Текущий ремонт дорог: определяем предмет закупки?
Как определить предмет закупки?
В описанной ситуации при определении предмета закупки ОМС, как заказчику, стоит обратить внимание на несколько важных моментов.
Во-первых, нужно правильно определить, к какому виду ремонта относятся запланированные работы относительно такого специфического объекта, как дороги. Собственно, необходимо определять: такие работы являются капитальным или текущим ремонтом. Для решения этого вопроса заказчику следует обратиться к ГБН Г.1-218-182:2011*.
Во-вторых, с позиции закупочного законодательства текущий ремонт любого объекта (недвижимого или движимого имущества) является разновидностью услуг. В частности, к ним относят: транспортные услуги, освоение технологий, научные исследования, научно-исследовательские или опытно-конструкторские разработки, медицинское и бытовое обслуживание, наем (аренда), лизинг, а также финансовые и консультационные услуги, текущий ремонт, текущий ремонт с разработкой проектной документации.
В-третьих, при закупке услуг по текущему ремонту предмет закупки определяем с учетом особенностей, предусмотренных Порядком № 708*. Так, предмет закупки услуг по текущему ремонту определяют по каждому отдельному дому, зданию, сооружению, линейному объекту инженерно-транспортной инфраструктуры согласно терминологии ДБН А.2.2-3:2014** и ГБН Г.1-218-182:2011.
*Порядок определения предмета закупки, утвержденный приказом Минэкономики от 15.04.2020 № 708.
При этом определение такого термина, как линейный объект инженерно-транспортной инфраструктуры, который является разновидностью объекта строительства, приведено в п. 3.9 разд. 3 ДБН А.2.2-3:2014. К таким объектам относятся наземные, надземные или подземные линейные объекты для передвижения людей, транспортных средств, грузов, перемещения жидких и газообразных продуктов, передачи электроэнергии и т.п.
Впрочем, в ситуации нашего читателя линейным объектом инженерно-транспортной инфраструктуры является каждая дорога (улица) соответствующего населенного пункта.
ВНИМАНИЕ!
При определении предмета закупки текущего ремонта дороги (улицы) ее не стоит делить на части
Учитывая это, закупку услуг по текущему ремонту, в т. ч. и ремонт дорог (улиц), заказчик должен определять по каждому линейному объекту инженерно-транспортной инфраструктуры, т. е. по каждой дороге (улице). Соответственно текущий ремонт каждой дороги (улицы) - это отдельный предмет закупки.
Поскольку у заказчика есть потребность осуществить текущий ремонт двух улиц, то они являются двумя разными линейными объектами инженерно-транспортной инфраструктуры, а следовательно - двумя разными предметами закупок.
И в-четвертых, Порядком № 708 не предусмотрено, по какой конкретно цифре ДК 021:2015* заказчик должен определять предмет закупки услуг по текущему ремонту. Порядок содержит лишь упоминание о том, что предмет закупки указывают по каждому отдельному объекту с учетом ДБН А.2.2-3:2014. Поэтому заказчик выбирает тот код ДК 021:2015, который больше всего подходит тому или иному предмету закупки. В ситуации читателя это будет два предмета закупки по коду ДК 021:2015 - 45233142-6 (Ремонт дорог).
Открытые торги или прямой договор?
Правила выбора процедуры закупки напрямую зависят от ожидаемой стоимости текущего ремонта каждого отдельного объекта (улицы). В ситуации, описанной в вопросе, ожидаемая стоимость текущего ремонта каждого объекта (улицы) - до 200 тыс. грн.
Это значит, что заказчик может заключить два прямых договора без применения электронной системы закупок (далее - ЭСЗ). И даже не сомневайтесь. Принять решение о заключении прямых договоров заказчику позволяет п. 11 Особенностей осуществления публичных закупок товаров, работ и услуг для заказчиков, предусмотренных Законом Украины "О публичных закупках", на период действия правового режима военного положения в Украине и в течение 90 дней со дня его прекращения или отмены, утвержденных постановлением КМУ от 12.10.2022 № 1178 (ср. USER_SHOW_ID).
При этом заказчику необходимо:
1) добавить такие закупки в годовой план. Такую информацию обнародуем в течение пяти рабочих дней со дня утверждения изменений в годовой план;
2) заключить прямые договоры на текущий ремонт;
3) обнародовать отчет о договоре о закупке, заключенном без использования ЭСО, по каждой закупке. Срок обнародования - 10 рабочих дней со дня заключения договора. А вот сам договор обнародовать не обязательно.