовые основания на осуществление уведомления фискальных органов о заключении трудового договора до начала принятия соответствующих решений местных советов. А согласно специальному закону принятие соответствующих решений автоматически влечет начало трудовых отношений с этими работниками, а также начало их определенных законом полномочий.

В то же время, следует отметить, что для полного урегулирования проблемы в действующее законодательство должны быть внесены изменения, заполняющие пробел.

Важным является то, что ответственность за несообщение Государственной фискальной службы урегулирована ст. 265 КЗоТ. Такую ответственность несет соответствующий орган местного самоуправления, а не сельский, поселковый, городской голова, председатель районного, областного совета. Для такого нарушения санкция установлена абз. 5 ч. 2 ст. 265 КЗоТ и предусматривает за нарушение других требований трудового законодательства, кроме предусмотренных абзацами вторым — четвертым части второй указанной статьи, штраф в размере минимальной заработной платы. В соответствии с ч. 4 ст. 265 КЗоТ указанный штраф может быть наложен только центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику по вопросам надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

Перечисленные лица обретают все предусмотренные законом полномочия и приступают к исполнению своих обязанностей сразу после объявления результатов выборов (избрания, назначения, утверждения) на пленарном заседании соответствующего совета, независимо от проведения специальной проверки.

Для данной категории должностей предусмотрен особый порядок обретения полномочий, определенный профильным Законом Украины «О местном самоуправлении в Украине». Отдельные особенности прохождения службы в органах местного самоуправления урегулированы Законом Украины «О службе в органах местного самоуправления». Сегодня это единственные нормативно-правовые акты, которые определяют систему и гарантии местного самоуправления в Украине, принципы организации и деятельности, правового статуса и порядка прохождения службы должностных лиц местного самоуправления.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона Украины «О службе в органах местного самоуправления» должности сельского, поселкового, городского головы, председателя и заместителей председателя районного, областного совета, председателя постоянной комиссии по вопросам бюджета областных советов относятся к категории выборных должностей.

Согласно ч. 1 ст. 42 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» полномочия сельского, поселкового, городского головы начинаются с момента объявления соответствующей сельской, поселковой, городской избирательной комиссией на пленарном заседании совета решения о его избрании.

Согласно ч. 1 ст. 55 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» председатель районного, областного, районного в городе (в случае его создания) совета избирается соответствующим советом путем тайного голосования из числа его депутатов на срок полномочий совета.

Согласно ч. 2 ст. 56 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» заместитель председателя районного совета, первый заместитель, заместитель председателя областного совета избираются соответствующим советом в пределах срока его полномочий из числа депутатов этого совета путем тайного голосования.

объявления об этом на пленарном заседании совета (для сельских, поселковых и городских голов);

Также обращаем ваше внимание на то, что субъектный состав лиц, в отношении которых проводится специальная проверка, определен в ч. 1 ст. 56 Закона Украины «О предотвращении коррупции», где указано, что такая проверка осуществляется в отношении лиц, претендующих на занятие должностей, которые предусматривают занятие ответственного или особо ответственного положения, а также должностей с повышенным коррупционным риском.

Относительно других должностных лиц местного самоуправления, чьи должности являются выборными.

Последним абзацем ч. 1 ст. 56 Закона Украины «О предотвращении коррупции» предусмотрено, что в случае, если назначение, избрание или утверждение на должности осуществляется местным советом, специальная проверка проводится в установленном этим Законом порядке в отношении назначенных, избранных или утвержденных на соответствующие должности лиц. Последний абзац ч. 2 ст. 57 Закона Украины «О предотвращении коррупции» предусматривает, что указанные лица подают документы для проведения специальной проверки в течение трех рабочих дней со дня соответствующего избрания или утверждения. Таким образом, сам антикоррупционный Закон четко указывает на то, что по отношению к выборным должностям (за исключением сельских, поселковых, городских голов) специальная проверка проводится уже после обретения ими своих полномочий как должностных лиц местного самоуправления.

В соответствии с абз. 6 ч. 2 ст. 58 Закона Украины «О предотвращении коррупции» полномочия указанных должностных лиц досрочно прекращаются без прекращения полномочий депутата совета, а соответствующее лицо увольняется с соответствующей должности без принятия решения соответствующего совета в случае, если оно не прошло специальную проверку или не дало в установленный Законом срок согласия на проведение специальной проверки.

4. О необходимости прохождения специальной проверки заместителями председателей районных советов, заместителями городских голов, секретарей соответствующих советов.

Действующий на настоящий момент Закон предусматривает обязательность проведения специальной проверки только для должностных лиц местного самоуправления первой — третьей категорий должностей. То есть для председателей, заместителей (первых заместителей) председателей областных советов, председателей районных (районных в городах) советов, первых заместителей и заместителей городских голов (городов — областных центров) по вопросам деятельности исполнительных органов совета, секретарей городских (городов — областных центров и города Симферополя) советов специальная проверка является обязательной, поскольку они занимают должности первой — третьей категорий.

Перечень таких должностей должен был быть утвержден Национальным агентством по вопросам предотвращения коррупции. Однако по состоянию на сегодняшний день такой документ не принят и, соответственно, нет законодательных оснований проходить такую специальную проверку лицам, занимающим должности в органах местного самоуправления от четвертой категории и ниже.

В то же время следует констатировать, что на практике встречаются неединичные случаи, когда указанные лица проходят специальную проверку добровольно, по собственному желанию.

 

 По матеріалам: БЮДЖЕТНА БУХГАЛТЕРІЯ, ГРУДЕНЬ, 2015/№ 45 

iFactor

 

 

0
0
0
0
0
0
Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы уведомить нас об этом
Журнал «Бюджетна бухгалтерія»



Комментарии
0
Какая удача - вы можете стать первым, кто прокомментирует этот материал.
Оставить комментарий:
Для того, щоб роздрукувати текст необхідно авторизуватись або зареєструватись
Дякуємо, що читаєте нас Увійдіть і читайте далі