е-Больничные: если СМС-сообщения не пришли
С 1 октября 2021 года все заведения здравоохранения перешли на оформление электронных больничных. ФСС на своей официальной странице www.fssu.gov.ua в разъяснении застрахованным лицам от 06.10.2021 указал следующее.
Если вы официально трудоустроены, то в случае временной нетрудоспособности для вас будет автоматически открыт электронный больничный. Он сформируется на основании медицинского заключения, которое лечащий или семейный врач создаст после осмотра. Также е-больничный автоматически откроется в случае оформления медзаключения для ребенка застрахованного лица, который нуждается в уходе.
После создания медзаключения и его отправки в реестр листков нетрудоспособности на ваш контактный номер телефона поступят два сообщения:
• от E-Health о создании е-медзаключения с указанием его номера;
• от Пенсионного фонда о формировании е-больничного, его номере и периоде действия.
Далее ФСС указывает о необходимости уведомить об этом работодателя любым удобным для обоих способом, например, по телефону.
Но на самом ли деле все так, как разъяснил Фонд, и важны ли эти СМС-ки?
СМС о е-медзаключении
В случае формирования лечащим врачом е-медзаключения о временной нетрудоспособности вы получите соответствующее сообщение на телефон. Оно будет содержать 16-значный номер медзаключения и подтверждать, что заключение было создано именно вам.
СМС-сообщение может не прийти, если:
• вы не выбрали такой способ коммуникации;
• неактуальны ваши данные в системе E-Health (неправильный номер телефона, введены с ошибками или изменились персональные данные, а вы об этом не сообщили). Необходимо вместе с врачом проверить данные и при необходимости изменить их;
• е-медзаключение было ошибочно создано другому лицу.
Внимание! е-Медзаключение создается для нетрудоспособного физлица (работника). Оно не нужно работодателю. Однако на основании е-медзаключения формируется е-больничный. Поэтому вам будет спокойнее, если СМС вы все же получите.
СМС о е-больничном
Сразу скажем: большинство из вас не получит СМС-сообщение от Пенсионного фонда о формировании е-больничного. Почему? Потому что
ВНИМАНИЕ!
такое сообщение может получить только то лицо, которое зарегистрировалось в личном кабинете на портале Пенсионного фонда и выбрало этот способ коммуникации
Не зарегистрировался — СМС не получил. Хотите, чтобы вас уведомляли? Тогда идем на портал Пенсионного фонда. Доступ к нему возможен с любого устройства, в том числе со смартфона или планшета. Регистрация на портале доступна несколькими способами: по заявлению, с помощью КЭП, вход из БанкID или МобайлID (см. статью «Портал электронных услуг ПФУ: извлекаем пользу» // «ОТ», 2021, № 11). Однако для предоставления согласия на получение СМС следует иметь именно КЭП.
Решили заморочиться, зарегистрировались и вошли в личный кабинет? Тогда находим раздел «Дистанційне інформування». В этом разделе даем согласие на получение СМС-сообщений от Пенсионного фонда и вносим в соответствующее поле свой номер телефона.
Однако даже после регистрации и предоставления согласия на СМС-информирование вы можете не получить сообщение о создании е-больничного, если указали номер телефона с ошибкой или он у вас впоследствии изменился.
Также вы не получите СМС в случае, когда е-больничный не был создан. Если система не находит работника в Реестре застрахованных лиц, е-больничный не формируется. Причин тому может быть много, в частности, следующие:
• не совпадают ваши Ф. И. О., дата рождения, налоговый номер в Реестре пациентов МОЗ и Реестре застрахованных лиц Пенсионного фонда. В итоге система не может вас определить как застрахованное лицо;
• в Реестр застрахованных лиц работодатель не подал ваши данные или подал их с ошибками;
• вы официально не трудоустроены, и в Реестре застрахованных лиц отсутствуют данные об уплате ЕСВ.
Если вы не получили от Пенсионного фонда СМС-сообщение, хотя и предоставили согласие, то проверьте в личном кабинете на портале ПФУ, есть ли ваш больничный в разделе «Дані щодо непрацездатності». Если есть — можно не волноваться об отсутствии СМС. Если нет — стоит бить тревогу. В этом случае следует обратиться к врачу и узнать, поступал ли ответ от Электронного реестра листков нетрудоспособности. Если врач получил сообщение «запис не знайдено», а вы являетесь застрахованным лицом, то дальше обращаетесь к работодателю. Последний должен проверить корректность сведений, которые подавались на вас в Реестр застрахованных лиц.
Если у работодателя ошибок нет, обращаемся в Пенсионный фонд. Телефон горячей линии — 0800503753.
Но если е-больничный создан и работодатель видит его номер и период действия в своем кабинете страхователя на портале Пенсионного фонда — проблем у вас нет, даже если СМС-ка не пришла.
Есть ли жизнь без СМС?
Так можно ли обойтись и без этих СМС? Вполне можно. Находясь на приеме у врача, просим его назвать номер е-больничного. Врач не видит е-больничный, но видит его номер. Эту информацию передаем работодателю. Даже если вы забыли спросить врача, проверить наличие е-больничного можно в личном кабинете на портале Пенсионного фонда, осуществив вход из БанкID или МобайлID.
Что касается работодателя, то для него вообще не имеет значения, получил или нет работник СМС-сообщение от E-Health и Пенсионного фонда. Главное — чтобы работник проинформировал о своей временной нетрудоспособности и сведения о его е-больничном были на веб-портале Пенсионного фонда.
ВЫВОДЫ
• СМС-сообщения от E-Health и Пенсионного фонда являются подтверждением того, что этапы формирования е-медзаключения и е-больничного успешно пройдены.
• При необходимости работники могут сообщить работодателю номер е-больничного, даже не получая СМС от Пенсионного фонда. Достаточно спросить такой номер у врача.
Марченко Елена
Оплата труда, ноябрь, 2021/№ 22