Информация по теме "" | Публикации по тегу
07.06.21
2114 0
Распечатать
Избранное

Отпуск госслужащего: ежегодный основной, «за стаж» и другие

Государственным служащим предоставляют ежегодный основной отпуск большей продолжительности, по сравнению с другими категориями работников. К тому же они имеют право на особые виды отпусков: «за стаж», «избирательный», «вынужденный». Об особенностях предоставления отпусков госслужащим — сегодня в статье.

Порядок предоставления отпусков государственным служащим регламентирован Законом о госслужбе1, Порядком № 2702 и Законом № 763.

1 Закон Украины «О государственной службе» от 10.12.2015 г. № 889-VIII.

2 Порядок предоставления государственным служащим дополнительных оплачиваемых отпусков, утвержденный постановлением КМУ от 06.04.2016 г. № 270.

3 Закон Украины «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Украины» от 28.12.2014 г. № 76-VIII.

Кроме того, действуют общие «отпускные» правила, предусмотренные Законом об отпусках и КЗоТ. Конечно, в части, не противоречащей профильным нормативно-правовым актам. Специальное законодательство предусматривает для госслужащих такие отпуска:

1) ежегодный основной отпуск (ст. 57 Закона о госслужбе);

2) ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за стаж госслужбы (ст. 58 Закона о госслужбе, п. 2 Порядка № 270);

3) неоплачиваемый отпуск на время участия в избирательном процессе (ст. 58 и 10 Закона о госслужбе);

4) «вынужденный» неоплачиваемый отпуск (п. 9 Заключительных положений Закона № 76).

В то же время госслужащие имеют право на другие отпуска, виды и продолжительность которых указаны в Законе об отпусках. Это следует из ч. 2 ст. 58 Закона о госслужбе. Дополнительные отпуска в связи с обучением, творческие, социальные, неоплачиваемые отпуска и другие их виды предоставляют госслужащим в соответствии с законом (имеется в виду Законом об отпусках).

Сегодня расскажем об особых «госслужебных» отпусках. И начнем с ежегодного основного.

Ежегодный основной отпуск

Государственные служащие имеют право на 30 календарных дней ежегодного основного отпуска.

Для определения продолжительности отпуска работает общее правило: не учитывают праздничные и нерабочие дни, перечисленные в ст. 73 КЗоТ. Итак, если такие дни приходятся на период отпуска, то его продлевают. Но такие дни не оплачиваются.

Ежегодный основной отпуск предоставляется госслужащим за отработанный рабочий год. При этом для них этот год исчисляют со дня вступления (назначения) в должность.

Относительно порядка предоставления ежегодного основного отпуска госслужащим действуют общие правила, предусмотренные Законом об отпусках и КЗоТ. Это подтверждает норма ч. 1 ст. 59 Закона о госслужбе. Так, в частности, ежегодный основной отпуск:

• предоставляется полной продолжительности после окончания 6 месяцев непрерывной службы в соответствующем госоргане (кроме случаев, приведенных в ч. 7 ст. 10 Закона об отпусках);

• предоставляется с учетом ч. 13 ст. 10 Закона об отпусках, где приведены категории работников, которым ежегодный отпуск предоставляют по их желанию в удобное для них время;

• подлежит делению на части по правилам ст. 12 Закона об отпусках;

• переносится или продлевается согласно ст. 11 Закона об отпусках. Также правила переноса/продления действуют при отзыве из отпуска для выполнения неотложных задач. О «фишке» такого отзыва читайте далее;

• подлежит компенсации при увольнении или без увольнения при условии использования 24 календарных дней в соответствии со ст. 24 Закона об отпусках.

Об этих и других важных правилах предоставления ежегодного основного отпуска читайте в журнале «Бюджетная бухгалтерия», 2021, № 20, с. 22.

Отзыв с возмещением

ВНИМАНИЕ!

Для госслужащих предусмотрен особый механизм отзыва из ежегодного отпуска с возмещением расходов

Госслужащего могут отозвать из ежегодного (основного или дополнительного за стаж госслужбы) отпуска. Это предусмотрено нормами ст. 60 Закона о госслужбе. Важно: из других видов отпусков, которые не относятся к ежегодным (например, из социального дополнительного отпуска «на детей», отпуска за «свой счет»), отзывать нельзя.

Отозвать из отпуска разрешено в случае необходимости выполнения неотложной задачи, о которой не было и не могло быть известно во время его предоставления. Важное условие: такую задачу не может выполнить другое уполномоченное лицо.

Согласие госслужащего на его отзыв из отпуска не нужно. Главное — наличие приказа (распоряжения) инициатора отзыва. Им может быть субъект назначения или руководитель государственной службы в зависимости от категории госслужащего («А», «Б» или «В»).

Служба управления персоналом госоргана сообщает госслужащему о принятом решении о его отзыве из ежегодного отпуска в такие сроки (п. 7 Порядка № 2304):

4 Порядок отзыва государственного служащего из ежегодного отпуска, утвержденный постановлением КМУ от 25.03.2016 г. № 230.

• в случае необходимости выполнения неотложной задачи — не позднее чем за 5 календарных дней до отзыва;

• в случае необходимости выполнения особо важных задач для предотвращения стихийного бедствия, защиты и/или сохранения жизни и здоровья граждан, обеспечения защиты и/или восстановления прав или интересов человека не позднее чем за 2 календарных дня до отзыва.

Об отзыве сообщают с использованием средств телефонной, электронной и/или почтовой связи. Кроме того, служба управления персоналом госоргана в день прибытия на службу должна ознакомить госслужащего с приказом (распоряжением) о его отзыве и предоставить заверенную копию такого документа. Это предусмотрено п. 8 Порядка № 230.

А что делать, если ну никак не удается вернуться на работу? Например, из-за ухудшения состояния здоровья, сложной транспортной обстановки или по другим причинам. Тогда госслужащий по телефонной или электронной связи сообщает об этом лицу, принявшему решение об отзыве, службе управления персоналом или непосредственному руководителю. А после окончания отпуска он должен подать в службу управление персоналом документы, подтверждающие обстоятельства, усложнившие прибытие на работу в связи с отзывом.

Если все-таки госслужащего отозвали, то, соответственно, часть отпуска он не использовал. По согласованию с руководителем госслужбы эту часть предоставляют госслужащему в любое время соответствующего года или присоединяют к отпуску в следующем году. Но самое интересное, что госслужащему возмещают непредвиденные расходы в связи с его отзывом из отпуска (ч. 2 ст. 60 Закона о госслужбе). Такое возмещение проводят в соответствии с Порядком № 2315.

5 Порядок возмещения непредвиденных расходов государственного служащего в связи с его отзывом из ежегодного основного или дополнительного отпуска, утвержденный постановлением КМУ от 25.03.2016 г. № 231.

Расходы возмещают в случае отзыва госслужащего, если одновременно выполнены условия:

• отзывают во время пребывания в санаторно-курортном заведении, другом месте отдыха (лечения) как в пределах Украины, так и за рубежом;

• в связи с отзывом и прибытием на работу государственный служащий вынужден осуществить непредвиденные расходы.

Основание для возмещения непредвиденных расходов — то же самое решение об отзыве госслужащего из ежегодного отпуска, оформленное приказом (распоряжением) субъекта назначения или руководителя госслужбы. Кроме того, сам госслужащий должен подать письменное заявление.

К непредвиденным расходам, подлежащим возмещению, относятся, в частности, расходы:

• на приобретение новых проездных документов и другие расходы, связанные с возвращением к месту проживания (кроме такси);

• в связи с расторжением договоров об организации отдыха (лечения);

• на бронирование проездных документов, мест проживания;

• связанные с правилами въезда и пребывания в месте отдыха (оформление визы, страхования, разрешений, уплаты сборов и т. п.).

Такие расходы возмещают госслужащему в течение одного месяца со дня издания приказа (распоряжения) об отзыве его из отпуска. И, конечно, важное условие — наличие документов, подтверждающих объем таких расходов. В частности, это могут быть: проездные документы или транспортные счета, договоры, квитанции и т. п.

Помощь на оздоровление

Уходя в ежегодный основной отпуск, госслужащие имеют право получить помощь (в народе — «оздоровительные»). Ее размер равен среднемесячной зарплате (ст. 57 Закона о госслужбе).

Помощь выплачивают один раз в календарный год: одной суммой без деления на части. При этом не имеет значения, полной продолжительности предоставляется отпуск или только его часть.

В случае деления ежегодного отпуска на части «оздоровительные» выплачивают один раз при предоставлении любой из частей ежегодного основного отпуска (см. письмо Минсоцполитики от 07.12.2017 г. № 23966/0/2-17/28). Но при этом понадобится заявление госслужащего как подтверждение того, что он желает получить помощь на оздоровление при использовании именно этой части отпуска. При формировании фонда оплаты труда на соответствующий бюджетный год для каждого работника предусматривается одна помощь для оздоровления (см. письмо Минсоцполитики от 19.09.2017 г. № 2416/0/101-17).

Дополнительный отпуск «за стаж»

Дополнительный отпуск за стаж госслужбы также относится к ежегодным оплачиваемым отпускам. Но его в прямом смысле надо «заслужить». Ведь, чтобы его получить, надо отработать определенное количество лет на госслужбе.

Продолжительность ежегодного дополнительного отпуска за госстаж определена ст. 58 Закона о госслужбе, а конкретный механизм его предоставления — Порядком № 270. Так, права на отпуск за стаж госслужащий приобретает после достижения госстажа свыше 5 лет. С этого момента ему предоставляется один календарный день дополнительного отпуска. Начиная со стажа госслужбы свыше 6 лет его продолжительность увеличивается на один календарный день за каждый следующий год. Но она имеет свой максимум — 15 календарных дней.

Как видим, продолжительность ежегодного дополнительного отпуска за госстаж непосредственно зависит от заработанного стажа госслужбы. Поэтому в первую очередь нужно определить стаж госслужбы.

Периоды, которые засчитывают в стаж госслужбы, перечислены в ч. 2 ст. 46 Закона о госслужбе и в п. 4 Порядка № 2296.

6 Порядок исчисления стажа государственной службы, утвержденный постановлением КМУ от 25.03.2016 г. № 229.

Этими нормами определено время пребывания на соответствующих должностях, которое засчитывают в стаж госслужбы, и периоды, когда госслужащий не работал по уважительным причинам, но оставался в трудовых отношениях с госорганом. Все они приведены в таблице.

Периоды и должности, время пребывания на которых засчитывается в стаж госслужбы

Должности

Периоды

Должности госслужбы

Время профессионального обучения госслужащего с отрывом от службы, если не позднее 75 дней после его завершения такое лицо вернулось на госслужбу (кроме случаев, установленных законом)

Народные депутаты Украины, председатели местных райгосадминистраций и другие лица, указанные в пп. 1 — 8, 91, 10 ч. 3 ст. 3 Закона о госслужбе

Работники дипломатической службы

Период, когда госслужащий не работал по уважительным причинам, но оставался в трудовых отношениях с госорганом

Должности в ОМС

Судьи

Прокуроры

Время пребывания госслужащего в отпуске для ухода за ребенком до достижения им трехлетнего возраста или шестилетнего возраста (по медицинскому заключению)

Должности, на которых присваивают воинские и специальные звания

Должности патронатной службы, указанные в ч. 1 ст. 92 Закона о госслужбе

ВНИМАНИЕ!

При определении стажа госслужбы до 01.05.2016 г. следует руководствоваться нормами Порядка № 2837, а начиная с этой даты — Порядка № 229

7 Порядок исчисления стажа государственной службы, утвержденный постановлением КМУ от 03.05.94 г. № 283.

Это объясняется тем, что 01.05.2016 г. вступил в силу новый Закон о госслужбе. И именно такой порядок действий предусмотрен п. 8 Заключительных и переходных положений этого Закона. На это также обратили внимание специалисты НАГС в письме от 10.08.2017 г. № 7031/13-17 (ср. USER_SHOW_ID).

Важный момент. Есть определенные периоды, за которые не предоставляется отпуск за стаж госслужбы. Они перечислены в п. 11 Порядка № 270. Так, дополнительный отпуск не предоставляют за время:

• пребывания в отпуске для ухода за ребенком до достижения им трехлетнего возраста;

• пребывания в отпусках без сохранения зарплаты для ухода за ребенком до 6, 16, 18 лет;

• за время обучения в заведении образования, учреждении, организации независимо от формы собственности, имеющих право предоставлять образовательные услуги, в частности за рубежом, для повышения уровня профессиональной компетентности с отрывом от производства.

В отношении отпусков до 3 и 6 лет такой подход в свое время подтвердили и специалисты Минсоцполитики в письме от 25.07.2018 г. № 1319/0/101-18/28с. Время пребывания в указанных отпусках засчитывают в стаж госслужбы. Но за это время отпуск «за стаж» не предоставляется. Чтобы использовать такой отпуск, нужно отработать хотя бы 1 день в году, следующем после приобретения права на него. Если же весь год находиться в отпуске «до 3 (6) лет», то отпуск за стаж госслужбы «сгорает». Разобраться поможет пример ниже. Но сначала предлагаем ознакомиться с правилами расчета стажа госслужбы.

Исчисляя стаж государственной службы, нужно выбрать дату его отсчета. Такой датой будет дата вступления на государственную службу. И здесь следует помнить о предписаниях ч. 3 ст. 21 Закона о госслужбе. В частности, имеет значение, в который раз лицо вступает/назначается на должность госслужбы:

• лицо вступает в должность государственной службы впервые — со дня публичного принятия им Присяги государственного служащего;

• лицо назначается на должность государственной службы повторно — со дня назначения на должность.

При этом если лицо ранее не работало на должностях госслужбы (или на должностях, периоды работы (службы) на которых засчитываются в госстаж), то дата его назначения будет для него одновременно и датой начала (отсчета) его стажа государственной службы.

Зато если лицо уже работало на должности госслужбы, а потом повторно приобрело статус государственного служащего и с того времени продолжает занимать должность госслужбы, стаж исчисляем за эти два периода суммарно. То есть при определении права на ежегодный дополнительный отпуск «за стаж» и его продолжительности в этом госоргане учитывают весь имеющийся стаж госслужбы (в том числе приобретенный в других госорганах).

При этом помните о предписании п. 4 Порядка № 270: в первый год службы в конкретном госоргане госслужащему, имеющему госстаж более 5 лет, дополнительный отпуск предоставляется после окончания 6 месяцев непрерывной службы в этом органе. Но не забывайте и о категориях работников, указанных в ч. 7 ст. 10 Закона об отпусках. Таким госслужащим по их желанию предоставляют ежегодный отпуск полной продолжительности в первый год работы до отработки 6 месяцев в соответствующем госоргане. Это правило действует, поскольку дополнительный отпуск «за стаж» является ежегодным.

Стаж госслужбы исчисляют в днях, месяцах и годах (п. 5 Порядка № 229). Чтобы узнать, сколько дней ежегодного дополнительного отпуска можно отгулять, надо определить госстаж в годах. Для этого следует обратиться к нормам ст. 2411 КЗоТ.

Так, срок, исчисляемый годами, заканчивается в соответствующие месяц и число последнего года срока. Например, если госслужащий назначен на должность 06.09.2016 г., то стаж его госслужбы на соответствующей должности составлял один год на 05.09.2017 г. Пять лет стажа государственной службы госслужащий приобретет 05.09.2021 г. Право на ежегодный дополнительный отпуск он будет иметь с 06.09.2021 г. Аргумент: право на такой отпуск госслужащий приобретает, когда он имеет госстаж свыше 5 лет. А теперь обещанный пример.

Пример. Госслужащий находилась в отпуске для ухода за ребенком до достижения трехлетнего возраста с 17.09.2018 г. по 11.03.2021 г. К исполнению обязанностей приступила 12.03.2021 г. При этом 22.01.2019 г. ее стаж госслужбы достиг 10 лет. Имеет ли она право на дополнительный отпуск за стаж за годы пребывания в отпуске «до 3 лет»?

Дата достижения стажа госслужбы

Дата возникновения права на отпуск

Продолжительность отпуска

Право на дополнительный отпуск за госстаж

22.01.2019 г. — 10 лет

23.01.2019 г. (за стаж свыше 10 лет)

6 календарных дней

Не имеет, поскольку госслужащий после приобретения права на такой отпуск не работала с 23.01.2019 г. по 22.01.2020 г.

22.01.2020 г. — 11 лет

23.01.2020 г. (за стаж свыше 11 лет)

7 календарных дней

Не имеет, поскольку госслужащий после приобретения права на такой отпуск не работала с 23.01.2020 г. по 22.01.2021 г.

22.01.2021 г. — 12 лет

23.01.2021 г. (за стаж свыше 12 лет)

8 календарных дней

Имеет, поскольку госслужащий приступила к исполнению должностных обязанностей 12.03.2021 г. (после приобретения права на отпуск за 12 лет госслужбы, но до окончания года, в течение которого имеет право воспользоваться им)

Ранее мы уже отметили, что отпуск за госстаж относится к ежегодным. А значит, на него распространяются правила, описанные в статье «Ежегодный отпуск — 2021: общие правила предоставления» («Бюджетная бухгалтерия», 2021, № 20, с. 22). Это подтверждают и нормы Порядка № 270:

1. По просьбе госслужащего дополнительный отпуск можно разделить на части любой продолжительности (п. 6 Порядка № 270). Конечно, при этом следует помнить о непрерывной части ежегодного отпуска — 14 календарных дней. Впрочем, ее вполне реально отгулять за счет основного отпуска. Или же присоединив к основному весь дополнительный отпуск или его часть.

Неиспользованный дополнительный отпуск (его часть) предоставляют в любое время текущего года или присоединяют к отпуску в следующем году. По согласованию с руководителем госслужбы дополнительные отпуска за предыдущий и текущий периоды можно использовать одновременно.

2. Отпуск за стаж переносят на другой период или продлевают в случае (п. 7 Порядка № 270):

• временной нетрудоспособности, удостоверенной в установленном порядке;

• отзыва для выполнения неотложных задач;

• исполнения государственных или общественных обязанностей, если согласно законодательству госслужащий подлежит освобождению на это время от основной работы с сохранением зарплаты;

• наступления срока отпуска в связи с беременностью и родами;

• его совпадения с учебным отпуском.

3. По желанию госслужащего дополнительный отпуск или его часть можно заменить денежной компенсацией (п. 10 Порядка № 270). Эта норма полностью согласуется с положениями ч. 4 ст. 24 Закона об отпусках.

Но имейте в виду: без увольнения компенсацию предоставляют лишь при условии, что «отгуляны» 24 календарных дня отпуска. А поскольку ежегодный основной отпуск составляет 30 календарных дней, то неиспользованные дни дополнительного отпуска «за стаж» можно законно получить деньгами.

4. Запрещено не предоставлять отпуск «за стаж» полной продолжительности в течение двух лет подряд (п. 8 Порядка № 270).

«Избирательный» отпуск

Для государственных служащих предусмотрен еще один специфический отпуск — на время участия в избирательном процессе. Но он — неоплачиваемый (ст. 58 и ст. 10 Закона о госслужбе).

Такой отпуск предоставляется государственному служащему в случае регистрации его кандидатом в депутаты Центральной избирательной комиссией, избирательными комиссиями. Отпуск предоставляют по заявлению госслужащего и решению руководителя госслужбы. Сроки: со дня уведомления руководителя об участии госслужащего в избирательном процессе и до дня завершения этого процесса.

При предоставлении «избирательного» отпуска действуют два важных правила.

Отпуск на время участия в избирательном процессе существует отдельно от «общих» неоплачиваемых отпусков, предусмотренных ст. 25 и 26 Закона об отпусках.

Поэтому, даже если госслужащий уже использовал «общий» отпуск «за свой счет», это не помешает ему взять еще и «избирательный» неоплачиваемый отпуск.

Госслужащий-кандидат на время участия в выборах не может использовать другой вид отпуска, кроме предусмотренного ч. 4 ст. 10 Закона о госслужбе.

На это указали и специалисты НАГС в разъяснении от 16.09.2020 г. № 119-р/з. Также они отметили, что подать заявление о предоставлении отпуска без сохранения зарплаты на время участия в выборах должен сам государственный служащий. То есть от руководства госоргана инициатива не нужна.

«Вынужденный» отпуск

Есть еще одно специальное основание для оформления отпуска «за свой счет». Оно регламентировано п. 9 Заключительных положений Закона № 76. В частности, руководители органов исполнительной власти и других госорганов имеют право отправлять своих работников в отпуска без сохранения зарплаты.

Продолжительность такого неоплачиваемого отпуска руководители госорганов определяют самостоятельно. Делают это с целью обеспечения рационального использования бюджетных средств.

Но есть исключения из правила. Действие п. 9 Заключительных положений Закона № 76 не распространяется на органы, принимающие участие в антитеррористических операциях, осуществлении мероприятий по обеспечению правопорядка на государственной границе, отражении вооруженного нападения на объекты, охраняемые военнослужащими, освобождении этих объектов в случае захвата или попытки насильственного завладения оружием, боевой и другой техникой.

Указанная норма действует с 01.01.2015 г. И поскольку отдельных предписаний о временных границах ее применения нет, она действует и в 2021 году.

ВНИМАНИЕ!

Согласие госслужащего на «вынужденный» неоплачиваемый отпуск не нужно

Отправляя госслужащих в «вынужденный» неоплачиваемый отпуск, не применяют такие законодательные нормы:

• положения ст. 26 Закона об отпусках и ст. 84 КЗоТ (в части ограничения срока отпуска без сохранения зарплаты);

• ограничения по совместительству и совмещению с другими видами деятельности, установленные антикоррупционным законодательством. То есть в период вынужденного неоплачиваемого отпуска госслужащие имеют право работать по совместительству и совмещать госслужбу с другими видами деятельности.

Неоплачиваемые отпуска в «отпускном» стаже

В завершение ответим на такой вопрос: засчитывать ли период пребывания в отпуске «за свой счет» в стаж, дающий право на ежегодный основной и дополнительный отпуска за стаж госслужбы?

Да, период отпуска без сохранения зарплаты, предоставленного по основаниям ст. 25 и 26 Закона об отпусках, учитывают в стаже для предоставления ежегодного основного отпуска.

Исключение — неоплачиваемые отпуска для ухода за больным ребенком до 6, 16, 18 лет, предоставленные согласно п. 3 ч. 1 ст. 25 этого Закона. Прямое указание на это содержит п. 4 ч. 1 ст. 9 Закона об отпусках.

Но в этой норме не упоминается о неоплачиваемых «избирательном» и «вынужденном» отпусках. Итак, периоды этих отпусков без сохранения зарплаты не включают в стаж для предоставления ежегодного основного отпуска. Как следствие, это может уменьшить продолжительность ежегодного основного отпуска.

А вот в стаж для предоставления ежегодного дополнительного отпуска за госстаж засчитывают все из вышеперечисленных видов отпусков «за свой счет». И в итоге они никоим образом не уменьшат продолжительность этого дополнительного отпуска. Аргумент следующий: по общему правилу стаж госслужбы = стаж для предоставления ежегодного дополнительного отпуска за госстаж.

А в стаж госслужбы засчитывают период, когда госслужащий не работал по уважительным причинам, но оставался в трудовых отношениях с госорганом (п. 3 Порядка № 283, п. 4 Порядка № 229).

Именно поэтому периоды отпусков без сохранения зарплаты, предоставленные на законодательных основаниях, учитывают в стаже для предоставления ежегодного дополнительного отпуска за госстаж.

ВЫВОДЫ

• Ежегодный основной отпуск госслужащего длится 30 календарных дней

• За стаж госслужбы более 5 лет полагается ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью от 1 до 15 календарных дней

• Еще один специфический отпуск, предусмотренный для госслужащих, — на время участия в избирательном процессе. Но он — неоплачиваемый

• Руководители органов исполнительной власти и других госорганов имеют право отправлять своих работников в отпуска без сохранения зарплаты

Жиленко Екатерина

Бюджетная бухгалтерия, июнь, 2021/№ 21

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы уведомить нас об этом



Комментарии
0
Какая удача - вы можете стать первым, кто прокомментирует этот материал.
Оставить комментарий:
Для того, щоб роздрукувати текст необхідно авторизуватись або зареєструватись
Дякуємо, що читаєте нас Увійдіть і читайте далі
pw-image
Читайте сайт за ціною чашки кави
Платне користування buhgalter.com.ua передбачає:
  • доступ до новин, статей, довідників
  • безлімітні завантаження бланків
  • відсутність реклами.
Передплатники PRO-доступу, «Бюджетної бухгалтерії», «Оплата праці» та користувачі «FIT-Бюджет» отримують безкоштовний доступ до порталу бонусом до передплати.
Передплата подовжується автоматично щомісяця, але відмовитися можна у будь-який момент. Я погоджуюсь з користувацькими умовами
60
грн/
місяць
Вже передплатили? Увійти
Передплата подовжується автоматично щомісяця, але відмовитися можна у будь-який момент. Я погоджуюсь з користувацькими умовами
ic-acc-pay
×