Планируем капремонт: как определить предмет закупки?
Закупка капитального ремонта - дело довольно хлопотное. Поэтому при решении этого вопроса необходимо учесть все нюансы.
Определяем предмет закупки
Во-первых, капитальный ремонт с позиции закупочного законодательства является разновидностью работ.
Так, именно к работам относятся(п. 27 ч. 1 ст. 1 Закона № 922*): разработка проектной документации на объекты строительства, научно-проектной документации на реставрацию памятников архитектуры и градостроительства, строительство новых, расширение, реконструкция, капитальный ремонт и реставрация существующих объектов и сооружений производственного и непроизводственного назначения, работы по строительству объектов с разработкой проектной документации, работы по нормированию в строительстве, геологоразведочные работы, техническое переоснащение действующих предприятий и сопроводительные работам услуги, в т. ч. геодезические работы, в т. ч. ч. геодезические работы, бурение, сейсмические исследования, аэро- и спутниковая фотосъемка и другие услуги, которые включают в сметную стоимость работ (если стоимость таких услуг не превышает стоимости самих работ).
* Закон Украины "О публичных закупках" от 25.12.2015 № 922-VIII.
Во-вторых, при закупке работ предмет закупки следует определять с учетом особенностей, предусмотренных Порядком № 708*. В частности, предмет закупки работ определяют по объектам строительства и с учетом ДСТУ Б.Д.1.1-1:2013**. Таково предписание п. 4 разд. I Порядка № 708.
* Порядок определения предмета закупки, утвержденный приказом Минэкономики от 15.04.2020 № 708.
К сожалению, в Порядке № 708 до сих пор есть упоминание о необходимости применения ДСТУ Б.Д.1.1-1:2013 при определении предмета закупки работ заказчиками. Тогда как этот документ утратил силу еще в 2021 году, а на смену ему пришли Сметные нормы*. Кстати, Минэкономики еще в начале 2023 года подготовило проект изменений в Порядок № 708. Но, как говорится, воз и ныне там.
* Сметные нормы Украины в строительстве, утвержденные приказом Минрегиона от 01.11.2021 № 281.
Вместе с тем Минэкономики в своем письме* сразу после принятия Сметных норм рекомендовал заказчикам при определении предмета закупки работ руководствоваться именно этим документом.
Таким образом, если заказчик имеет дело со строительными работами, ему стоит руководствоваться терминологией, приведенной в Сметных нормах. Так, к таким объектам строительства относятся: отдельный дом, здание, сооружение, линейный объект инженерно-транспортной инфраструктуры, а также их часть.
Учитывая это, закупку работ по капитальному ремонту следует определять по каждому зданию отдельно. Соответственно предмет закупки работ по капремонту необходимо определять, исходя из общего объема работ, запланированных в этом здании. Это означает, что при формировании ожидаемой стоимости закупки следует суммировать все запланированные работы на соответствующем объекте (в случае читателя - это ремонт санузлов и замена окон).
И в-третьих, Порядком № 708 не предусмотрено, по какой конкретно цифре ДК 021:2015* заказчик должен определять предмет закупки работ по капитальному ремонту. Порядок содержит лишь упоминание о том, что предмет закупки указывают по каждому отдельному объекту строительства с учетом ДСТУ Б.Д.1.1-1:2013. Поэтому заказчик выбирает тот код ДК 021:2015, который больше всего подходит тому или иному предмету закупки.
Следовательно, предмет закупки по капремонту заказчик должен определять на основании общей ожидаемой стоимости таких работ в здании. А вот чего не следует делать ни в коем случае, так это разбивать такие работы на части и рассматривать их отдельные предметы закупки. И это не шутки, потому что такие действия заказчика стопроцентно будут расценены контролирующими органами как нарушение закупочного законодательства.
Выбираем процедуру закупки
Решить этот вопрос совсем не сложно. Общая ожидаемая стоимость работ по капремонту превышает 1,5 млн грн. А конкретно, в случае нашего читателя она составляет 1,9 млн грн (600 тыс. грн + 1,3 млн грн). Поэтому заказчику придется провести открытые торги с учетом требований постановления № 1178*.
В этом случае заказчику следует:
- во-первых, добавить такую закупку в годовой план. Этот документ необходимо обнародовать в электронной системе закупок в течение пяти рабочих дней со дня утверждения;
- во-вторых, провести открытые торги, определить победителя и заключить с ним договор о закупке с учетом требований постановления № 1178.