Аукционы вернули да и не только...
*** Письмо Минэкономики от 17.05.2023 № 3323-04/22523-06.
Куда движутся закупки?
Главная причина изменений, внесенных в постановление № 1178, - постепенное приближение закупочных процедур, которые заказчики осуществляют в период действия военного положения, к конкурентным принципам. Прежде всего речь идет о возвращении к требованиям, предусмотренным Законом № 922*. К этой цели Кабмин движется постепенно, но настойчиво. Именно по этой причине обновленная редакция постановления № 1178 дополнена ссылками на терминологию Закона № 922 и отдельные нормы этого Закона.
* Закон Украины "О публичных закупках" от 25.12.2015 № 922-VIII.
Открытые торги - через аукцион!
Как и обещал Кабмин, в Prozorro вернули е-аукционы. А потому уже с 19.05.2023 для проведения открытых торгов с применением электронного аукциона должно быть подано не менее двух тендерных предложений.
При этом электронный аукцион проводит электронная система закупок (далее - ЭСЗ) в соответствии со ст. 30 Закона № 922. Это предусмотрено п. 35 постановления № 1178. А вот требования к проведению е-аукционов определены обновленными пп. 34 - 54 постановления № 1178.
Вместе с тем если на аукцион придет лишь один участник, открытые торги все равно состоятся. В таком случае ЭСО раскрывает всю информацию, указанную в тендерном предложении (кроме информации, определенной п. 40 постановления № 1178), но не проводит оценку такого тендерного предложения, а определяет такое тендерное предложение наиболее экономически выгодным. В свою очередь, заказчику останется лишь перейти к рассмотрению такого предложения и определить победителя.
Если же для участия в открытых торгах не будет подано ни одного тендерного предложения, заказчик, как и раньше, имеет право заключить прямой договор. Но помните: в таком случае обязательным является выполнение требований, предусмотренных п.п. 6 п. 13 постановления № 1178.
Другие изменения относительно открытых торгов
Среди других изменений, предусмотренных обновленной редакцией постановления № 1178, относительно проведения открытых торгов и е-каталога можно выделить несколько основных. Далее перечислим и кратко расскажем о них.
1. Урегулирован вопрос об обеспечении тендерного предложения и обеспечении выполнения договора о закупке. Об этом свидетельствует абз. 6 - 9 п. 3 постановления № 1178.
2. Условия договора о закупке не должны отличаться от содержания тендерного предложения победителя, в т. ч. по результатам электронного аукциона, кроме случаев, предусмотренных п. 18 постановления № 1178.
3. Отныне объявление о проведении открытых торгов должно содержать информацию, определенную ч. 2 ст. 21 Закона № 922, с учетом постановления № 1178. Очевидно, речь идет о нормах п. 27 постановления № 1178.
4. Требование о раскрытии тендерных предложений, учитывая требования ст. 28 Закона № 922, снова действует.
5. Рассмотрение тендерного предложения заказчиками теперь должно осуществляться с учетом ст. 29 Закона № 922. В то же время заказчики должны обратить внимание на исключения, предусмотренные п. 36 постановления № 1178, и применять эти требования с учетом положений п. 43 этого постановления.
6. Заказчик самостоятельно по результатам рассмотрения тендерного предложения участника подтверждает в ЭСО отсутствие у участника оснований, определенных пп. 1 и 7 п. 47 постановления № 1178. И не удивляйтесь, такие полномочия заказчика определены предпоследним абзацем п. 47 постановления № 1178. Для этого в ЭСЗ предусмотрен соответствующий функционал. Таким образом, во время квалификации заказчик может ставить отметки о применении пп. 1 и 7 п. 47 постановления № 1178.
7. Кабмин откорректировал требования по применению 24 часов на устранение несоответствия в информации и/или документах, предоставленных участником процедуры закупки. Имеем в виду обновленный п. 43 постановления № 1178.
Учитывая актуальность этого вопроса, Минэкономики в своем письме подчеркнуло: такое исправление не должно приводить к изменению предмета закупки, предложенного участником (наименование товара, марки, модели и т. п.). При таких условиях заказчик размещает сообщение с требованием об устранении таких несоответствий в ЭСО.
Вместе с тем не подлежит исправлению случай отсутствия информации и/или документов о технических и качественных характеристиках предмета закупки, предложенного участником в его тендерном предложении. Ведь при отсутствии документов с необходимой информацией установить соответствие требованиям не представляется возможным.
Запрет на заключение договоров о закупке
Запрет (мораторий) в отношении отношений с участием лиц, связанных с государством-агрессором, продолжает действовать. Но сейчас Кабмин предусмотрел исключения из этого ограничения. Так, это касается случаев, когда активы в установленном законодательством порядке переданы в управление Национальному агентству по вопросам выявления, розыска и управления активами, полученными от коррупционных и других преступлений.
Как осуществлять закупки за грантовые средства?
Кабмин уточнил порядок осуществления закупок за грантовые средства.
Так, закупку товаров (работ, услуг) за средства кредитов (займов, грантов), предоставленных в соответствии с международными договорами Украины Международным банком реконструкции и развития, Международной финансовой корпорацией, Многосторонним агентством по гарантированию инвестиций, Международной ассоциацией развития, Европейским банком реконструкции и развития, Европейским инвестиционным банком, Северным инвестиционным банком, а также другими международными валютно-кредитными организациями, заказчики осуществляют прежде всего в соответствии с постановлением № 1178. Вместе с тем необходимо учесть дополнительные требования и условия, одобренные соответствующей организацией.
Главное условие - если возможность применения законодательства Украины в сфере публичных закупок предусмотрена правилами и процедурами таких организаций.
Когда можно проводить открытые торги БЕЗ аукциона?
Кабмин разрешил проводить открытые торги без использования е-аукциона. Об этом свидетельствует обновленный п. 37 постановления № 1178. При этом этой нормой предусмотрена необходимость обоснования такого решения заказчиком.
Однако постановлением № 1178 не определены конкретные требования по обоснованию причин для непроведения аукциона. Такое решение заказчик принимает самостоятельно в зависимости от обстоятельств, в которых он находится, или потенциальных рисков.
Для практической реализации такой возможности в ЭСЗ разработан функционал, который позволит заказчикам выбирать - проводить закупки с аукционом или без.
Технически это будет реализовано так:
- по умолчанию закупка будет создаваться с аукционом;
- при создании закупки необходимо поставить соответствующую отметку о непроведении аукциона и оформить соответствующее обоснование;
- если заказчик не поставил отметку, закупка будет создана с аукционом.
Прямые договоры от 100 тыс. грн: есть ли изменения?
Как и раньше, заказчики могут заключать прямые договоры в случае приобретения определенных товаров, работ и услуг, стоимость которых превышает пороговые ограничения для проведения открытых торгов и применения е-каталогов. Имеем в виду приобретение товаров и услуг стоимостью свыше 100 тыс. грн, услуг по текущему ремонту - свыше 200 тыс. грн и работ - свыше 1,5 млн грн. Перечень таких исключений приведен в п. 13 постановления № 1178.
Заметим: на этот раз Кабмин оставил перечень таких случаев неизменным. То есть как было, так и осталось 15 пунктов. Вместе с тем в некоторые из них внесены незначительные корректировки. Поэтому при заключении прямых договоров внимательно их пересмотрите.
Какие закупки подлежат мониторингу?
Кабмин постановлением № 471 расширил полномочия Госаудитслужбы по проведению мониторинга в закупочной сфере.
Так, уже с 19.05.2023 Госаудитслужба и ее межрегиональные территориальные органы имеют полномочия осуществлять мониторинг не только процедур закупок (т. е. открытых торгов и е-каталога), но и закупок, по которым в ЭСЗ заказчики обнародуют отчет о договоре о закупке, заключенном без применения ЭСЗ.
Следовательно, отныне под мониторинг попадают и закупки, по которым заключены прямые договоры без применения открытых торгов и е-каталога.
Что не изменилось?
Некоторые закупочные нормы и правила Кабмин оставил без изменений. Среди важнейших из них следующие:
1) заказчики осуществляют закупки с применением открытых торгов и е-каталога Prozorro Market. Кстати, Минэкономики в своем письме обратил внимание: применение переговорной процедуры закупок постановлением № 1178 не предусмотрено;
2) неизменными оставлены стоимостные пре делы для проведения открытых торгов и применения е-каталога. Определение таких пределов приведено в п. 10 постановления № 1178;
3) перечень случаев, когда стороны имеют право изменить существенные условия договора о закупке, изменений не претерпел. Исчерпывающий перечень таких случаев приведен в п. 19 постановления № 1178;
4) оставлены без изменений требования к отчетности о закупках, а также сроки обнародования соответствующих документов;
5) при осуществлении закупки стоимостью до 50 тыс. грн заказчик не обна родует отчет о договоре о закупке, заключенном без ЭСО. Как и раньше, обнародовать нужно только годовой план закупок;
6) неизменным остался перечень случаев, когда договор о закупке является ничтожным(п. 21 постановления № 471);
7) требования по локализации производства товаров продолжают действовать. Поэтому при осуществлении закупок заказчики должны и в дальнейшем применять нормы п.61 разд. Х "Заключительные и переходные положения" Закона № 922.
Что делать с закупками, объявленными до 19.05.2023?
При решении этого вопроса руководствуемся основным правилом: нормативно-правовые акты не имеют обратного действия во времени, кроме случаев, когда они смягчают или отменяют ответственность лица.
Учитывая это, если заказчик начал закупку до 18.05.2023 (включительно), он должен руководствоваться редакцией постановления № 1178, действовавшей на тот момент. То есть следует придерживаться требований того нормативного документа, на основании которого была начата соответствующая закупка. Ну, и конечно, если вы заключили договор по постановлению № 1178 до 18.05.2023, его ни в коем случае не стоит расторгать.
А вот если закупка начата после 19.05.2023, следует ориентироваться на обновленную редакцию постановления № 1178. Соответственно тендерная документация и заключенные договоры по таким закупкам должны быть оформлены уже с учетом вышеупомянутых изменений.
Выводы
- Закупки, начатые до 18.05.2023 (включительно), отменять не нужно.
- Начиная с 19.05.2023 следует проводить открытые торги с применением е-аукциона.
- Госаудитслужба получила полномочия на проведение мониторинга закупок, по которым заказчики обнародуют отчет о договоре о закупке, заключенном без применения ЭСЗ.