Информация по теме "" | Публикации по тегу
13.12.21
403 0
Распечатать
Избранное

Учащийся с особыми потребностями: свободный график и инклюзивная доплата

Система инклюзивного образования в нашей стране стремительно развивается. Нормативную базу совершенствуют. Но, как всегда, на практике возникает куча вопросов.

Руку помощи протягивают специалисты МОН. Сегодня рассмотрим их ответ на следующий вопрос: как выплачивать доплату за работу в инклюзивном классе, если ребенок с особыми образовательными потребностями (далее — ООП) посещает не все уроки?

Сначала напомним, какой класс является инклюзивным. То есть когда педагоги могут рассчитывать на доплату.

До 1 января 2022 года еще действует привычное определение (п. 8 Порядка № 872). Инклюзивным является класс, в котором обучается ребенок (дети) с ООП в количестве:

один — три ребенка из числа детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, сниженным зрением, слухом, легкими интеллектуальными нарушениями и т. п.;

не более двух лиц из числа детей слепых, глухих, с тяжелыми нарушениями речи и т. п.;

не более одного ребенка со сложными нарушениями развития.

А вот с 01.01.2022 заработает новый порядок организации инклюзивного обучения в ЗОСО. Детали — в журнале «Бюджетная бухгалтерия», 2021, № 37, с. 3.

Внешне подход к инклюзии немного изменится. Главное отличие — введение пяти уровней поддержки детей. Однако, по сути, будем иметь дело с теми же правилами. Например, инклюзивный класс создается при наличии учащихся, нуждающихся во втором — пятом уровнях поддержки. При этом так же количество учащихся с ООП в инклюзивном классе — от одного до трех.

Теперь перейдем к инклюзивной доплате. На схеме приводим главные правила ее установления.

Главные правила установления инклюзивной доплаты

А теперь обсудим озвученный в начале вопрос об установлении доплаты в случае, когда ребенок посещает не все уроки.

Обратите внимание: здесь речь идет не о том случае, когда учащийся болеет или временно отсутствует по другим причинам. С этим мы разобрались, рассматривая правило 5 (см. схему).

Здесь дело в другом: для учащегося с ООП по заключению инклюзивно-ресурсного центра разрабатывают индивидуальную программу развития. Это соответствующим образом отражается на учебном плане учащегося. В частности, для него могут изъять определенные предметы. То есть в течение учебного года учащийся с ООП вообще не посещает занятия, например, по иностранному языку, трудовому обучению, физической культуре.

Но в целом класс все равно остается инклюзивным, ведь в нем обучается ребенок с ООП. Не так ли? Действительно, так и есть. Получается, опять же следует руководствоваться упомянутым правилом 5 и выплачивать учителям иностранного языка, трудового обучения и физкультуры инклюзивную доплату. Вроде бы все в соответствии с буквой закона. Но как-то несправедливо. Ведь фактически эти педагоги не участвуют в учебном процессе ребенка с ООП.

Именно поэтому специалисты МОН в комментируемом письме придерживаются такой позиции: если из учебного плана учащегося с ООП полностью изъяты определенные предметы, учителям этих предметов инклюзивная доплата не устанавливается. Конечно, это правило работает только при условии, что в этом классе нет других учащихся с ООП, посещающих их занятия.

Индивидуальное обучение

Рассматривая тему инклюзивного обучения, хотим обратить внимание на важный момент.

ВАЖНО!

Инклюзивное обучение ≠ индивидуальная форма получения образования

Заведения образования в соответствии с законодательством и своими учредительными документами могут организовывать получение образования по индивидуальной форме (экстернатной (экстернатом), семейной (домашней)), педагогическим патронажем. Для детей с ООП могут использовать семейную (домашнюю) форму получения образования или педагогический патронаж. Правила организации индивидуальной формы образования прописаны в Положении № 81.

1 Положение об индивидуальной форме получения полного общего среднего образования, утвержденное приказом МОН от 12.01.2016 № 8.

Возможна и такая ситуация: в класс зачислен учащийся с ООП, обучающийся по индивидуальной форме. Такой класс не является инклюзивным. Соответственно введение ставки ассистента учителя и установление инклюзивной доплаты будут нарушением законодательства. На это специалисты МОН указывали в своем письме от 30.08.2021 № 1/9-436.

Жиленко Екатерина

Бюджетная бухгалтерия, декабрь, 2021/№ 46

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы уведомить нас об этом



Комментарии
0
Какая удача - вы можете стать первым, кто прокомментирует этот материал.
Оставить комментарий:
Для того, щоб роздрукувати текст необхідно авторизуватись або зареєструватись
Дякуємо, що читаєте нас Увійдіть і читайте далі