Информация по теме "" | Публикации по тегу
04.08.25
22 0
Распечатать
Избранное

Отмена ХКУ: последствия для коммунальных учреждений и заведений

С 28 августа 2025 года ХКУ* теряет силу, а его положения интегрируются в другие нормативно-правовые акты, в частности в ГКУ**. Это событие будет иметь существенные последствия для дальнейшего существования определенных организационно-правовых форм юридических лиц, а именно относящихся к коммунальной собственности.

Скасування ГКУ: наслідки для комунальних установ та закладів

Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 № 436-IV.

** Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 № 435-IV.

Одним из наиболее обсуждаемых изменений Закона № 4196* является преобразование коммунальных предприятий (далее - КП) и коммунальных некоммерческих предприятий (далее - КНП) в акционерные общества (далее - АО) или общества с ограниченной ответственностью (далее - ООО). Но что же ждет коммунальные учреждения (далее - КУ) и коммунальные заведения (далее - КЗ)?

* Закон Украины "Об особенностях регулирования деятельности юридических лиц отдельных организационно-правовых форм в переходный период и объединений юридических лиц" от 09.01.2025 № 4196-IX.

КП и КНП: путь к АО и ООО

Законодательные изменения, сопровождающие отмену ХКУ, предусматривают унификацию организационно-правовых форм, а именно предприятий. Это означает, что КП и КНП, которые сейчас функционируют как предприятия, будут обязаны пройти процедуру реорганизации путем преобразования в:

- АО - будет касаться преимущественно крупных коммунальных предприятий, деятельность которых может быть привлекательной для привлечения инвестиций через выпуск акций. В этом случае 100 % акций такого АО будут принадлежать соответствующей территориальной общине в лице органа местного самоуправления (далее - ОМС);

- ООО - эта форма будет более распространенной среди большинства КП, поскольку она является более гибкой и простой в управлении по сравнению с АО. Единственным участником такого ООО также будет территориальная община.

Такое преобразование, по замыслу законодателя, призвано повысить прозрачность управления, улучшить корпоративное управление и потенциально облегчить привлечение финансирования.

КУ и КЗ: функционирование БЕЗ изменений

В отличие от КП и КНП, КУ и КЗ имеют другую правовую природу. Они не являются субъектами хозяйствования в традиционном понимании, основной целью их деятельности является не получение прибыли, а выполнение функций местного самоуправления, например, в сферах образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, предоставления административных услуг и тому подобное. Они финансируются из местных бюджетов.

ВАЖНО! Сейчас нет никаких законодательных инициатив или проектов, которые бы предусматривали обязательное преобразование КУ и КЗ в АО или ООО

Таким образом, их статус как неприбыльных учреждений, выполняющих социально важные функции, сохранится.

Причиной этого является то, что правовое регулирование деятельности КУ и КЗ осуществляется прежде всего БКУ*, а также профильными законами Украины (например, Законом № 2145**, Законом № 2801***, Законом № 2778**** и т. п.), а не ХКУ, регламентирующим отношения в сфере хозяйствования.

* Бюджетный кодекс Украины от 08.07.2010 № 2456-VI.

** Закон Украины "Об образовании" от 05.09.2017 № 2145-VIII.

*** Закон Украины "Основы законодательства Украины о здравоохранении" от 19.11.92 № 2801-ХІІ.

**** Закон Украины "О культуре" от 14.12.2010 № 2778-VI.

Итак, после 28 августа 2025 года:

- КП и КНП должны готовиться к реорганизации путем преобразования в АО или ООО;

- КУ и КЗ, в соответствии с нормами Закона № 4196, сохранят свой текущий статус и наименование. Их деятельность и в дальнейшем будет регулироваться специальными законами и нормами бюджетного законодательства.

Выводы

  • Отмена ХКУ является шагом к упрощению и унификации законодательства в сфере хозяйствования. Для ОМС, руководителей КП и КНП, а также для всех заинтересованных сторон, крайне важно:
    1) внимательно отслеживать изменения в законодательстве: законодательный процесс продолжается и новые нормы могут появляться в процессе;
    2) провести аудит имеющихся КП и КНП: оценить их организационно-правовой статус и определить оптимальный путь реорганизации (АО или ООО);
    3) начать подготовку к реорганизации: это будет включать формирование уставных документов, проведение регистрационных действий, определение особенностей дальнейших трудовых отношений.
  • КУ и КЗ пока не нужно совершать никаких действий по изменению наименования или организационно-правовой формы, однако им также следует быть в курсе общих законодательных изменений.
0
0
0
0
0
0
Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы уведомить нас об этом
Журнал «Бюджетна бухгалтерія»



Комментарии
0
Какая удача - вы можете стать первым, кто прокомментирует этот материал.
Оставить комментарий:
Для того, щоб роздрукувати текст необхідно авторизуватись або зареєструватись
Дякуємо, що читаєте нас Увійдіть і читайте далі