Информация по теме "" | Публикации по тегу
12.05.25
64 0
Распечатать
Избранное

Непригодные огнетушители: какие условия списания?

Бюджетное учреждение имеет на балансе огнетушители, не пригодные к использованию. Может ли комиссия учреждения самостоятельно принять решение о непригодности таких средств пожаротушения и соответственно списать с баланса? Обязательно ли обращаться в специализированное предприятие, которое осуществляет поверку огнетушителей и предоставляет заключения об их техническом состоянии? Какими могут быть последствия несоблюдения таких требований?

Пожарная безопасность и огнетушители: кто отвечает?

Основные требования к эксплуатации огнетушителей и нормы их принадлежности в домах и помещениях, эксплуатируемых субъектами хозяйствования (независимо от вида деятельности и форм собственности), определены Правилами № 25*. Кроме того, для некоторых бюджетных учреждений требования по размещению огнетушителей и нормы обеспечения предусмотрены отдельными документами. Например, для заведений образования такие требования установлены Правилами № 974**.

* Правила эксплуатации и типовые нормы принадлежности огнетушителей, утвержденные приказом МВД от 15.01.2018 № 25.
** Правила пожарной безопасности для учебных заведений и учреждений системы образования Украины, утвержденные приказом МОН от 15.08.2016 № 974.

Обеспечение пожарной безопасности в учреждении - одна из обязанностей его руководителя. Впрочем, непосредственно вопросами обеспечения пожарной безопасности в учреждении должно заниматься ответственное лицо (инженерно-технический работник учреждения). Такое лицо руководитель назначает распорядительным документом.

При этом основные обязанности и полномочия лица, ответственного за пожарную безопасность в учреждении, должны быть прописаны в его должностной (рабочей) инструкции. Об этом свидетельствуют требования п. 2 разд. II Правил № 1417*.

* Правила пожарной безопасности в Украине, утвержденные приказом МЧС от 30.12.2014 № 1417.

Среди основных обязанностей ответственного лица:

  • осмотр огнетушителей перед размещением и во время эксплуатации;
  • ведение Журнала учета огнетушителей(приложение 2 к Правилам № 25);
  • организация технического обслуживания огнетушителей с целью обеспечения их рабочего состояния и качественной эксплуатации.

В случае невыполнения обязанностей, возложенных на ответственное лицо, оно может быть привлечено к административной ответственности за нарушение правил пожарной безопасности, прописанных в Правилах № 1417 и Правилах № 25.

Кто определяет непригодность огнетушителя?

Для поддержания огнетушителей в рабочем состоянии и обеспечения их правильной эксплуатации лицо, ответственное за пожарную безопасность в учреждении, должно организовать их техническое обслуживание в течение всего срока эксплуатации. Техническое обслуживание огнетушителей включает техническое диагностирование, ремонт, перезарядку огнетушителей.

Прежде всего для предоставления услуг по техобслуживанию огнетушителей учреждению следует заключить договор со специализированным предприятием по техобслуживанию огнетушителей (далее - ПТОО), имеющим соответствующую лицензию на предоставление услуг и выполнение работ противопожарного назначения. Где можно о них узнать? На этикетке огнетушителя должна быть указана информация о субъекте, предоставляющем услуги по его обслуживанию.

Именно во время технического диагностирования огнетушителя определяют его техническое состояние, выявляют неисправности и принимают решение о его ремонте, перезарядке или завершении эксплуатации. Также во время очередного технического диагностирования может быть выявлено, что огнетушитель непригоден к дальнейшей эксплуатации.

Кроме того, п. 11 разд. ІІІ Правил № 25 предусмотрен ряд случаев, когда лицо, ответственное за пожарную безопасность в учреждении, обязано организовать техническое обслуживание огнетушителей. В частности, это следует сделать в случае:

  • повреждения или отсутствия маркировки, пломб или устройств блокировки на них;
  • наличия механических повреждений и следов коррозии на их корпусах или запорно-пусковых устройствах;
  • отсутствия рабочего давления в корпусе и (или) наличия избыточного давления (для огнетушителей закачного типа);
  • после использования по назначению;
  • после окончания гарантийного срока эксплуатации, предусмотренного эксплуатационной документацией производителя.

ВНИМАНИЕ! Непосредственно техническим обслуживанием огнетушителей должны заниматься специализированные ПТОО.

Об этом свидетельствуют нормы пп. 11 и 12 разд. ІІІ Правил № 25.

Если по результатам технической диагностики огнетушители признаны непригодными для дальнейшего использования по назначению, именно ПТОО принимает решение об их ремонте, техническом осмотре, перезарядке или завершении эксплуатации.

Но в любом случае решение о снятии с эксплуатации и утилизации непригодных огнетушителей должно быть документально подтверждено ПТОО. Такое решение может быть оформлено Актом дефектации огнетушителей. Также это может быть подтверждено другим документом ПТОО, в котором зафиксирована техническая невозможность или нецелесообразность дальнейшего применения огнетушителя по назначению или его техническое обслуживание.

Учитывая это, только при наличии документа, выданного ПТОО, подтверждающего факт непригодности огнетушителя, комиссия учреждения имеет основания начать процедуру списания его с баланса.

Непосредственно списание огнетушителей учреждение осуществляет уже по стандартной процедуре списания прочих необоротных материальных активов с учетом требований Порядка № 1314*. Подробно о порядке отражения в бухучете списания таких активов читайте в материале "Замена счетчика: как показать в бухучете?" // "Бюджетная бухгалтерия", 2024, № 15.

* Порядок списания объектов государственной собственности, утвержденный постановлением КМУ от 08.11.2007 № 1314.

Итак, ни в коем случае не советуем комиссии учреждения самостоятельно принимать решение о непригодности огнетушителей. Для этого следует обязательно обращаться в ПТОО. Именно такие субъекты осуществляют не только техобслуживание огнетушителей, предоставляют соответствующие заключения об их техническом состоянии, но и при необходимости осуществляют утилизацию огнетушащих веществ, составных частей и корпуса огнетушителя.

Выводы

  • Решение о непригодности огнетушителя к дальнейшему применению принимают исключительно субъекты хозяйствования, которые занимаются техобслуживанием средств пожаротушения.
  • Наличие документа ПТОО, подтверждающего факт непригодности огнетушителя, является основанием для комиссии учреждения начать процедуру списания такого актива с баланса.

Бюджетная бухгалтерия, сентябрь, 2024/№ 36

0
0
0
0
0
0
Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы уведомить нас об этом
Журнал «Бюджетна бухгалтерія»



Комментарии
0
Какая удача - вы можете стать первым, кто прокомментирует этот материал.
Оставить комментарий:
Для того, щоб роздрукувати текст необхідно авторизуватись або зареєструватись
Дякуємо, що читаєте нас Увійдіть і читайте далі