Информация по теме "" | Публикации по тегу
23.02.23
365 0
Распечатать
Избранное

Услуги по перезахоронению: по какому КПКВК осуществлять?

Реалии войны шокируют и одновременно диктуют свои требования к осуществлению расходов и на такие услуги. Предлагаем вместе разобраться, можно ли вообще проводить такие расходы из местного бюджета, и если да, то по каким кодам.

Услуги перезахоронения

Несмотря на всю жуткость ситуации, должны выяснить, как проводятся такие услуги и кто должен их оплачивать.

Исходя из ст. 239 УПК* эксгумация - это следственное (розыскное) действие, которое заключается в извлечении трупа из известного места захоронения в земле или в другом месте с целью его осмотра и судебно-медицинского исследования.

*Уголовный процессуальный кодекс Украины от 13.04.2012 № 4651-VI.

Эксгумация трупа осуществляется по постановлению прокурора.

При этом выполнение постановления возлагается на должностных лиц органов местного самоуправления (далее - ОМС). Это четко определено в ч. 1 ст. 239 УПК.

Поэтому именно ОМС должен заниматься вопросами проведения такой процедуры по постановлению прокурора.

Перезахоронение останков умерших допускается в исключительных случаях по решению исполнительного органа сельского, поселкового, городского совета. Основанием для этого может служить письменное обращение лица, осуществившего захоронение, заключение органа санитарно-эпидемиологической службы, врачебное свидетельство о смерти, разрешение исполнительного органа соответствующего местного совета на захоронение останков на другом кладбище. Таково предписание ст. 21 Закона № 1102*.

*Закон Украины "О погребении и похоронном деле" от 10.07.2003 № 1102-IV.

Также перезахоронение останков умерших может осуществляться в других случаях согласно законодательству Украины.

Ситуация же нашего читателя как раз и является тем самым другим случаем, когда перезахоронение осуществляется по постановлению прокурора.

Процесс перезахоронения включает в себя два этапа: эксгумацию и последующее захоронение.

При этом услуги, связанные с организацией захоронения и обустройством места захоронения, являются ритуальными услугами.

В свою очередь, ритуальные услуги могут включать в себя услуги, связанные с организацией погребения и обустройством места погребения, в т. ч. организация похорон, бальзамирование, санитарная и косметическая обработка трупов; погребение и перезахоронение; услуги крематориев; уход за могилой; изготовление гробов и т. п.

Расходы на ритуальные услуги в условиях военного положения: возможно ли?

Теперь выясним, может ли вообще ОМС проводить расходы на эксгумацию, перевозку и захоронение трупа и в какую очередь. Для этого традиционно обратимся к нормам Порядка № 590*.

*Порядок выполнения полномочий Государственной казначейской службой в особом режиме в условиях военного положения, утвержденный постановлением КМУ от 09.06.2021 № 590.

Так, п. 19 Порядка № 590 предусмотрено проведение во вторую очередь расходов на:

- оплату ритуальных услуг (в частности услуг по перевозке, погребению, доставке тел умерших в морги и бюро судебно-медицинской экспертизы);

- приобретение предметов ритуальной принадлежности;

- оплату услуг по содержанию мест погребения.

Причем такие расходы можно проводить как за средства общего, так и за средства специального фонда.

И как мы с вами уже выяснили, указанные в вопросе услуги относятся к ритуальным услугам. Поэтому ОМС вполне могут запланировать и осуществить расходы на оплату этих услуг во вторую очередь.

Применение КПКВК

На местном уровне может быть принята соответствующая местная программа, которая будет четко определять категории населения, которые могут быть похоронены за счет средств соответствующего местного бюджета.

Возможность принятия такой местной программы предусмотрена п. 22 ч. 1 ст. 26 Закона № 280*.

*Закон Украины "О местном самоуправлении" от 21.05.97 № 280/97-ВР.

Так, к исключительной компетенции сельских, поселковых, городских советов относится утверждение программ социально-экономического и культурного развития соответствующих административно-территориальных единиц, целевых программ по другим вопросам местного самоуправления.

В то же время возможность ее финансирования за счет средств местных бюджетов предусмотрена п. 21 ч. 1 ст. 91 БКУ (ср. USER_SHOW_ID).

Следовательно, местные программы должны быть утверждены решением соответствующего местного совета.

При этом имейте в виду: в период действия военного положения существуют некоторые послабления на этот счет, предусмотренные постановлением № 252*.

*Постановление КМУ "Некоторые вопросы формирования и выполнения местных бюджетов в период военного положения" от 11.03.2022 № 252.

В частности, в условиях военного положения ОМС, их исполнительные органы, местные госадминистрации, военно-гражданские администрации продолжают осуществлять бюджетные полномочия(п.п. 1 п. 1 постановления № 252).

Также право утверждать местные (целевые) программы (вносить в них изменения) с соблюдением требований ст. 91 БКУ предоставлено военным администрациям населенных пунктов, районным и Киевской городской военной администрации(п.п. 2 п. 1 постановления № 252).

Все расходы местных бюджетов должны найти свое отражение в бюджетных программах. И для этого должны определить КПКВК. Поэтому обратимся к требованиям приказа № 793*.

* ПриказМинфина "Об утверждении составляющих программной классификации расходов и кредитования местного бюджета" от 20.09.2017 № 793.

Расходы местных бюджетов на погребение разных слоев населения, предусмотренных вышеуказанной программой, могут осуществляться по КПКРК 3242 "Прочие мероприятия в сфере социальной защиты и социального обеспечения".

Если же речь идет о погребении, например, замученного участника боевых действий, то указанные расходы следует планировать и проводить по КПКРК 3090 "Расходы на погребение участников боевых действий и лиц с инвалидностью вследствие войны".

Применение КЭКР

Выбирая КЭКР, как всегда, исходим из экономической сущности платежа и предписаний Инструкции № 333*.

*Инструкция по применению экономической классификации расходов бюджета, утвержденная приказом Минфина от 12.03.2012 № 333.

Расходы на оплату ритуальных услуг следует планировать и осуществлять по КЭКР 2240 "Оплата услуг (кроме коммунальных)".

И даже если ритуальные услуги будет предоставлять коммунальное предприятие (далее - КП), созданное ОМС, в применении КЭКР это ничего не меняет. В таком случае также следует применять именно КЭКР 2240. КП будет выступать предоставителем услуг, а совет (исполком, военная администрация) - заказчиком таких услуг.

Подробнее об этом - в материале "Погребение погибших воинов: какой КПКВК и КЭКР применить?" // "Бюджетная бухгалтерия", 2022, № 44.

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы уведомить нас об этом
Журнал «Бюджетна бухгалтерія»



Комментарии
0
Какая удача - вы можете стать первым, кто прокомментирует этот материал.
Оставить комментарий:
Для того, щоб роздрукувати текст необхідно авторизуватись або зареєструватись
Дякуємо, що читаєте нас Увійдіть і читайте далі