Открытые торги - без аукциона
Открытые торги проводим БЕЗ аукционов
Одна из основных закупочных процедур - открытые торги - претерпела существенные изменения. Фактически открытые торги теперь будут проходить без аукциона. Соответственно вместо ранее применяемого трехраундового аукциона закупочное сообщество перешло на "нулевой раунд" аукциона.
Вследствие этого уже на таком "нулевом этапе" рассмотрения тендерных предложений все шансы выиграть имеет участник, который предложил самую низкую цену на необходимый предмет закупки. И именно такой участник должен быть признан победителем открытых торгов.
ВНИМАНИЕ!
Изменения в постановление № 1178 вступили в силу с 03.01.2022
Далее рассмотрим основные обновленные требования к проведению открытых торгов, о которых следует помнить заказчикам.
Правило 1. Закупки через Prozorro не отменены
Как и раньше, на период действия военного положения заказчики осуществляют закупки товаров, работ и услуг с учетом требований постановления № 1178. При этом в арсенале заказчиков есть две закупочные процедуры - открытые торги и е-каталог Prozorro Market.
Правило 2. Аукционы через Prozorro отменены временно
Изменения, внесенные в постановление № 1178, введены временно - на шесть месяцев, и ни в коем случае не связаны с датой отмены военного положения. Впрочем, Кабмин готов вернуть аукционы к открытым торгам сразу, как только ситуация с энергетикой станет более прогнозируемой и стабильной.
Одновременно с возвращением аукционов заработают и пп. 2, 8,10 и 12 изменений, утвержденных постановлением № 1495, то есть через шесть месяцев - с 03.07.2023. Запомните эту дату!
Правило 3. Аукционы, объявленные до 03.01.2023, завершаем по-старому
Если объявление о проведении открытых торгов было обнародовано до 03.01.2023, такую процедуру проводим по старым правилам. То есть для таких открытых торгов заказчики применяют трехраундовый аукцион по общим правилам, прописанным в постановлении № 1178 (в редакции, действовавшей до 03.01.2023).
Правило 4. Изменять цену нельзя
При подаче тендерного предложения предложенная цена является окончательной и не может быть снижена при проведении открытых торгов. Поэтому участникам следует подавать предложение с такой ценой, которая позволит выиграть закупку.
Правило 5. Тендерную документацию следует обновить
Открытые торги, которые заказчики проводят с 03.01.2022, следует осуществлять по новым правилам. Но чтобы не допустить ошибок еще на этапе планирования закупки, следует принять во внимание сроки проведения открытых торгов.
Прежде всего для этого следует пересмотреть тендерную документацию с учетом обновленных требований постановления № 1178, а именно:
- открытые торги проводятся без применения электронного аукциона(п. 35 постановления № 1178). Поэтому такой этап, как проведение аукциона, необходимо исключить из тендерной документации;
- наличие определения аномально низкой цены тендерного предложения. Определение такой цены должно соответствовать тому, что приведено в п. 2 постановления № 1178;
- кроме цены, могут применяться другие критерии оценки(п. 37 постановления № 1178). В таком случае в тендерной документации заказчик должен определить их стоимостный эквивалент или удельный вес таких критериев в общей оценке тендерных предложений. Но будьте внимательны: удельный вес ценового критерия не может быть ниже 70 %;
- основания для отклонения тендерного предложения должны соответствовать п. 41 постановления № 1178.
Рассмотрим в таблице ниже, из каких этапов состоят отрытые торги, которые заказчики проводят с 03.01.2022.
Обновленный алгоритм открытых торгов
Этап |
Действия заказчика |
|
№ |
название |
|
1 |
Планирование закупки |
Закупку осуществляют на основании имеющейся потребности или в случае плановой потребности следующего года (плановых потребностей следующих периодов). Запланированную закупку включают в годовой план. Годовой план закупок и изменения к нему обнародуют в течение пяти рабочих дней со дня утверждения |
2 |
Объявление о проведении открытых торгов, тендерная документация |
Объявление о проведении открытых торгов вместе с тендерной документацией заказчик должен обнародовать не позднее чем за семь дней до конечного срока подачи тендерных предложений |
3 |
Подача тендерных предложений |
Тендерные предложения имеют право подавать все заинтересованные лица. Но! Каждый участник имеет право подать только одно тендерное предложение. Изменения в тендерную документацию и разъяснения к ней (при наличии) обнародуют в течение одного дня со дня принятия решения |
4 |
Раскрытие и оценка тендерных предложений |
Раскрытие тендерных предложений электронная система закупок (далее - ЭСЗ) осуществляет автоматически сразу после окончания срока для подачи тендерных предложений. Протокол раскрытия тендерных предложений формируется и публикуется ЭСЗ автоматически в день раскрытия тендерных предложений. Оценку тендерных предложений ЭСО проводит автоматически на основе критериев и методики оценки, определенных заказчиком в тендерной документации, путем определения тендерного предложения наиболее экономически выгодным. Также заказчики могут применять неценовые критерии(п. 37 постановления № 1178). Аномально низкую цену ЭСО определяет автоматически при наличии не менее двух участников, подавших свои тендерные предложения по предмету закупки или его части (лота). Заказчик рассматривает тендерное предложение, определенное наиболее экономически выгодным, относительно его соответствия требованиям тендерной документации. Участник процедуры закупки, который предоставил наиболее экономически выгодное тендерное предложение, которое является аномально низким, должен предоставить в течение одного рабочего дня со дня определения наиболее экономически выгодного тендерного предложения обоснование в произвольной форме относительно цен или стоимости соответствующих товаров, работ или услуг тендерного предложения. Срок рассмотрения тендерного предложения, признанного по результатам оценки наиболее экономически выгодным, не должен превышать пяти рабочих дней со дня его определения таковым. В то же время срок рассмотрения предложения может быть аргументированно продлен заказчиком до 20 рабочих дней |
5 |
Определение победителя |
По результатам рассмотрения и оценки тендерного предложения заказчик определяет победителя процедуры закупки и принимает решение о намерении заключить договор о закупке. Сообщение о намерении заключить договор ЭСЗ автоматически формирует в течение одного дня с даты обнародования заказчиком решения об определении победителя процедуры закупки |
6 |
Заключение договора |
С победителем, от которого получено подтверждение о намерении заключить договор, заказчик заключает договор. Такой документ заказчик заключает со дня обнародования в ЭСЗ уведомления о намерении заключить договор о закупке в срок: - не ранее чем через пять дней; - не позднее чем через 15 дней. В определенных случаях срок заключения договора может быть продлен до 60 дней. Главная задача заказчика - правильно обосновать и оформить такое решение. Заказчик должен обнародовать заключенный договор о закупке и все приложения к нему в ЭСЗ в течение трех рабочих дней со дня его заключения |
7 |
Внесение изменений в договор |
Заказчики могут вносить изменения в договор о закупке в случаях, предусмотренных п. 19 постановления № 1178. Уведомление о внесении изменений в договор о закупке и изменения к договору заказчик обнародует в течение трех рабочих дней со дня внесения таких изменений |
8 |
Обнародование отчета о выполнении договора |
Открытые торги завершают обнародованием отчета о выполнении договора о закупке. Такой отчет необходимо обнародовать в течение 20 рабочих дней со дня выполнения сторонами договора о закупке или окончания срока действия договора, при условии его выполнения сторонами, или его расторжения. Если товар подлежит локализации, то заказчик вместе с отчетом обнародует фактическую калькуляцию себестоимости такого товара |
Ограничения по обнародованию и раскрытию информации
Кабмин ввел послабления относительно обнародования и раскрытия определенной информации.
Во-первых, заказчикам разрешено не публиковать информацию о своем местонахождении в годовом плане закупок, если распространение такой информации несет риски для его безопасности. Но будьте внимательны: это касается заказчиков, которые заключают договор на основании пп. 11 и 13 постановления № 1178 (ср. USER_SHOW_ID).
Во-вторых, во время раскрытия и оценки тендерных предложений не подлежит раскрытию информация, которая обоснованно определена участником как конфиденциальная, в т. ч. информация, содержащая персональные данные.
Какая информация может быть конфиденциальной? Любая информация об участнике, которая не касается информации об:
- предложенной цене;
- других критериях оценки;
- технические условия;
- технические спецификации;
- документы, подтверждающие соответствие квалификационным критериям в соответствии со ст. 16 Закона № 922*;
*Закон Украины "О публичных закупках" от 25.12.2015 № 922-VIII.
- документы, подтверждающие отсутствие оснований, установленных ст. 17 Закона № 922.
Впрочем, заказчик, орган обжалования и Госаудитслужба имеют доступ в ЭСЗ к информации, которая определена участником процедуры закупки конфиденциальной. Поэтому эта информация недоступна для ознакомления всем другим лицам.
Очередное послабление по локализации
Перечень товаров, которые бюджетные учреждения могут закупить без соблюдения требований по степени локализации, расширен. Так, кроме ранее предусмотренных п. 3 постановления № 1178, в этот перечень добавлены товары, которые заказчики закупают для нужд ВСУ, других военных формирований, правоохранительных органов по их запросу с последующей передачей таких товаров на учет запрашивающего.
Как видим, на этот раз ослабление требований по локализации касается не конкретных товаров, а зависит от того, для каких нужд заказчик осуществляет их закупку.