Информация по теме "" | Публикации по тегу
03.03.18
15875 0
Распечатать
Избранное

Отстранение от выполнения должностных обязанностей. Основания и порядок разные

Отстранение от должности как способ отстранения государственного служащего от выполнения должностных обязанностей без расторжения трудового договора реализуется с помощью нескольких процедур, предусмотренных Законом о госслужбе, КЗоТ, УПК и антикоррупционным Законом, которые различаются основаниями и порядком отстранения. В этой статье предлагаем рассмотреть правовые аспекты и особенности антикоррупционного отстранения государственного служащего от выполнения должностных обязанностей, а также основания и условия отстранения подозреваемого или обвиняемого в уголовном преступлении согласно УПК и отстранение от работы согласно КЗоТ.

Татьяна БЕЗРУК, юрист

 

ДОКУМЕНТЫ СТАТЬИ

УПК — Уголовно-процессуальный кодекс Украины от 13.04.2012 г. № 4651-VI.

КЗоТ — Кодекс законов о труде Украины.

Антикоррупционный Закон, Закон № 1700 — Закон Украины «О предотвращении коррупции» от 14.10.2014 г. № 1700-VII.

Закон о госслужбе, Закон № 889 — Закон Украины «О государственной службе» от 10.12.2015 г. № 889-VIII.

Закон № 266/94 — Закон Украины «О порядке возмещения ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, досудебного следствия, прокуратуры и суда» от 01.12.94 г. № 266/ 94-ВР.

Закон № 108/95 — Закон Украины «Об оплате труда» от 24.03.95 г. № 108/ 95-ВР.

Закон № 2694 — Закон Украины «Об охране труда» от 14.10.92 г. № 2694-XII.

Порядок № 950 — Порядок проведения служебного расследования относительно лиц, уполномоченных на исполнение функций государства или местного самоуправления, утвержденный Постановлением Кабинета Министров Украины от 13.06.2000 г. № 950.

Постановление № 13 — постановление Пленума Верховного Суда Украины «О практике применения судами законодательства об оплате труда» от 24.12.99 г. № 13.

АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ОТСТРАНЕНИЕ ОТ ВЫПОЛНЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ПО ДОЛЖНОСТИ

Напомним: нормами ч. 6 ст. 72 Закона о госслужбе установлено, что отстранение государственного служащего от выполнения должностных обязанностей в случае совершения им коррупционного правонарушения осуществляется согласно антикоррупционному Закону.

Антикоррупционное отстранение от выполнения полномочий по должности предусмотрено Законом № 1700 как одно из следствий совершения коррупционного правонарушения.

В частности, ч. 5 ст. 65 Закона № 1700 установлено, что лицо, которому сообщено о подозрении в совершении ею преступления в сфере служебной деятельности, подлежит отстранению от выполнения полномочий по должности в порядке, установленном законом.

Кроме того, абз. 2 ч. 5 ст. 65 антикоррупционного Закона установлено, что лицо, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, связанном с коррупцией, если другое не предусмотрено Конституцией и законами Украины, может быть отстранено от выполнения служебных полномочий по решению руководителя органа, в котором оно работает, до окончания рассмотрения дела судом.

При этом нормами Закона № 1700 установлено, что в случае закрытия производства по делу об административном правонарушении, связанном с коррупцией, в связи с отсутствием события или состава административного правонарушения отстраненному от выполнения служебных полномочий лицу возмещается средний заработок за время вынужденного прогула, связанного с таким отстранением.

Для выяснения причин и условий, которые привели к совершению коррупционного или связанного с коррупцией правонарушения или невыполнение требований Закона № 1700 иным способом, по представлении специально уполномоченного субъекта в сфере противодействия коррупции или предписанием Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции по решению руководителя органа, в котором работает лицо, которое совершило такое правонарушение, проводится служебное расследование с отстранением государственного служащего от выполнения полномочий по должности.

В соответствии с п. 1 Порядка № 950 служебные расследования проводятся даже по анонимным сообщениям, заявлениям и жалобам, которые касаются нарушения требований антикоррупционного Закона, если приведенная в них информация касается конкретного лица и содержит фактические данные, которые могут быть проверены.

Итак, антикоррупционное отстранение от выполнения полномочий по должности по решению руководителя госоргана предусмотрено в случае:

- сообщения госслужащего о подозрении в совершении преступления в сфере служебной деятельности;

- составления протокола об административном коррупционном правонарушении, совершенном госслужащим;

- принятия мер по выяснению причин и условий, которые привели к совершению коррупционного правонарушения или нарушению требований антикоррупционного Закона (проведение служебного расследования).

ОТСТРАНЕНИЕ ПОДОЗРЕВАЕМОГО ИЛИ ОБВИНЯЕМОГО В УГОЛОВНОМ ПРЕСТУПЛЕНИИ СОГЛАСНО УПК

Отстранение государственного служащего также предусмотрено в порядке, установленном УПК, а именно главой 14 «Отстранение от должности».

В частности, ст. 154 УПК установлено, что отстранение от должности может быть осуществлено в отношении лица, которое подозревается или обвиняется в совершении преступления средней тяжести, тяжком или особо тяжком преступлении. Отстранение от должности осуществляется на основании решения следственного судьи во время досудебного расследования или суда во время судебного производства на срок не более двух месяцев.

При этом срок отстранения от должности может быть продлен согласно требованиям ст. 158 УПК.

Право на обращение к следственному судье во время досудебного расследования или суда во время судебного производства с ходатайством об отстранении лица от должности имеет прокурор и следователь по согласованию с прокурором (ч. 1 ст. 155 УПК).

Обращаем внимание! Отстранение от должности может осуществляться лишь в отношении подозреваемого или обвиняемого в уголовном производстве относительно преступления средней тяжести, тяжкого или особо тяжкого преступления.

Для применения этой меры обеспечения уголовного производства (то есть отстранение от должности) следователь, прокурор обязаны доказать наличие достаточных оснований считать, что такая мера является необходимой для прекращения уголовного правонарушения, прекращения или предотвращения противоправного поведения подозреваемого, обвиняемого, который, находясь на должности, может уничтожить или подделать вещи и документы, которые имеют значение для досудебного расследования, незаконными средствами влиять на свидетелей и других участников уголовного производства или противоправно препятствовать уголовному производству иным образом.

В частности, об этом идет речь в Обобщениях судебной практики относительно рассмотрения следственным судьей ходатайств о применении мер обеспечения уголовного производства Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел от 07.02.2014 г.

По результатам рассмотрения ходатайства следственный судья, суд выносит определение, в котором указывает (ч. 3 ст. 157 УПК):

1) мотивы применения или отказы в удовлетворении ходатайства об отстранении от должности;

2) перечень документов, которые подтверждают занятие лицом должности и которые подлежат возвращению лицу или изъятию на время отстранения от должности;

3) срок отстранения от должности, который не может составлять больше двух месяцев;

4) порядок исполнения определения.

Копия определения присылается лицу, которое обратилось с соответствующим ходатайством, подозреваемому или обвиняемому, другим заинтересованным лицам не позднее дня, следующего за днем его вынесения, и подлежит немедленному исполнению в порядке, предусмотренном для выполнения судебных решений (ч. 4 ст. 157 УПК).

Итак, госслужащий, который подозревается или обвиняется в совершении уголовного правонарушения, отстраняется от должности на основании определения суда (где указывается порядок его выполнения и срок отстранения от должности), копия которого присылается для исполнения в орган государственной власти по месту работы подозреваемого или обвиняемого и который подлежит немедленному исполнению.

Ниже приведем пример определения N-ского городского суда по делу № 344/15489/ 15-к в производстве № 1-кс/344/3915/15 от 16.10.2015 г. относительно продления срока отстранения от должности госслужащего, обвиняемого в служебном преступлении.

Дело № 344/15489/ 15-к

Определение № 1-кс/344/3915/15

<…>

16.10.2015 г. N-ским городским судом рассмотрено ходатайство прокурора, который осуществляет процессуальное руководство досудебным расследованием ЛИЦО_2, о продлении срока отстранения подозреваемого ЛИЦО_3 от занимаемой должности в уголовном производстве, внесенном 24.02.2015 г. в ЕРДР под № 42015090000000018, и установлено.

В суд поступило ходатайство прокурора о продлении срока отстранения подозреваемого ЛИЦО_3 от должности заместителя начальника отдела Госземагентства в N-ском районе сроком на два месяца.

Прокурор в судебном заседании указал, что 21.08.2015 г. постановлением следственного судьи подозреваемый ЛИЦО_3 отстранен от занимаемой должности заместителя начальника отдела Госземагентства в N-ском районе сроком на два месяца, то есть до 16.10.2015 г. Срок досудебного следствия в уголовном производстве продлен заместителем прокурора области до 4 месяцев, до 18.12.2015 г. В связи с этим срок отстранения ЛИЦО_3 от должности также нужно продлить.

Изучив ходатайство и доказательства, которыми обосновывается ходатайство, выслушав мнение прокурора, защитника, следственный судья пришел к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 154 УПК Украины отстранение от должности может быть осуществлено в отношении лица, которое подозревается или обвиняется в совершении преступления средней тяжести, тяжком или особо тяжком преступлении.

Материалами ходатайства отмечается, что ЛИЦО_3 подозревается в совершении уголовного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 368 УК Украины.

Возможная причастность подозреваемого к инкриминированным ему действиям подтверждается материалами уголовного производства.

В соответствии со ст. 158 УПК Украины прокурор имеет право обратиться с ходатайством о продлении срока отстранения от занимаемой должности.

Стороной уголовного производства, которая обратилась с указанным ходатайством, в судебном заседании вне разумного сомнения доказано о достаточности оснований считать, что продление срока отстранения ЛИЦО_3 от должности является необходимой мерой обеспечения действенности данного уголовного производства, поскольку именно пребывание его на должности содействовало совершению уголовного правонарушения, в котором он обоснованно подозревается.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 131–132, 154–158, 309 УПК Украины, суд постановил: ходатайство прокурора, который осуществляет процессуальное руководство досудебным расследованием ЛИЦО_2, о продлении срока отстранения подозреваемого ЛИЦО_3 от занимаемой должности удовлетворить.

Продлить срок отстранения ЛИЦО_3, подозреваемого в совершении уголовного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 368 УК Украины, от должности заместителя начальника отдела Госземагентства в Снятинском районе сроком на два месяца.

Обжалование определения законом не предусмотрено.

<…>

Следует отметить, что нормами УПК не предусмотрено сохранение заработной платы на время отстранения госслужащего от должности. Вместе с тем согласно ст. 1 и 2 Закона № 266/94 государственному служащему возмещаются убытки, причиненные в связи с незаконным отстранением, в случае:

- постановления оправдательного приговора суда;

- установления в обвинительном приговоре суда или другом решении суда (кроме определения суда о назначении нового рассмотрения) факта незаконного сообщения о подозрении в совершении уголовного правонарушения, незаконного взятия и содержания под стражей, незаконного проведения в ходе уголовного производства обыска, изъятия, незаконного наложения ареста на имущество, незаконного отстранения от работы (должности) и других процессуальных действий, которые ограничивают или нарушают права и свободы граждан, незаконного проведения оперативно-розыскных мероприятий;

- закрытия уголовного производства из-за отсутствия события уголовного правонарушения, отсутствия в действии состава уголовного правонарушения или неустановления достаточных доказательств для доказательства виновности лица в суде и исчерпанием возможностей их получить;

- закрытия дела об административном правонарушении.

Возмещение ущерба происходит в судебном порядке за счет средств государственного бюджета, размер его суммы определяется с учетом заработка, не полученного госслужащим за время отстранения от работы (должности).

Незаконно отстраненному государственному служащему возмещаются: заработок, который он потерял вследствие незаконных действий, суммы, уплаченные им в связи с предоставлением ему юридической помощи, моральный ущерб.

Возмещение морального ущерба за время пребывания под следствием или судом производится исходя из размера не меньше одного минимального размера заработной платы за каждый месяц пребывания под следствием или судом.

Время, на протяжении которого служащий не работал в связи с незаконным отстранением от работы (должности), зачисляется как к общему трудовому стажу, так и к стажу работы по специальности, стажу государственной службы, беспрерывному стажу.

ОТСТРАНЕНИЕ ОТ РАБОТЫ СОГЛАСНО КЗоТ

Учитывая, что на государственных служащих распространяется и трудовое законодательство, перечень оснований их отстранения расширяется в соответствии с нормами, предусмотренными КЗоТ. Статьей 46 КЗоТ установлено, что отстранение работников от работы владельцем или уполномоченным им органом допускается в случае: появления на работе в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсичного опьянения; отказы или уклонение от обязательных медицинских осмотров, обучения, инструктажа и проверки знаний по охране труда и противопожарной охране; в других случаях, предусмотренных законодательством.

Решение об отстранении принимается руководителем органа, который выдает соответствующий приказ (распоряжение).

При этом заработная плата за период отстранения от работы в соответствии со ст. 46 КЗоТ, как правило, не выплачивается. В частности, в соответствии со ст. 94 КЗоТ и ст. 1 Закона № 108/95 заработная плата выплачивается за выполненную работу. Итак, отстранение от работы может осуществляться без сохранения заработной платы. Кроме того, ст. 17 Закона № 2694 установлено, что владелец обязан отстранить от работы работника, который уклоняется от прохождения обязательного медицинского осмотра, без сохранения заработной платы. Также косвенно на это указывается в постановлении № 13, в котором упоминается о возможности отстранения работника от работы с остановкой выплаты заработной платы.

Вместе с тем законодательством установлены частные случаи, когда заработная плата в случае отстранения от работы сохраняется или работнику выплачивается помощь в соответствии с государственным социальным страхованием. В частности, тем же Законом № 2694. Итак, советуем в каждом конкретном случае при отстранении от работы по КЗоТ к решению вопроса относительно выплаты заработной платы подходить отдельно и быть внимательными при издания приказа.

Следует отметить, что отстранение от работы согласно нормам КЗоТ существенно отличается от отстранения по Закону № 889, поскольку наличествует факт нарушения трудовой дисциплины, который подтверждается, как правило, актом, выводами специализированных учреждений, объяснительной запиской самого служащего и не нуждается в проведении служебного расследования, которое бы подтверждало его или опровергало. В этом случае отстранения от работы — это форма недопущения государственного служащего к выполнению служебных обязанностей, например по мотивам безопасности работы.

Правомерность решения руководителя госоргана об отстранении государственный служащий может обжаловать в суде. В случае если судом будет установлено, что в нарушение ст. 46 КЗоТ работодатель по собственной инициативе без законных на то оснований отстранил работника от работы с остановкой выплаты заработной платы, суд должен удовлетворить иск последнего о взыскании в связи с этим средней заработной платы за время вынужденного прогула (п. 10 постановления № 13).

Выводы

Отстранение от выполнения служебных обязанностей оформляется распоряжением (приказом) руководителя госоргана. В приказе (распоряжении), кроме оснований отстранения со ссылкой на нормативные акты, решение суда, докладные, акты проверок и т. п., следует отметить и период, на который работник отстраняется от работы (или конкретную дату, или наступление события, например: по истечении рассмотрения дела судом). Итак, считаем, что о допущении госслужащего к работе отдельного приказа (распоряжение) издавать не нужно. Заметим также, что запись об отстранении от выполнения служебных обязанностей в трудовую книжку не заносится.

 

0
0
0
0
0
0
Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы уведомить нас об этом
Журнал «Держслужбовець»



Комментарии
0
Какая удача - вы можете стать первым, кто прокомментирует этот материал.
Оставить комментарий:
Для того, щоб роздрукувати текст необхідно авторизуватись або зареєструватись
Дякуємо, що читаєте нас Увійдіть і читайте далі