Сотрудничество ТГ: как учитывать?
Порядок учета операций, связанных с сотрудничеством ТГ, покажем на примере трех наиболее распространенных форм сотрудничества, а именно:
1) передача от одной ТГ другой через определенный ими исполнительный орган денежных средств или индивидуально определенного имущества;
2) совместное финансирование (содержание КП);
3) создание совместных КП.
Передача от одной ТГ другой енежных средств / имущества
Такие расходы должны осуществляться путем предоставления межбюджетного трансферта из соответствующего местного бюджета. Так, один местный совет может передать средства на осуществление отдельных расходов местных бюджетов другому местному совету как межбюджетный трансферт в соответствующий местный бюджет. Это четко предусмотрено нормой ч. 1 ст. 93 БКУ. Трансферты между бюджетами, как правило, перечисляют в виде субвенции.
Непосредственно передачу средств между местными бюджетами осуществляют на основании решений соответствующих местных советов, принятых каждой из сторон, и заключенного договора (ч. 2 ст. 93 БКУ).
Таким образом, соответствующие местные советы должны выполнить такие действия:
• во-первых, заключить договор (между предоставителем и получателем трансферта). В нем следует четко прописать условия использования средств, порядок их передачи (сумму, срок) и отчетности по использованию;
• во-вторых, принять решение о передаче/приеме бюджетных ресурсов. Такое решение должны принять оба местных совета и утвердить в своих местных бюджетах;
• в-третьих, внести изменения в росписи местных бюджетов — предусмотреть соответствующие доходы и расходы.
Документальное оформление
Казначейство сначала направляет средства трансферта на счета ОМС-предоставителя, предназначенные для учета операций с межбюджетными трансфертами. После этого средства с этих счетов перечисляют на счета получателя. Для регистрации обязательств предоставитель трансферта должен подать в орган Казначейства договор, Реестр бюджетных обязательств и Реестр финансовых обязательств.
Непосредственно перечисление средств со счета предоставителя трансферта на счет получателя проводится по платежному поручению.
КЭКР
Напомним: расходы на текущие межбюджетные трансферты ОМС-предоставитель должен планировать и осуществлять по КЭКР 2620 «Текущие трансферты органам государственного управления других уровней». Этого требует п.п. 2.4.2 Инструкции № 333.
Зато капитальные трансферты следует планировать по КЭКР 3220 «Капитальные трансферты органам государственного управления других уровней» (п.п. 3.2.2 Инструкции № 333).
Бухучет
Для учета межбюджетных трансфертов ОМС-предоставитель должен применять такие субсчета:
• 2314 «Прочие счета в Казначействе» — для учета средств, выделенных из бюджета определенному распорядителю для дальнейшего их распределения и перечисления;
• 7512 «Трансферты» — для учета поступлений, связанных с перечислением сумм трансфертов и средств, полученных для выполнения целевых мероприятий;
• 8511 «Расходы по необменным операциям» — для учета расходов, связанных с предоставлением трансфертов.
При этом учтите: непосредственно получателем трансферта является соответствующий местный бюджет, а не конкретный местный совет или исполком. С учетом этого, средства трансферта сначала попадают на «котловой» счет местного бюджета-получателя, а оттуда — на счета главных распорядителей бюджетных средств. Следовательно, для последних эти средства фактически являются обычными бюджетными ассигнованиями.
Порядок отражения этих средств в учете ОМС-получателя зависит от того, осуществляет ли соответствующие расходы для выполнения поставленных задач он или передает эти средства распорядителям низшего уровня. То есть следует четко понимать, кто будет осваивать средства трансферта.
Применение субсчетов для учета средств, полученных как межбюджетный трансфер, ОМС-получателем (главным распорядителем бюджетных средств)
Объект учета (суть операции) |
Главный распорядитель (ОМС) |
|
осуществляет расходы за счет полученных средств |
передает средства распорядителю низшего уровня |
|
Денежные средства (поступление средств на счет) |
2313 «Регистрационные счета» |
2314 «Прочие счета в Казначействе» |
Доходы (получение ассигнований) |
7011 «Бюджетные ассигнования» или 5411 «Целевое финансирование» |
7011 «Бюджетные ассигнования» |
Расходы (осуществление расходов за счет полученных средств) |
8011 «Расходы на оплату труда», 8012 «Отчисления на социальные мероприятия», 8013 «Материальные расходы», 8014 «Амортизация», 8511 «Расходы по необменным операциям» и т. п.* |
—** |
* Признание расходов в учете проводится по факту их осуществления (при использовании средств). Расходы следует отражать в учете исходя из экономической сути хозяйственных операций. ** При передаче средств распорядителю низшего уровня (не КП) расходы в учете не отражаются. Эти средства проходят через счета главного распорядителя «транзитом». |
Нельзя передавать средства как межбюджетный трансферт непосредственно учреждению (КП) — распорядителю низшего уровня (получателю бюджетных средств) в обход главного распорядителя — ОМС. Ведь сторонами договора о сотрудничестве ТГ, а также договора о предоставлении/получении межбюджетного трансферта являются соответствующие местные советы. И именно они несут ответственность за целевое использование средств, полученных согласно этим договорам.
Пример 1. Между поселковым советом и несколькими сельскими советами заключен договор о сотрудничестве соответствующих ТГ в форме реализации совместного проекта «Качественное социальное обслуживание». Целью проекта является обеспечение качественного обслуживания жителей соответствующих ТГ Центром предоставления социальных услуг поселкового совета.
Во исполнение условий договора о сотрудничестве сельский совет предоставил субвенцию поселковому бюджету для проведения текущего ремонта помещения отделения стационарного ухода для постоянного или временного проживания КУ «Центр предоставления социальных услуг поселкового совета» в сумме 49136 грн.
Для выполнения ремонтных работ Центр предоставления соцуслуг заключил договор с подрядной организацией. Расчет с подрядчиком произведен после приема выполненных работ (на основании подписанных Актов приема выполненных работ по форме № КБ-2в и Справки по форме № КБ-3).
№ п/п |
Содержание хозяйственной операции |
Корреспонденция субсчетов |
Сумма, грн |
№ м/о |
|
дебет |
кредит |
||||
Сельский совет — предоставитель трансферта |
|||||
1 |
Получены средства для перечисления субвенции |
2314 |
7512 |
49136 |
2 |
2 |
Перечислена субвенция в поселковый бюджет |
8511 |
2314 |
49136 |
2 |
Поселковый совет — главный распорядитель — получатель трансферта |
|||||
1 |
Получены средства субвенции для передачи распорядителю низшего уровня |
2314 |
7011 |
49136 |
2 |
2 |
Перечислены средства на регистрационный счет распорядителя низшего уровня |
7011 |
2314 |
49136 |
2 |
Центр предоставления социальных услуг — распорядитель низшего уровня |
|||||
1 |
Получено ассигнование для проведения текущего ремонта помещения |
2313 |
7011 |
49136 |
2 |
2 |
Выполнены ремонтные работы |
8013 |
6211 |
49136 |
6 |
3 |
Перечислены средства подрядной организации за ремонт помещения |
6211 |
2313 |
49136 |
2, 6 |
Совместное финансирование (содержание) КП
Софинансирование (совместное содержание) КП одновременно из нескольких местных бюджетов также следует проводить путем предоставления субвенции — межбюджетного трансферта из одного местного бюджета другому.
Порядок документального оформления таких операций (по выделению, получению субвенции) мы рассмотрели выше. Поэтому не будем повторяться.
КЭКР
Расходы на финансовую поддержку предприятий на безвозвратной основе, а также прочие текущие трансферты предприятиям следует планировать и осуществлять по КЭКР 2620. Это предусмотрено пп. 3, 6 п.п. 2.4.2 Инструкции № 333.
Поэтому ОМС-предоставитель субвенции на финансирование КП в пределах соглашения о сотрудничестве ТГ должен планировать и осуществлять соответствующие расходы именно по КЭКР 2620.
Бухучет
Общий порядок отражения на счетах бухучета операций по перечислению и получению межбюджетных трансфертов описан выше.
В то же время помните: средства межбюджетных трансфертов (в том числе для финансирования КП) подлежат обязательному зачислению на счета главного распорядителя (ОМС) — учредителя соответствующего КП.
Только после этого главный распорядитель (распорядитель низшего уровня) перечисляет эти средства на счета получателя бюджетных средств (КП). Для наглядности порядок отражения этих операций на счетах бухучета рассмотрим на условном примере.
Пример 2. Между городским советом и несколькими сельскими советами был заключен договор о сотрудничестве соответствующих ТГ в форме реализации совместного проекта в сфере обращения с твердыми бытовыми отходами. Целью проекта является охрана окружающей среды и создание инфраструктуры утилизации (переработки) отходов.
Во исполнение условий договора о сотрудничестве сельский совет предоставил субвенцию городскому бюджету в сумме 30000 грн как финансовую поддержку КП «Комунсервіс».
Городской совет перечислил полученные средства на счет КП, открытый в органах Казначейства.
№ п/п |
Содержание хозяйственной операции |
Корреспонденция субсчетов |
Сумма, грн |
№ м/о |
|
дебет |
кредит |
||||
Сельский совет — предоставитель трансферта |
|||||
1 |
Получены средства для перечисления субвенции |
2314 |
7512 |
30000 |
2 |
2 |
Перечислена субвенция в городской бюджет |
8511 |
2314 |
30000 |
2 |
Городской совет — главный распорядитель — получатель трансферта |
|||||
1 |
Получены средства субвенции для передачи КП |
2313 |
7011 |
30000 |
2 |
2 |
Перечислены средства на счет получателя бюджетных средств — КП |
8511 |
2313 |
30000 |
2 |
Создание совместных КП
Коммунальное имущество может быть передано КП на праве хозяйственного ведения для пополнения уставного капитала. То есть ОМС как учредитель соответствующего КП может сделать взнос в уставный капитал такого предприятия в виде имущества. Для этого, разумеется, необходимо решение соответствующего местного совета. Если соучредителей КП несколько, то и взносы в его уставный капитал поступят от нескольких ОМС.
При этом ОМС может осуществлять взнос в уставный капитал КП в денежной форме только при условии, что это предприятие — получатель бюджетных средств имеет открытый в органах Казначейства счет. Более подробно об этом читайте в журнале «Бюджетная бухгалтерия», 2021, № 13, с. 8.
Документальное оформление
Для документального оформления осуществления взноса в уставный капитал предприятия используют Акт приема-передачи. Типовой формы такого документа сейчас не существует. В случае если речь идет о передаче ОС (зданий, сооружений, транспортных средств, оборудования и т. п.), целесообразно пользоваться типовой формой Акта, утвержденной приказом № 8181. Кроме того, нужен документ для подтверждения оценки активов, которые вносят в уставный капитал.
1 Приказ Минфина «Об утверждении типовых форм по учету и списанию основных средств субъектами государственного сектора и порядка их составления» от 13.09.2016 г. № 818.
ВНИМАНИЕ!
В случае создания предприятия на базе имущества коммунальной собственности, проведение независимой оценки является обязательным
Такое требование продиктовано абз. 2 ч. 2 ст. 7 Закона № 26582. Итак, при создании КП и осуществлении взносов в его уставный фонд в форме имущества необходимо иметь отчет (акт) об оценке имущества.
2 Закон Украины «Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности в Украине» от 12.07.2001 г. № 2658-III.
КЭКР
Финансирование (в пределах бюджетной программы) капитальных взносов в уставный капитал следует планировать и осуществлять по КЭКР 3210 (п.п. 2 п.п. 3.2.1 Инструкции № 333). При этом помните: взносы ОМС в уставный капитал являются расходами бюджета развития (п. 3 ч. 2 ст. 71 БКУ).
Бухучет
Для целей бухучета взносы учреждения в уставный капитал КП являются финансовыми инвестициями. Балансовая стоимость фининвестиций в предприятия увеличивается на сумму взноса в уставный капитал предприятий коммунального сектора экономики и уменьшается на сумму изъятия имущества у таких предприятий. Это прямо предусмотрено п. 6 разд. ІІІ НП(С)БУ № 1333.
3 Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета в государственном секторе 133 «Финансовые инвестиции», утвержденное приказом Минфина от 18.05.2012 г. № 568.
Таким образом, в случае пополнения уставного капитала совместного КП каждый ОМС должен показать в учете увеличение суммы финансовых инвестиций и собственного капитала.
При этом взносы в уставный капитал следует учитывать на субсчете 2513 «Долгосрочные финансовые инвестиции в капитал предприятий» и субсчете 5212 «Капитал в предприятиях в другой форме участия в капитале».
Рассмотрим это на примере.
Пример 3. Между поселковым и сельским советами заключен договор о сотрудничестве ТГ в форме создания совместного КП «Благоустрій». Для обеспечения функционирования КП и формирования его уставного капитала стороны договора инвестируют средства и имущество, в частности:
• поселковый совет перечисляет на счет КП денежные средства в сумме 500000 грн;
• сельский совет передает транспортное средство — грузовой автомобиль (первоначальная стоимость — 294000 грн, сумма начисленного износа — 161000 грн). Транспортное средство передано вместе с Инвентарной карточкой учета объекта ОС и технической документацией.
№ п/п |
Содержание хозяйственной операции |
Корреспонденция субсчетов |
Сумма, грн |
№ м/о |
|
дебет |
кредит |
||||
Поселковый совет |
|||||
1 |
Получено целевое финансирование для создания финансовых инвестиций |
2313 |
5411 |
500000 |
2 |
2 |
Перечислены средства на счет КП как взнос в уставный капитал |
2513 |
2313 |
500000 |
2 |
3 |
Отражены изменения в капитале |
5411 |
5212 |
500000 |
17 |
Сельский совет |
|||||
1 |
Передан автомобиль как взнос в уставный капитал КП (на сумму остаточной стоимости переданного транспортного средства) |
2513 |
1015 |
133000 |
9 |
2 |
Списана сумма начисленного износа |
1411 |
1015 |
161000 |
9 |
3 |
Отражены изменения в капитале |
5111 |
5212 |
294000 |
17 |
Станкус Татьяна
Бюджетная бухгалтерия, август, 2021/№ 30