Прямые договоры от 100 тыс. грн: когда можно заключать?
Заказчики могут заключать прямые договоры в случае приобретения определенных товаров, работ и услуг, стоимость которых превышает пороговые ограничения для проведения открытых торгов и применения е-каталогов. Речь идет о случаях приобретения товаров и услуг стоимостью более 100 тыс. грн, услуг по текущему ремонту - более 200 тыс. грн и работ - более 1,5 млн грн без применения открытых торгов и/или е-каталога.
Перечень таких исключений приведен в п. 13 постановления № 1178. Недавно Кабмин существенно откорректировал перечень таких случаев и условия их применения. Приведем пояснения в таблице.
Случаи, когда можно закупить товары, работы и услуги через прямой договор
№ з/п |
Основание |
Условия применения |
1 |
Информация, которую необходимо обнародовать в объявлении о проведении открытых торгов и/или в тендерной документации, относится к информации с ограниченным доступом или ее разглашение во время действия военного положения может нести угрозу национальной безопасности и/или общественной безопасности и порядку. Также это касается случаев, когда обнародование информации в объявлении может нести угрозу безопасности объектов энергетической или газовой инфраструктуры и/или объектов электроэнергетики, и/или объектов разработки или добычи углеводородов |
Сейчас основание для заключения прямого договора должно быть связано с угрозой безопасности объектов инфраструктуры. При этом наличие такой угрозы требует соответствующего обоснования |
2 |
Заказчик или его обособленное подразделение находится на территории активных боевых действий, которые не были завершены на дату заключения договора о закупке |
Перечень территорий, на которых ведутся (велись) боевые действия или временно оккупированных Российской Федерацией, утвержденный приказом Минреинтеграции от 22.12.2022 № 309, содержит несколько разделов. В частности, в разд. I. "Территории, на которых ведутся (велись) боевые действия" отнесены территории: - возможных боевых действий; - активных боевых действий. Впрочем, заказчик имеет право заключить прямой договор в случае, если он находится именно на территории активных боевых действий. Если же заказчик находится на территории возможных боевых действий, эта норма его не касается. Обратите внимание: отныне заказчик может применять это основание, если боевые действия на территории его пребывания (пребывания его обособленного подразделения) не были завершены на дату заключения договора о закупке |
3 |
Заказчик не может соблюсти сроки проведения закупки с применением открытых торгов и/или е-каталога, если публичные закупки товаров, работ и услуг осуществляются для: - проведения мероприятий по мобилизации и гражданской защите; - строительства, реконструкции, капитального ремонта и обустройства мест проживания внутренне перемещенных и эвакуированных лиц; - строительства, реконструкции, капитального или текущего ремонта, обустройства защитных сооружений гражданской защиты, в т. ч. двойного назначения, простейших сооружений, укрытий; - подготовки к проведению отопительного сезона (кроме закупки энергоносителей) |
Сейчас заказчик должен документально подтвердить наличие обстоятельств для применения этого основания. Подробнее об этом читайте в наших материалах: - "Готовимся к отопительному сезону: как провести закупки?" (см. "Бюджетная бухгалтерия", 2022, № 34); - "Генератор для обустройства укрытия: как провести закупку?" (см. "Бюджетная бухгалтерия", 2022, № 45); - "Генераторы для "пунктов несокрушимости": закупаем правильно" (см. "Бюджетная бухгалтерия", 2022, № 45) |
4 |
Существует насущная необходимость в осуществлении закупки в связи с возникновением объективных обстоятельств, которые делают невозможным соблюдение заказчиком сроков для проведения закупки с применением открытых торгов и/или электронного каталога |
Для применения такого основания заказчик должен иметь соответствующие документы. По мнению Минэкономики1, это могут быть как внешние документы (например, поручения, заключения компетентных комиссий), так и внутренние документы заказчика (акты обследований, дефектные акты и т. п.) |
5 |
Работы, товары или услуги могут быть выполнены, поставлены или предоставлены исключительно определенным субъектом хозяйствования в одном из следующих случаев: - предмет закупки заключается в создании или приобретении произведения искусства или художественного исполнения; - заключение договора о закупке с победителем архитектурного или художественного конкурса; - отсутствие конкуренции по техническим причинам, которая должна быть документально подтверждена заказчиком; - необходимость защиты прав интеллектуальной собственности; - заключение договора о закупке с поставщиком "последней надежды" или с поставщиком универсальной услуги на поставку электрической энергии или природного газа |
Такое основание для заключения прямого договора хорошо знакомо заказчикам. Впрочем, для применения этих оснований заказчику также необходимо иметь документальное подтверждение |
6 |
Отменены открытые торги из-за неподачи ни одного тендерного предложения для участия в открытых торгах |
Сейчас для применения этого основания заказчик должен соблюдать следующие требования: - предмет закупки, его технические, количественные и качественные характеристики, проект договора о закупке, а также требования к субъекту, с которым заключается договор о закупке, НЕ должны отличаться от требований, определенных в тендерной документации (кроме требований, определенных п. 44 постановления № 1178); - сумма договора о закупке НЕ может превышать ожидаемую стоимость предмета закупки, указанную заказчиком в объявлении о проведении открытых торгов, отмененных из-за отсутствия достаточного количества участников процедуры закупки (участника процедуры закупки) |
7 |
После заключения договора о закупке у заказчика возникла необходимость в поставке дополнительного объема товара тем же поставщиком, если в случае смены поставщика заказчик будет вынужден приобрести товар с другими техническими характеристиками, что приведет к возникновению несовместимости, связанной с эксплуатацией и техобслуживанием, или в случае, когда такая закупка обусловлена изменениями в отраслевые стандарты в сфере здравоохранения |
Закупка дополнительного объема товара у того же поставщика может быть осуществлена в течение трех лет после заключения договора о закупке. При этом общая стоимость такой дополнительной поставки не должна превышать 50 % цены основного договора |
8 |
После заключения договора о закупке у заказчика возникла необходимость в закупке дополнительных работ или услуг, связанных с предметом закупки основного договора, у того же исполнителя работ / предоставителя услуг |
Возможность и условия выполнения таких дополнительных работ или предоставления услуг могут быть предусмотрены в основном договоре. Закупка дополнительных работ или услуг у того же исполнителя работ / предоставителя услуг может быть осуществлена в течение трех лет после заключения договора о закупке, если общая стоимость таких работ или услуг не превышает 50 % цены основного договора закупки |
9 |
Закупка услуг по адвокатской деятельности |
Субъекты предоставления таких услуг, разновидности правовой помощи и нотариальных действий определены Законом №50762 |
10 |
Закупка юридических услуг, связанных с защитой прав и интересов Украины, в т. ч. с целью защиты нацбезопасности и обороны при урегулировании споров, рассмотрении в зарубежных юрисдикционных органах дел с участием иностранного субъекта и Украины |
Преимущественно закупку таких услуг осуществляет МИД с целью надлежащей защиты прав и интересов Украины при разрешении международных споров с участием Украины. Механизм использования средств на закупку таких услуг определен Порядком №1823 |
11 |
Закупка услуг, необходимых для проведения спортивных мероприятий, спортивных соревнований, мероприятий по физической культуре и спорту, физкультурно-спортивной реабилитации, включенных в Единый календарный план физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий Украины |
Закупку таких услуг осуществляют на основании Единого календарного плана физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий Украины. Указанный документ Минмолодежьспорта утверждает ежегодно4 |
12 |
Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения функционирования объектов критической инфраструктуры |
Это основание для заключения прямого договора распространяется на объекты критической инфраструктуры, отнесенные к І или ІІ категории критичности согласно Порядку №11095. Заказчик может воспользоваться этим основанием только в случае невозможности соблюдения сроков для проведения закупки с применением открытых торгов и/или е-каталога. И этот факт также необходимо подтвердить документально |
13 |
Закупка товаров, работ и услуг для проведения мероприятий, направленных на обеспечение защиты объектов предприятий, учреждений и организаций электроэнергетического, ядерно-промышленного, угольно-промышленного и нефтегазового комплексов, а также для восстановления разрушенных или поврежденных вследствие вооруженной агрессии Российской Федерации таких объектов |
Это новое основание для заключения прямого договора. Обратите внимание: закупки товаров, работ и услуг для восстановления разрушенных или поврежденных вследствие вооруженной агрессии Российской Федерации касаются НЕ всех объектов, а только предприятий, учреждений и организаций электроэнергетического, ядерно-промышленного, угольно-промышленного и нефтегазового комплексов |
1 Письмо Минэкономики "Об изменениях, внесенных в порядок закупок в период военного положения" от 19.07.2022 № 3323-04/50213-06.
2 Закон Украины "Об адвокатуре и адвокатской деятельности" от 05.07.2012 № 5076-VI.
4 Единый календарный план физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий Украины на 2023 год, утвержденный приказом Министерства молодежи и спорта от 23.12.2022 № 5088.
При заключении прямых договоров по одному из оснований, предусмотренных п. 13 постановления № 1178, заказчик должен:
1) включить информацию о закупке в годовой план. Такой документ подлежит обнародованию;
2) обнародовать отчет о договоре о закупке, заключенном без использования электронной системы закупок. Срок обнародования такого отчета - 10 рабочих дней со дня заключения договора;
3) дополнительно обнародовать договор о закупке и все приложения к нему в случае заключения договора о закупке в соответствии с пп. 5 - 11, 14 п. 13 постановления № 1178. При этом заказчик должен обнародовать обоснование применения основания для осуществления закупки в соответствии с указанным пунктом.