Информация по теме "" | Публикации по тегу
06.12.21
472 0
Распечатать
Избранное

Уполномоченное лицо: трудооплатные нюансы

С 1 января 2022 года проводить закупки смогут исключительно уполномоченные лица заказчика. Оплата труда таких лиц имеет определенные особенности. О них мы расскажем в сегодняшней статье.

С 19.04.2020 до 01.01.2022 организовывать и проводить процедуры закупок могут как УЛ, так и тендерные комитеты. Такое условие установлено в п. 4 разд. Х «Заключительные и переходные положения» Закона № 922. Но с наступлением нового года последние прекратят свое существование. Поэтому с 01.01.2022 за весь закупочный процесс будут отвечать исключительно УЛ.

Подробно о переходном периоде читайте в журнале «Бюджетная бухгалтерия», 2021, № 43, с. 15 — 18. А темой сегодняшнего разговора является порядок оплаты труда УЛ. Так что далее именно об этом.

Какие есть варианты?

Оформить деятельность УЛ можно одним из трех способов, предусмотренных ч. 1 ст. 11 Закона № 922 (см. схему ниже). Сразу отметим, что оплата труда УЛ будет зависеть именно от выбранного вами способа его назначения.

Способы определения/назначения УЛ

Устанавливаем доплату УЛ

Этот способ подойдет небольшим заказчикам, проводящим незначительное количество закупок в течение года. В связи с этим их штатную численность увеличивать нецелесообразно (см. письмо № 33041). При этом УЛ в обязательном порядке должно получать доплату за дополнительную работу по организации и проведению закупок. Ведь установление такой доплаты — императивная норма, предусмотренная Законом № 922. Ее невыполнение является прямым нарушением действующего законодательства.

1 Письмо Минэкономики от 10.04.2020 № 3304-04/24218-06 // «Бюджетная бухгалтерия», 2020, № 15, с. 6.

Поэтому по решению руководителя учреждения (согласно приказу, распоряжению) обязанности УЛ должны быть возложены на работника из штатной численности учреждения. И такому работнику необходимо установить доплату за дополнительную работу за выполнение «закупочных» обязанностей. Но при ее установлении следует учитывать ряд нюансов.

Во-первых, возложение дополнительных обязанностей на работника возможно только с его согласия. Поэтому, если работник не соглашается выполнять функции УЛ, заставить его это делать руководитель не вправе. Потому что это противоречит норме ст. 31 КЗоТ. Напомним: работодатель не может требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором.

Во-вторых, в должностную инструкцию работника, на которого возложено выполнение функций УЛ, не нужно записывать выполнение работы по проведению закупок. Ведь в таком случае это будут должностные обязанности лица, которые оно должно выполнять без осуществления дополнительной оплаты. А это противоречит нормам Закона № 922.

В-третьих, формулировка «с соответствующей доплатой согласно законодательству», приведенная в п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона № 922, не устанавливает для УЛ конкретного вида доплаты (выплаты). Поэтому здесь можно говорить о предоставлении ему определенного денежного вознаграждения в виде любой выплаты (надбавки, премии и т. п.). К тому же нормативно не определен и размер доплаты за выполнение «закупочных» обязанностей. По нашему мнению, для такого случая можно использовать отраслевую трудооплатную нормативку. В частности, устанавливать разрешенные отраслевые стимулирующие выплаты в виде надбавок и премий, выплачиваемых в пределах утвержденного фонда оплаты труда.

Работники-ЕТСники

УЛ можно установить надбавку за сложность и напряженность в работе.

Так, предусмотрено установление работникам надбавки в размере до 50 % должностного оклада за (п.п. 2 п. 3 постановления № 1298):

• высокие достижения в труде;

• выполнение особо важной работы (на срок ее выполнения);

• сложность и напряженность в работе.

Конкретный размер надбавки за сложность и напряженность в работе работникам устанавливает руководитель в пределах фонда зарплаты. Теперь об условиях, размерах и порядке установления этой надбавки. Эти моменты должны быть обусловлены в коллективном договоре учреждения или в отдельном Положении как приложении к нему. Если работнику установлена надбавка за сложность и напряженность в размере, меньшем предельного (менее чем 50 %), и ему не выплачивается ни надбавка за высокие достижения, ни надбавка за выполнение особо важной работы, то руководитель может принять решение о повышении ее размера до максимума.

Если же работник уже получает такую надбавку в максимальном размере, ему можно установить премию или же повысить размер (процент) существующей премии. Ведь, по разъяснениям специалистов Минсоцполитики (см. письмо от 31.07.2019 № 14102/0/2-19/52), премии, предусмотренные постановлением № 1298, предельным размером не ограничиваются.

Работники ОМС

«Оплатные» условия для работников ОМС определены постановлением № 268. Среди вариантов, которые можно применять в качестве компенсации дополнительной нагрузки за выполнение функций УЛ, наиболее уместным является п.п. «в» п.п. 1 п. 2 этого постановления.

Эта норма дает право руководителям ОМС устанавливать работникам надбавку за высокие достижения в труде или за выполнение особо важной работы. Она устанавливается руководителям структурных подразделений, их заместителям, специалистам в размере до 50 % должностного оклада с учетом:

1) надбавки за ранг должностного лица ОМС;

2) надбавки за выслугу лет.

Если работник уже получает такую надбавку в максимальном размере, то ему можно установить премию за выполнение дополнительной работы по организации и проведению закупок или же повысить размер существующей премии.

Руководитель ОМС имеет право осуществлять премирование работников в соответствии с их личным вкладом в общие результаты работы в пределах:

• фонда премирования, образованного в размере не менее чем 10 % должностных окладов;

• экономии фонда оплаты труда.

Учтите: предельный размер премии постановление № 268 не определяет.

Извлечение из распоряжения председателя ОМС о назначении УЛ и установлении дополнительного поощрения см. ниже.

Госслужащие

К дополнительным стимулирующим выплатам госслужащим относится, в частности, надбавка за интенсивность труда (постановление № 152). Она устанавливается госслужащим в процентах к должностному окладу, в пределах экономии фонда оплаты труда и с учетом следующих критериев:

2 Постановление КМУ «Вопросы оплаты труда работников государственных органов» от 18.01.2017 № 15.

• качество и сложность подготовленных документов;

• срочность выполнения задач, обработки и подготовки документов;

• инициативность в работе.

Кроме того, госслужащему могут устанавливаться месячная или квартальная премия в соответствии с его личным вкладом в общий результат работы госоргана. Такое условие прописано в п. 2 ч. 3 ст. 50 Закона о госслужбе3. Поэтому работнику, на которого возложены функции УЛ, в качестве компенсации за дополнительную нагрузку можно установить месячную или квартальную премию.

3 Закон Украины «О государственной службе» от 10.12.2015 № 889-VIII.

Однако во время их установления учитывайте ограничение, предусмотренное абз. 5 ч. 3 ст. 50 Закона о госслужбе. В частности, общий размер месячных или квартальных премий госслужащего, которые он может получить за год, не может превышать 30 % фонда его должностного оклада за год.

Вводим в штат отдельную должность

Такой способ подходит для учреждений (заказчиков), проводящих системные циклические закупки ежегодно и имеющих постоянную нагрузку по администрированию закупочного процесса (см. письмо № 3304). Он предусматривает внесение изменений в штатное расписание и введение новой должности.

С 01.01.2022 этот способ становится наиболее актуальным, ведь с этой даты за все закупки отвечает УЛ. Но при этом следует учитывать, что нормами Закона № 922 не определен порядок введения в штат такой должности. Поэтому обратимся к Классификатору профессий4. К сожалению, в нем также не предусмотрена должность «уполномоченное лицо». Зато он содержит профессиональное название «специалист по публичным закупкам» (код 2419.2). Оно относится к классификационному разделу «Профессионалы» (профессиональная группировка «Профессионалы в сфере государственной службы, маркетинга, эффективности хозяйственной деятельности, рационализации производства, интеллектуальной собственности и инновационной деятельности»). Для должностей раздела «Профессионалы» определены требования полного высшего образования и четырехуровневое квалификационное категорирование (без категории, I и II категории, ведущий).

Кстати, в ч. 7 ст. 11 Закона № 922 также установлено, что УЛ должно иметь высшее образование, как правило, юридическое или экономическое. Хотя, по мнению специалистов Минэкономики, если у УЛ есть другое высшее образование, то это не противоречит требованиям законодательства (письмо № 3304). Впрочем, при выборе кандидата на назначение УЛ в приоритете все же юридическое/экономическое образование.

4 Национальный классификатор Украины «Классификатор профессий ДК 003:2010», утвержденный приказом Госпотребстандарта от 28.07.2010 № 327.

ВНИМАНИЕ!

Конкретные квалификационные требования для должности «специалист по публичным закупкам» действующим законодательством не предусмотрены

А это значит, что заказчик может самостоятельно разработать квалифтребования и прописать их в должностной инструкции работника.

Далее рассмотрим отраслевые тонкости.

Работники-ЕТСники

Только Типовые штаты № 12055 с недавних пор содержат должность «специалист по публичным закупкам». Ими предусмотрено введение в штатное расписание ЗОСО 1 шт. ед. этой должности при условии проведения заведением системных циклических закупок ежегодно. Штатными нормативами других типов заведений и учреждений такая должность не предусмотрена. Поэтому в зависимости от необходимости проведения закупок можно вводить 1, 0,75, 0,5 и 0,25 шт. ед. должности специалиста по публичным закупкам.

5 Типовые штатные нормативы заведений общего среднего образования, утвержденные приказом МОН от 06.12.2010 № 1205.

Условия оплаты труда профессионалов общие для всех бюджетных учреждений и определяются в зависимости от категории в соответствии с приложением 3 к постановлению № 1298. В то же время в отраслевых приказах, разработанных во исполнение этого постановления, не всегда определен оклад для профессионалов. Так, «оплатными» условиями по разным отраслям определены тарифные разряды по категориям:

• заведения образования (приложение 11 к приказу № 5576) — специалисты (без категории, I, ІІ категории, ведущий). Должности профессионалов не определены. Поэтому оклад для специалиста по публичным закупкам определяем как для специалистов: без категории — 7-й тарифный разряд, ІІ категория — 8-й, I категория — 9-й, ведущий — 10-й;

6 Приказ МОН «Об упорядочении условий оплаты труда и утверждении схем тарифных разрядов работников учебных заведений, учреждений образования и научных учреждений» от 26.09.2005 № 557.

• заведения спорта (приложение 13 к приказу № 20977) — специалисты (без категории, I, ІІ категории, ведущий). Должности профессионалов не определены. Поэтому оклад определяем как для специалистов: без категории — 7-й тарифный разряд, ІІ категория — 8-й, I категория — 9-й, ведущий — 9-й, 10-й;

7 Приказ Минсемьямолодежьспорта «Об упорядочении условий оплаты труда работников бюджетных учреждений, заведений и организаций отрасли физической культуры и спорта» от 23.09.2005 № 2097.

• заведения соцзащиты (п.п. 2.2.21 Условий № 308/5198) — профессионалы (без категории, I, ІІ категории, ведущий). Оклад определяем в зависимости от категории: без категории — 7-й тарифный разряд, ІІ категория — 8-й, I категория — 9-й, ведущий — 10-й;

8 Условия оплаты труда работников заведений здравоохранения и учреждений социальной защиты населения, утвержденные совместным приказом МОЗ и Минтруда от 05.10.2005 № 308/519.

• заведения культуры (таблица 2 приложения 3 к приказу № 7459) — профессионалы (без категории, I, ІІ, ІІІ категории, ведущий). Оклад определяем в зависимости от категории: без категории — 6-й тарифный разряд, ІІІ категория — 7-й, ІІ категория — 7-й, 8-й, I категория — 8-й, 9-й, ведущий — 10-й.

9 Приказ Минкультуры «Об упорядочении условий оплаты труда работников культуры на основе Единой тарифной сетки» от 18.10.2005 № 745.

Можно ли оформить специалиста по публичным закупкам по совмещению? Давайте выясним.

Совмещение профессий (должностей) — это выполнение работником вместе со своей основной работой, предусмотренной трудовым договором, дополнительной работы по другой профессии (должности). Такая дополнительная работа по другой профессии (должности) осуществляется в пределах рабочего времени по основному месту работы. За выполнение такой дополнительной работы начисляется доплата в размере до 50 % должностного оклада по основной должности на основании п. 3 постановления № 1298.

Однако такой вид выполнения работ возможен только при условии наличия в штатном расписании учреждения вакантной должности специалиста по публичным закупкам. Например, вы ввели такую должность, но кандидата на нее так и не нашли. В таком случае обязанности по этой должности вы возлагаете на штатных работников учреждения с установлением доплаты в размере до 50 % должностного оклада по основной должности.

ОМС и госслужба

Заниматься закупками и занимать соответствующую должность в ОМС и на госслужбе должно должностное лицо (см. письмо № 3304). Напомним: перечень должностных лиц ОМС содержат приложения 48 — 53 к постановлению № 268, а должностных лиц госслужбы — Схема должностных окладов, утвержденная постановлением № 15.

Имейте в виду: профессиональное название должности «специалист по публичным закупкам» не подходит для ОМС и госслужбы. Поэтому для них следует ориентироваться на профессиональное название работы «специалист государственной службы (местного самоуправления)» (профессиональная группировка 2419.3 «Профессионалы государственной службы и местного самоуправления»). От этой должности можно образовывать производные названия должностей (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2020, № 19, с. 29).

Итак, должность в штатном расписании можно прописать, например, так: «специалист по проведению публичных закупок». Оклад для такого работника будет определяться как и для аналогичных категорий работников ОМС или госслужбы. В ОМС, например, специалист без категории, I, ІІ категории, ведущий, главный (приложения 48 — 53 к постановлению № 268). А для специалистов госслужбы (без категории, ведущий, главный) оклады определены постановлением № 15.

Заключаем трудовой договор (контракт)

Этот способ является целесообразным для заказчиков при необходимости проведения сложных или специфических закупок, для осуществления которых целесообразно привлечь соответствующего специалиста в конкретной сфере. Он предусматривает, что УЛ должно находиться с заказчиком в трудовых отношениях.

ВАЖНО!

Нельзя назначить УЛ путем заключения с ним договора гражданско-правового характера (ч. 4 ст. 11 Закона № 922)

Трудовой договор заключается учреждением в соответствии с нормами трудового законодательства с лицом, которое не относится к штатным работникам учреждения. Такой договор может заключаться на установленный или неопределенный срок по согласованию заказчика и УЛ или на время организации и проведения закупок.

Контракт — это особая форма трудового договора. В соответствии со ст. 24 КЗоТ он заключается в письменной форме и подписывается работодателем и работником, которого принимают (нанимают) на работу.

Условия оплаты труды работников, с которыми заключается контракт, определяются по соглашению сторон. Размер выплат не может быть меньше предусмотренного действующим законодательством и зависит от выполнения условий контракта.

А вообще при необходимости заказчик может одновременно использовать несколько способов для назначения УЛ. Например, ввести в штат на постоянной основе должность специалиста по публичным закупкам и при необходимости привлечь по трудовому договору (контракту) еще одно лицо.

Будз Владимир

Бюджетная бухгалтерия, декабрь, 2021/№ 45

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы уведомить нас об этом



Комментарии
0
Какая удача - вы можете стать первым, кто прокомментирует этот материал.
Оставить комментарий:
Для того, щоб роздрукувати текст необхідно авторизуватись або зареєструватись
Дякуємо, що читаєте нас Увійдіть і читайте далі