Можно ли сдать в аренду помещение библиотеки?
Принципы предоставления имущества в аренду бюджетному учреждению
Условия предоставления в аренду государственного и коммунального имущества определены Законом № 157* и Порядком № 483**.
* Закон Украины "Об аренде государственного и коммунального имущества" от 03.10.2019 № 157-IX.
Перечень имущества, которое может быть передано в аренду без проведения аукциона, приведен в ч. 1 и 2 ст. 15 Закона № 157. Причем такой перечень является исчерпывающим. Мы об этом рассказывали и приводили такой перечень в материале "Предоставление имущества в аренду без аукциона: взимать ли авансовый взнос?" // "Бюджетная бухгалтерия", 2023, № 42.
В частности, арендаторами, которые могут получить государственное или коммунальное имущество без аукциона, являются органы государственной власти и органы местного самоуправления (далее - ОМС), другие учреждения и организации, деятельность которых финансируется за счет государственного или местных бюджетов.
Поэтому, как видим, бюджетное учреждение имеет право получить в аренду помещение библиотеки без аукциона.
Порядок определения арендной платы прописан в Методике № 630*. Впрочем, как известно, эта Методика распространяется на аренду государственного имущества. Тогда как ОМС могут принять свои местные Методики расчета арендной платы коммунального имущества.
Однако при отсутствии утвержденной на местном уровне Методики в вопросах аренды коммунального имущества следует руководствоваться нормами именно Методики № 630. Это предусмотрено ч. 2 ст. 17 Закона № 157.
Перечень льготников, которые могут рассчитывать на аренду за 1 грн в год, определен п. 13 Методики № 630.
Так, годовая арендная плата за аренду недвижимого имущества в размере 1 грн устанавливается таким арендаторам, как:
- органы государственной власти, другие бюджетные организации, заведения, учреждения, которые полностью финансируются из государственного бюджета;
- ОМС для размещения центров предоставления административных услуг;
- казенные предприятия, которые образовались в результате реорганизации государственного учреждения здравоохранения;
- НБУ относительно имущества, которое было закреплено на праве хозяйственного ведения за НБУ и передано в сферу управления других государственных органов или в коммунальную собственность, с целевым функциональным назначением для хранения запасов наличности НБУ и проведения технологических процессов по обеспечению наличного обращения;
- ПФУ и его органы;
- национальные художественные коллективы, которым предоставляется финподдержка из госбюджета;
- редакции государственных и коммунальных периодических изданий, которые полностью или частично финансируются из государственного или местных бюджетов, или основаны объединениями граждан, государственными научно-исследовательскими учреждениями, трудовыми и журналистскими коллективами, а также реформированные печатные средства массовой информации и редакции в соответствии с Законом № 917*.
В то же время каждый местный совет в своей методике может определить другие категории арендаторов, нежели указанные в Методике № 630, которые могут снимать коммунальное имущество за 1 грн в год.
Это объясняется тем, что право коммунальной собственности - это право территориальной громады владеть, целесообразно, экономно, эффективно пользоваться и распоряжаться по своему усмотрению и в своих интересах принадлежащим ей имуществом. Это определено ст. 1 Закона № 280*.
* Закон Украины "О местном самоуправлении в Украине" от 21.05.97 № 280/97-ВР.
Кроме того, ОМС от имени и в интересах территориальной громады осуществляют правомочия по владению, пользованию и распоряжению объектами права коммунальной собственности(ч. 5 ст. 60 Закона № 280). Также ОМС могут определять условия использования имущества, которое предоставляется в аренду.
Но имейте в виду: ОМС в своей методике может устанавливать такие "одногривневые" льготы лишь тем арендаторам, которым ст. 15 Закона № 157 разрешено предоставлять имущество в аренду без аукциона.
Таким образом, сдать имущество библиотеки в аренду другому бюджетному учреждению за 1 грн в год можно.
Также напомним, что "одногривневая" арендная плата не подлежит индексации.
Предоставление имущества в аренду отделом образования
В ситуации автора не совсем понятно, почему имущество учреждений культуры оказалось на балансе отдела образования.
Впрочем, прежде всего следует выяснить, кто вообще является собственником указанного в вопросе имущества. Если отдел образования является собственником имущества, то, действительно, при необходимости отдел образования может сдать помещения, которыми не пользуется библиотека, в аренду.
Если же собственник (субъект управления) другой, а отдел образования выступает лишь в роли балансодержателя и использует имущество на праве оперативного управления, то прежде всего следует обратиться к собственнику имущества и получить его разрешение на предоставление в аренду имущества. Если собственник не против и это подтверждено письменно, то преград для предоставления помещения библиотеки в аренду нет.
Кстати, предоставление помещений библиотек в аренду не противоречит и предписаниям профильных нормативных документов. Это вполне возможно исходя из ст. 26 Закона № 32/95* и ст. 26 Закона № 2778**.
* Закон Украины "О библиотеках и библиотечном деле" от 27.01.95 № 32/95-ВР.
По материалам сайта i.factor.ua