Предварительная оплата за техосмотр счетчика: возможно ли?
В какую очередь осуществить расходы?
В период действия военного положения прежде всего следует выяснить, в какую очередь возможно осуществить запланированные расходы. Для этого обратимся к требованиям Порядка № 590*.
Так, во вторую очередь как за средства общего, так и специального фонда можно провести расходы на:
- содержание и обслуживание электросетей;
- оплату услуг по текущему ремонту и техническому обслуживанию оборудования, техники, механизмов, локальной сети, охранной сигнализации, систем вентиляции, технического обслуживания и содержания в надлежащем состоянии внутренних и внешних сетей тепло-, водо-, электро-, газоснабжения и водоотвода.
Именно в рамках таких расходов возможно осуществить расходы на технический осмотр электросчетчиков.
Возможно ли провести предварительную оплату?
Вспомним общие правила осуществления предварительной оплаты.
И прежде всего обратимся к норме ч. 1 ст. 49 БКУ*.
* Бюджетный кодекс Украины от 08.07.2010 № 2456-VI.
ВНИМАНИЕ!
Распорядитель бюджетных средств принимает решение об оплате товаров, работ и услуг после их фактического получения
При этом в соответствии с ч. 2 ст. 49 БКУ Казначейство осуществляет платежи по поручениям распорядителей бюджетных средств при наличии:
1) соответствующего бюджетного обязательства для платежа в бухгалтерском учете выполнения бюджета;
2) утвержденного в установленном порядке паспорта бюджетной программы;
3) соответствующих бюджетных ассигнований у распорядителей бюджетных средств.
Но почти из всех правил есть исключения. Так, распорядители и получатели бюджетных средств могут платить за товары, работы и услуги после их получения, если иное не предусмотрено нормативно-правовыми актами КМУ, принятыми на основании и во исполнение БКУ и других законов Украины. Таким нормативно-правовым актом на сегодняшний день является постановление № 1070*.
При этом сроки проведения предварительной оплаты зависят от того, к какой именно категории расходов относится закупка товаров, работ или услуг: текущих или капитальных.
В частности, распорядители (получатели) бюджетных средств в соответствии с (ср. USER_SHOW_ID)п. 1 постановления № 1070 в договорах о закупке товаров, работ и услуг за бюджетные средства могут предусматривать предварительную оплату в приведенные ниже сроки.
Перечень товаров, работ и услуг и сроки предварительной оплаты
Перечень товаров, работ и услуг | Срок предварительной оплаты |
Товары, работы и услуги по текущим расходам | не более трех месяцев |
Товары, работы и услуги по капитальным рас ходам и государственным контрактам (договорам) | не более 12 месяцев |
Периодические издания | |
Товары, работы и услуги, которые закупаются по внешнеэкономическим контрактам (договорам), заключенным во исполнение международных обязательств | не более 24 месяцев |
Товары, работы и услуги, которые закупаются для обеспечения национальной безопасности и обороны государства | |
Товары, работы и услуги, которые закупаются для обеспечения участия Украины в международных, национальных и всемирных выставочных мероприятиях |
Заметьте: эти правила не касаются зарубежных дипломатических учреждений, для которых условия осуществления предварительной оплаты определены отдельно МИД Украины.
Также напомним: в соответствии с п.151 постановления № 641* на период карантина было запрещено осуществление распорядителями бюджетных средств предварительной оплаты товаров, работ и услуг, а Госказначейской службе - осуществление соответствующих платежей, кроме определенных случаев, предусмотренных этим же пунктом.
Но поскольку с 01.07.2023 карантин на территории Украины отменен постановлением № 651*, то сейчас предварительную плату можно осуществлять в общем порядке, определенном постановлением № 1070.
Поэтому, как и раньше, размер и срок предварительной оплаты в пределах вышеприведенных сроков определяет главный распорядитель бюджетных средств (далее - ГРК). Это прямо предусмотрено п. 1 постановления № 1070.
Также ГРК определяет количество платежей по предварительной оплате в пределах срока, положение об осуществлении в текущем бюджетном периоде предварительной оплаты тех товаров, работ и услуг, которые согласно договорам о закупке предполагается поставить, выполнить и предоставить в течение текущего или следующего бюджетного периода, исходя из потребности. Причем последняя должна быть обоснована, в частности, реальным состоянием поставки товара, выполнения работ, предоставления услуг, помесячным распределением бюджетных ассигнований, сезонностью работ, циклом производства.
И именно ГРК отвечают за принятое решение, обеспечивая эффективное, результативное и целевое использование бюджетных средств в соответствии с требованиями БКУ.
При этом ГРК самостоятельно решает, в каком именно документе он определить:
- конкретный перечень товаров, работ и услуг, при закупке которых можно осуществлять предварительную оплату, учитывая особенности выполнения бюджетных программ;
- размер предварительной оплаты (от 1 % до 100 %);
- срок предварительной оплаты;
- количество платежей по предварительной оплате;
- обязательность поставки товара, выполнения работ и предоставления услуг в том бюджетном периоде, в котором осуществлена предварительная оплата, или в следующем.
На это обращал внимание Минфин в письме от 10.03.2020 № 04320-07-2/7631.
Поэтому, учитывая указанное, прежде всего стоит обратиться к документу, утвержденному его ГРК и узнать, разрешена ли предварительная оплата за технический осмотр электросчетчиков в размере 100 %.
Если такая оплата в указанном размере разрешена, то преград для ее осуществления нет.
По материалам сайта i.factor.ua