Информация по теме "" | Публикации по тегу
03.05.23
513 0
Распечатать
Избранное

Закупка работ по капремонту: планируем и проводим

Закупка работ по капитальному ремонту - одна из самых сложных операций для заказчиков. Прежде всего это обусловлено тем, что такой ремонт проводится в несколько этапов, каждый из которых имеет определенные особенности и урегулирован рядом нормативно-правовых актов. На что именно стоит обратить внимание при планировании таких закупок, расскажем в нашем материале.

Капремонт - разновидность работ

В такой ситуации заказчик имеет дело с закупкой работ. Ведь с позиции закупочного законодательства(п. 27 ч. 1 ст. 1 Закона № 922*) к работам, среди прочего, относятся, в частности: разработка проектной документации на объекты строительства, капитальный ремонт и реставрация существующих объектов и сооружений производственного и непроизводственного назначения, а также сопроводительные работам услуги (если стоимость таких услуг не превышает стоимости самих работ).

* Закон Украины "О публичных закупках" от 25.12.2015 № 922-VIII.

Как видим, законодатель отнес к категории "работы" не только непосредственно проведение самих работ по капремонту, но и ряд других работ, которые являются его неотъемлемой частью. В частности, это разработка проектной документации на объект капремонта и сопроводительные услуги, включенные в сметную стоимость таких работ. Главное условие - стоимость таких услуг не должна превышать стоимости самих работ.

Подробнее о закупке разработки проектно-сметной документации (далее - ПСД) на объект, требующий капремонта, и сопроводительных услугах расскажем далее.

Впрочем, еще на этапе планирования таких работ заказчик должен четко понимать: если сопутствующие услуги (например, услуги по экспертизе ПСД или услуги по технадзору) включены в сметную стоимость работ по капремонту объекта, такие услуги являются работами в понимании Закона № 922. А это значит, что в зависимости от ожидаемой стоимости таких сопутствующих услуг заказчик применяет процедуру открытых торгов с учетом требований постановления № 1178* или заключает прямой договор - если их стоимость не превышает 1,5 млн грн.

* Особенности осуществления публичных закупок товаров, работ и услуг для заказчиков, предусмотренных Законом Украины "О публичных закупках", на период действия правового режима военного положения в Украине и в течение 90 дней со дня его прекращения или отмены, утвержденные постановлением КМУ от 12.10.2022 № 1178.

В то же время капремонт объекта и сопроводительные услуги по такому объекту - это разные виды работ в понимании Закона № 922. Соответственно это будут разные предметы закупок, хотя заказчик и будет определять их по одному и тому же объекту капремонта. А чтобы вы не ошиблись при определении предмета закупки, далее подскажем, какой код определить для закупки таких работ по ДК 021:2015*.

* Национальный классификатор Украины "Единый закупочный словарь ДК 021:2015", утвержденный приказом Минэкономики от 23.12.2015 № 1749.

Закупка капремонта: из каких этапов состоит?

Этап 1. Закупка работ по разработке ПСД

Проведение капитального ремонта предусматривает обязательное наличие ПСД.

Зачем нужна ПСД при капремонте? В ней указывают объем и содержание работ, требования к их проведению. Например, определяют потребность в кадрах, строительных материалах, машинах и оборудовании и пр. На основании такой информации в дальнейшем формируют стоимость запланированных работ. Составляют такую документацию в соответствии с требованиями Порядка разработки проектной документации на строительство объектов, утвержденного приказом Минрегионразвития от 16.05.2011 № 45.

Работы по изготовлению ПСД заказчики закупают по правилам, предусмотренным для закупки работ с учетом особенностей, предусмотренных Порядком № 708*. Предмет закупки работ по изготовлению такой документации заказчик должен определять по объекту капремонта. При этом код ДК 021:2015 для предмета закупки изготовления ПСД - 71320000-7 "Услуги по инженерному проектированию" или 71240000-2 "Архитектурные, инженерные и планировочные услуги".

* Порядок определения предмета закупки, утвержденный приказом Минэкономики от 15.04.2020 № 708.

В случае читателя ожидаемая стоимость изготовления ПСД составляет 1 млн грн, что не превышает установленные постановлением № 1178 стоимостные пределы для применения открытых торгов. Таким образом, заказчик может заключить прямой договор без применения электронной системы закупок.

Более того, на оплату таких работ заказчик уже имеет утвержденные сметные назначения. А это значит, что он имеет все основания для регистрации обязательств по заключенному договору на выполнение таких работ в органе Казначейства.

Напомним: зарегистрировать бюджетные обязательства по заключенным прямым договорам распорядитель имеет право в течение 7 рабочих дней с даты взятия на учет органом Казначейства сметы. Это прямо предусмотрено абз. 3 п. 2.2 Порядка регистрации и учета бюджетных обязательств распорядителей бюджетных средств и получателей бюджетных средств в органах Государственной казначейской службы Украины, утвержденного приказом Минфина от 02.03.2012 № 309.

Этап 2. Закупка капитального ремонта

Это один из особо ответственных этапов для заказчика. И прежде всего требует от него качественной подготовки тендерной документации и формирования проекта договора о закупке.

А вот определить вид закупки, которой необходимо применять к капремонту, несложно, поскольку в этом вопросе для заказчика решающим фактором является ожидаемая стоимость работ по капремонту.

Стоимость работ по капремонту определяют на основании Сметных норм Украины в строительстве, утвержденных приказом Минрегиона от 01.11.2021 № 281. Но заказчику не нужно ничего вычислять самостоятельно. Все необходимые показатели указаны в ПСД.

Учитывая то, что в случае нашего читателя ожидаемая стоимость капремонта превышает 1,5 млн грн, ему необходимо провести открытые торги с учетом требований постановления № 1178.

Кстати, в Порядке № 708 не предусмотрено, по какой конкретно цифре ДК 021:2015 заказчик должен определять предмет закупки работ по капитальному ремонту. Порядок содержит лишь упоминание о том, что предмет закупки указывают по каждому отдельному объекту строительства. Поэтому выбирайте тот код ДК 021:2015, который больше всего подходит тому или иному предмету закупки. В основном для предмета закупки капремонта заказчики выбирают код по ДК 021:2015 - 45453000-7 "Капитальный ремонт и реставрация".

Этап 3. Закупка сопроводительных услуг

При закупке работ по капремонту у заказчика возникнет потребность в закупке ряда сопроводительных услуг, включенных в сметную стоимость ремонтных работ (т. е. в сводный сметный расчет).

Как правило, это такие услуги, как:

- проведение экспертизы проектной документации;

- авторский и технический надзор.

При этом заказчику следует помнить: если сопроводительные услуги включены в сметную стоимость самих работ по капремонту, а их стоимость не превышает стоимость работ, для проведения которых они закупаются, предмет закупки определяем именно как работы.

Другое дело, если сопроводительные услуги не включены в сметную стоимость работ и/или если их стоимость превышает стоимость самих работ, для осуществления которых они закупаются. В таком случае при их закупке необходимо определять предмет закупки как услуги. А это, как вы понимаете, играет не в пользу заказчика. Ведь при таких условиях следует ориентироваться на другой стоимостный предел - 100 тыс. грн. Соответственно услуги стоимостью свыше 100 тыс. грн придется закупать с применением процедуры открытых торгов.

Поэтому чтобы не ошибиться в решении этого вопроса, прежде всего выясните, включены ли сопроводительные услуги в сводный сметный расчет. И не забудьте убедиться, что стоимость этих услуг не превышает стоимости работ, которые они сопровождают.

Кстати, коды по ДК 021:2015 для таких работ, услуг будут разными, а именно:

- для предмета закупки экспертиза ПСД - 71320000-7 "Услуги по инженерному проектированию" или 71310000-4 "Консультационные услуги в области инженерии и строительства";

- для предмета закупки авторского и технического надзора - 71520000-9 "Услуги по надзору за выполнением строительных работ".

Не хватает средств: на какую сумму проводить закупку?

При проведении любой закупки заказчик должен помнить главное правило - брать бюджетные обязательства и осуществлять платежи без соответствующих бюджетных назначений запрещено.

Так, бюджетное законодательство требует от распорядителей бюджетных средств брать бюджетные обязательства и осуществлять платежи только в пределах бюджетных ассигнований, установленных сметами. Это черным по белому прописано в ч. 1 ст. 48 Бюджетного кодекса Украины от 08.07.2010 № 2456-VI.

К тому же органы Казначейства неустанно следят за тем, как распорядители выполняют указанные требования. И отсутствие бюджетных ассигнований, установленных сметой, является одним из оснований для отказа в регистрации обязательств.

В связи с этим перед заказчиком возникает вопрос: возможно ли в договоре подряда на выполнение работ по капремонту предусмотреть условия взятия бюджетных обязательств по оплате таких работ частями?

Предлагаем вам такие действенные варианты.

Вариант 1. Заключайте договор подряда на общую ожидаемую стоимость работ по капремонту. При этом в отдельном приложении к договору, которое является его неотъемлемой частью, пропишите план финансирования работ. Но не забудьте заранее согласовать этот документ со своим главным распорядителем и подрядчиком.

Возможность составления плана финансирования работ предусмотрена пп. 83 - 87 Общих условий заключения и выполнения договоров подряда в капитальном строительстве, утвержденных постановлением КМУ от 01.08.2005 № 668. В частности, в этом документе определены основные требования к порядку заключения и выполнения договоров подряда на проведение работ по новому строительству, реконструкции, реставрации и капитальному ремонту объекта строительства.

План финансирования работ составляют на основании титула строения (объекта), проекта организации строительства с учетом календарных графиков выполнения работ и порядка проведения расчетов за выполненные работы. План финансирования составляется на весь период выполнения подрядных работ по годам, а на текущий год - по месяцам с определением источников и направлений финансирования (видами расходов). Стороны согласовывают план финансирования строительства в порядке, определенном договором.

Поэтому если стороны согласовали план финансирования работ по капремонту и, соответственно, оплата таких работ будет осуществлена частями, органы Казначейства не имеют оснований отказать в регистрации обязательств по такому договору подряда.

Более того, в свое время именно Госказначейство в своем письме "О предоставлении разъяснений о финансировании работ при строительстве" от 23.10.2007 № 3.4-04/2286-12894 обратило внимание распорядителей на наличие такой возможности. Но при таких условиях распорядитель должен осуществить расчеты за фактически выполненные работы до окончания отчетного периода.

Вариант 2. Заключите договор подряда на часть работ.

Для этого прежде всего стоит в ПСД предусмотреть очереди (этапы) выполнения работ по капитальному ремонту в здании. При таких условиях вы сможете проводить закупку работ по капремонту по каждой очереди отдельно в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных сметой. Но не забудьте в договоре подряда предусмотреть выполнение работ и их оплату по очередям.

Вместе с тем заказчик ни в коем случае не имеет права самостоятельно делить объем работ по капремонту на какие-либо части. Поскольку такие действия заказчика 100-процентно будут расценены органами контроля, как разделение предмета закупки на части, то есть сознательным нарушением закупочного законодательства.

Выводы

  • Предмет закупки работ по капремонту следует определять на основании общей ожидаемой стоимости таких работ.
  • Если сопроводительные услуги включены в сводный сметный расчет стоимости работ по капремонту объекта, такие услуги считаются работами и к ним применяют стоимостный предел - 1,5 млн грн.
  • Договор подряда на выполнение работ по капремонту может предусматривать условия взятия бюджетных обязательств по оплате таких работ частями.
Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы уведомить нас об этом
Журнал «Бюджетна бухгалтерія»



Комментарии
0
Какая удача - вы можете стать первым, кто прокомментирует этот материал.
Оставить комментарий:
Для того, щоб роздрукувати текст необхідно авторизуватись або зареєструватись
Дякуємо, що читаєте нас Увійдіть і читайте далі