Новое законодательство: нужно ли вносить изменения в паспорт бюджетной программы?
Паспорт бюджетной программы - особая составляющая ПЦМ
Прежде всего напомним, что особыми составляющими программно-целевого метода (далее - ПЦМ) в бюджетном процессе являются(ч. 2 ст. 20 БКУ**):
- бюджетные программы;
- ответственные исполнители бюджетных программ;
- паспорта бюджетных программ;
- результативные показатели бюджетных программ.
**Бюджетный кодекс Украины от 08.07.2010 № 2456-VI.
План бюджетной программы местного бюджета является документом, который определяет цель, задачи, ответственных исполнителей, результативные показатели и другие характеристики бюджетной программы местного бюджета в соответствии с бюджетным назначением, установленным решением о местном бюджете, и целями государственной политики в соответствующей сфере деятельности, реализацию которой обеспечивает главный распорядитель. Таково предписание п. 1.1 разд. І Правил № 836***.
Форма паспорта бюджетной программы утверждена приказом № 836****. Также этим приказом утверждена форма отчета о его выполнении.
Паспорт бюджетной программы разрабатывает главный распорядитель бюджетных средств. Он же в течение 45 дней со дня вступления в силу закона о госбюджете или решения о местном бюджете утверждает его по согласованию с Минфином (местным финорганом). Это следует из ч. 8 ст. 20 БКУ.
Новый приказ № 322: в чем суть?
Напомним: результативные показатели бюджетной программы - это количественные и качественные показатели, которые определяют результат выполнения бюджетной программы, характеризуют ход ее реализации, степень достижения целей государственной политики в соответствующей сфере деятельности, реализацию которой обеспечивает главный распорядитель бюджетных средств, достижение цели бюджетной программы, выполнение задач бюджетной программы, освещают объем и качество предоставления публичных услуг(п. 1.1 разд. І Правил № 836).
Проще говоря, результативные показатели используются для оценки эффективности бюджетной программы и включают количественные и качественные показатели, которые определяют результат выполнения такой программы, характеризуют ход ее реализации, степень достижения поставленной цели и выполнения задач бюджетной программы.
Такие показатели должны подтверждаться официальной государственной статистической, финансовой и другой отчетностью, данными бухгалтерского, статистического и внутрихозяйственного (управленческого) учета.
Общие требования к определению результативных показателей бюджетных программ прописаны в приказе № 1536*.
* Приказ Минфина "О результативных показателях бюджетной программы" от 10.12.2010 № 1536.
При этом перечень результативных показателей по каждой бюджетной программе главные распорядители бюджетных средств разрабатывают согласно нормативно-правовым актам Минфина(ч. 5 ст. 20 БКУ).
Именно таким нормативно-правовым актом и является новый приказ № 322, о котором идет речь в вопросе нашего читателя. Так, этим приказом утвержден Типовой перечень результативных показателей бюджетных программ местных бюджетов в отрасли "Государственное управление" .
Заметьте: главные распорядители самостоятельно выбирают из определенного Минфином перечня результативных показателей бюджетных программ те, которые максимально эффективно и в полном объеме отражают результаты выполнения бюджетных программ(п. 2.7 разд. ІІ Правил № 836).
Вносить ли изменения в паспорта бюджетных программ?
Так нужно ли вносить изменения в паспорт бюджетной программы по КПКРК 0150, учитывая принятие нового приказа № 322?
Для ответа на этот вопрос обратимся к нормам п. 1.10 разд. І Правил № 836.
Так, изменения в паспорта бюджетных программ вносят в случае:
- принятия изменений в решение о местном бюджете, которые приводят к изменению информации и показателей, утвержденных в паспортах бюджетных программ;
- передачи бюджетных назначений от одного главного распорядителя к другому;
- передачи нераспределенных бюджетных назначений на определенную в решении о местном бюджете цель между главными распорядителями;
- перераспределения расходов по бюджетным программам в пределах общего объема бюджетных назначений, предусмотренных главному распорядителю;
- принятия нормативно-правовых актов, которые приводят к изменению информации и показателей, утвержденных в паспортах бюджетных программ;
- внесение изменений в роспись местного бюджета, которые приводят к изменению результативных показателей бюджетной программы;
- внесение изменений в спецфонд сметы бюджетного учреждения в части собственных поступлений бюджетных учреждений, которые приводят к возникновению новых направлений использования бюджетных средств.
Как видим, принятие нормативно-правовых актов, которые приводят к изменению показателей, утвержденных в паспортах бюджетных программ, является основанием для внесения изменений в паспорта.
Впрочем, как мы отмечали выше, главные распорядители бюджетных средств самостоятельно выбирают из определенного Минфином перечня результативных показателей именно те, которые максимально эффективно и в полном объеме отражают результаты выполнения утвержденных ими бюджетных программ.
Следовательно, вносить или не вносить изменения в паспорта бюджетных программ в связи с принятием нового приказа № 322, должны решить главные распорядители бюджетных средств, которые эти программы утвердили. Если предусмотренные приказом № 322 результативные показатели действительно эффективнее и полнее отразят результаты выполнения уже утвержденных программ, то есть смысл такие изменения внести.
Порядок внесения изменений в паспорта бюджетных программ
Изменения вносят в течение бюджетного периода путем утверждения их в новой редакции в порядке, установленном для составления паспортов бюджетных программ. Это предусмотрено п. 1.10 разд. І Правил № 836.
Поэтому напомним этот порядок.
Исходя из п. 1.11 разд. І Правил № 836, в случае внесения изменений в паспорта бюджетных программ по причине принятия нового нормативно-правового акта, который приводит к изменению его показателей, главные распорядители должны подать на согласование в финорган проекты паспортов бюджетных программ в течение недели после вступления в силу соответствующих нормативно-правовых актов.
При этом главные распорядители подают в финорган:
- проекты паспортов бюджетных программ в двух экземплярах в бумажном и электронном виде(п. 1.3 разд. І Правил № 836);
- сравнительную таблицу с пояснениями относительно отличий информации и показателей проекта паспорта в новой редакции по сравнению с утвержденным паспортом(п. 1.12 разд. І Правил № 836).
При этом главные распорядители уточняют исключительно результативные показатели, изменение которых связано со случаями, предусмотренными абз. 2 - 8 п. 1.10 разд. І Правил № 836.
В свою очередь, финорган осуществляет согласование проекта паспорта бюджетной программы в новой редакции в течение 7 дней со дня его получения или направляет замечания к нему.
Далее главный распорядитель обеспечивает принятие приказов об утверждении соответствующих паспортов бюджетных программ в недельный срок со дня согласования финорганом проекта паспорта бюджетной программы в новой редакции.
Выводы
- Результативные показатели обязательно должны подтверждаться официальной государственной статистической, финансовой и другой отчетностью, данными бухгалтерского, статистического и внутрихозяйственного (управленческого) учета.
- Главные распорядители самостоятельно выбирают из определенного Минфином перечня результативных показателей, которые максимально эффективно и полно отражают результаты выполнения принятых ими бюджетных программ.
- Изменения в паспорта бюджетных программ вносят в течение бюджетного периода путем утверждения их в новой редакции в порядке, установленном для их составления.
По материалам сайта i.factor.ua