Сразу отметим, что в действиях заказчика в 2021 году не было никаких нарушений Закона № 922. Ведь этот Закон не запрещает проводить закупки до утверждения сметы.
С учетом этого заказчики, являющиеся распорядителями бюджетных средств, для обеспечения неотложных потребностей в товарах, работах и услугах в следующем году имели право в конце 2021 года начать закупки на 2022 год. На такое право заказчиков в свое время обращало внимание Минэкономики в письме от 03.09.2020 № 3304-04/54160-06. Вместе с тем в этой ситуации заказчики фактически становятся заложниками не только закупочных правил, но и требований бюджетного законодательства.
Так, с одной стороны, в настоящее время законодательство в сфере публичных закупок не содержит обязанности для заказчика составлять и утверждать годовой план закупок на основании сметы (временной сметы). Поэтому и не удивительно, что, получив зеленый свет на осуществление таких действий от Минэкономики, заказчики планируют закупки в годовом плане и объявляют закупки на годовую потребность в товарах, работах и услугах. Но как ни крути, а при объявлении закупок в предыдущем году на следующий заказчики не знают, какой объем сметных назначений будет им утвержден.
С другой стороны, бюджетное законодательство требует от распорядителей брать бюджетные обязательства и осуществлять платежи только в пределах бюджетных ассигнований, установленных сметами. Эта норма предусмотрена в ч. 1 ст. 48 БКУ.
ВАЖНО!
Распорядителям запрещено брать бюджетные обязательства и осуществлять платежи без соответствующих бюджетных назначений
Кроме того, органы Казначейства пристально следят за тем, как распорядители средств выполняют указанные требования. И, в частности, в случае отсутствия бюджетных ассигнований, установленных сметой, такие обязательства 100-процентно не примут для регистрации. Полный перечень оснований для отказа в регистрации обязательств ищите в п. 2.10 Порядка № 3091.
1 Порядок регистрации и учета бюджетных обязательств распорядителей бюджетных средств и получателей бюджетных средств в органах Государственной казначейской службы Украины, утвержденный приказом Минфина от 02.03.2012 № 309.
В связи с этим у заказчиков возникает ряд вопросов:
• возможно ли в договоре закупки предусмотреть условия взятия бюджетных обязательств по уплате части предмета закупки в пределах временной сметы,
• зарегистрируют ли договор на таких условиях в Казначействе?
Сразу отметим, что в этой ситуации не существует универсального подхода и единого правильного решения. Почему? А все потому, что Минэкономики настаивает на решении этого вопроса на основании своих аргументов. Тогда как не все органы Казначейства на местах соглашаются с позицией Минэкономики и имеют свое мнение по этому поводу.
-
Платне користування сайту передбачає:
- доступ до новин, статтей, довідників
- безлімітні завантаження всіх бланків
- відсутність реклами
місяць