Информация по теме "" | Публикации по тегу
23.08.21
425 0
Распечатать
Избранное

Платные «культурные» услуги: порядок и условия предоставления

Учреждения и заведения культуры имеют право предоставлять достаточно большой перечень платных услуг. Как правильно ввести предоставление платных услуг в таких заведениях? Какие виды услуг разрешены к предоставлению? Как правильно рассчитать стоимость платных «культурных» услуг? Об этом и многом другом поговорим в нашей статье.

Принципы предоставления платных услуг

Прежде всего заведения культуры в своей деятельности руководствуются Законом о культуре1.

1 Закон Украины «О культуре» от 14.12.2010 г. № 2778-VI.

Выясним, о каких именно заведениях идет речь.

Так, существует базовая сеть заведений культуры общегосударственного и местного уровней (ст. 23 Закона о культуре).

Приведем их в таблице.

Виды заведений культуры

Общегосударственные

Местные

Государственные, в том числе национальные: библиотеки, музеи, архивы, галереи, заповедники, цирки, театры, филармонии, музыкальные коллективы и ансамбли, культурно-информационные и культурно-просветительские центры, учебные заведения культуры и искусства, киностудии, художественные галереи, выставки национального (общегосударственного) значения и т. п.

Коммунальные: библиотеки, музеи, галереи, заповедники, выставочные залы, театры, филармонии, концертные организации, художественные коллективы, кинотеатры, киновидеопрокатные предприятия, объединения, дворцы и дома культуры, прочие клубные заведения, заведения образования сферы культуры, художественные школы, студии, парки культуры и отдыха и т. п.

Источниками финансирования заведений культуры, в частности, являются средства:

• поступающие от предоставления платных услуг;

• полученные за работы (услуги), выполненные заведением культуры по заказу предприятий, учреждений, организаций и физических лиц (ч. 1 ст. 26 Закона о культуре).

Заметим: в случае получения средств от предоставления платных услуг бюджетные ассигнования государственных и коммунальных заведений культуры не уменьшаются. Виды платных услуг, разрешенных к предоставлению заведениям культуры, приведены в Перечне № 12712.

2 Перечень платных услуг, которые могут предоставляться государственными и коммунальными заведениями культуры, утвержденный постановлением КМУ от 12.12.2011 г. № 1271.

ВНИМАНИЕ!

Оказывать платные услуги, не предусмотренные в Перечне № 1271, заведения культуры не могут

Если же заведения культуры все-таки будут предоставлять платные услуги, которых нет в Перечне № 1271, то всю сумму полученных за них средств придется перечислить в бюджет. Разъяснение по этому поводу было предоставлено Госказначейской службой еще в письме от 14.10.2011 г. № 16-04/918-2970. Так, в этом письме специалисты Казначейства отметили: «в случае поступления на счет бюджетного учреждения средств от предоставления платных услуг, не предусмотренных перечнем разрешенных платных услуг, такие средства должны быть перечислены в доход того бюджета, за счет которого осуществляется содержание учреждения».

Такие средства подлежат направлению по коду классификации доходов бюджета 24060300 «Прочие поступления».

Что касается непосредственно порядка предоставления платных услуг заведениями культуры, то на сегодняшний день действует Порядок № 10043.

3 Порядок определения стоимости и предоставления платных услуг заведениями культуры, учрежденными на государственной и коммунальной форме собственности, утвержденный совместным приказом Минкультуры, Минфина и Минэкономики от 01.12.2015 г. № 1004/1113/1556.

Руководители государственных и коммунальных заведений культуры должны установить перечень платных услуг, предоставляемых конкретными заведениями культуры. В этом перечне должны быть: время, место, способ и порядок предоставления каждой из услуг, расчеты их стоимости и лица, ответственные за их предоставление.

При этом заведения культуры обязаны:

• бесплатно предоставлять заказчику полную, доступную и достоверную информацию о порядке и условиях предоставления конкретной платной услуги, ее стоимости, порядке и сроке оплаты;

• обнародовать информацию о стоимости услуг, действующую на дату предоставления услуги, с применением информационных средств (реклама, информационная доска, веб-сайт заведения и т. п.) (п. 4 разд. І Порядка № 1004).

ЦЕННЫЙ СОВЕТ

Если будете давать рекламу или оформлять заказ на информационную доску, не забудьте предусмотреть на это средства в смете по КЭКР 2240

Для упорядочения вопросов предоставления платных услуг коммунальными заведениями культуры ОМС целесообразно разработать и принять Положение о предоставлении платных услуг заведениями культуры, учрежденными на коммунальной форме собственности.

Документ разрабатывается на основании требований Порядка № 1004 и утверждается решением совета или исполнительного комитета.

Документальное оформление

Основанием для предоставления платных услуг заведениями культуры может быть заявление или договор.

Так, платные услуги предоставляются заведениями культуры (п. 5 Порядка № 1004):

• по письменному заявлению заказчика. В заявлении указывают срок предоставления платной услуги, вид платной услуги согласно Перечню № 1271, а также: для физических лиц — Ф. И. О., место жительства; для юридических лиц — наименование юридического лица и его местонахождение;

• в соответствии с договором, расчетным документом (кассовый чек, товарный чек, билет, талон, квитанция и т. п.), удостоверяющим стоимость понесенных в связи с предоставлением платной услуги расходов.

Кроме того, платные услуги заведениями культуры могут предоставляться по факту их оплаты.

Оплата услуги

В случае если в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами заказчик может осуществлять оплату услуги частями, в соответствующем договоре следует обусловить конкретные суммы и сроки оплаты.

Заметим: оплата услуги может производиться как в наличной, так и в безналичной форме.

В безналичной форме оплата может осуществляться путем предварительной оплаты через банк или отделение почтовой связи. При этом подтверждением оплаты услуг является платежный документ (квитанция, платежное поручение) с отметкой банка или отделения почтовой связи о перечислении средств.

Средства, полученные за предоставленные платные услуги, подлежат зачислению на специальные регистрационные счета соответствующего заведения культуры.

Расчет платных услуг

Размер платы за предоставление платных услуг устанавливается государственным и коммунальным заведением культуры ежегодно в национальной валюте Украины (ч. 1 ст. 26 Закона о культуре).

Расчет стоимости платных услуг заведения и учреждения культуры производят самостоятельно.

Это обусловлено тем, что свободные цены устанавливаются субъектом хозяйствования самостоятельно с согласия сторон на все товары, кроме тех, по которым осуществляется государственное регулирование цен. Указанное четко прописано в п. 1 ст. 11 Закона о ценах и ценообразовании4.

4 Закон Украины «О ценах и ценообразовании» от 21.06.2012 г. № 5007-VI.

Стоимость платной услуги устанавливают на основе экономически обоснованных расходов, связанных с ее предоставлением. Размер платы за предоставление конкретной услуги определяют на основании ее стоимости, которая рассчитывается на весь срок ее предоставления. Стоимость платных услуг определяется отдельно по каждому виду услуг, предоставляемых заведениями культуры.

ВНИМАНИЕ!

В стоимость платной услуги должны войти абсолютно все расходы, связанные с ее предоставлением

Не допустимо покрывать расходы специального фонда средствами общего фонда. Поэтому тщательно следите за тем, чтобы в стоимость платной услуги вошли все расходы, связанные непосредственно с ее предоставлением. Эти расходы должны быть покрыты за счет средств спецфонда.

Составляющими стоимости платной услуги являются:

• расходы на оплату труда работников, которые непосредственно предоставляют услуги;

• начисления на оплату труда таких работников;

• расходы и оплата услуг сторонних организаций, товары или услуги которых используются при предоставлении платных услуг;

• капитальные расходы;

• индексация заработной платы, другие расходы в соответствии с действующим законодательством.

Каждое заведение культуры имеет свои особенности, поэтому перечень статей калькуляции и состав затрат, входящих в такие калькуляционные статьи, каждое заведение устанавливает самостоятельно. Коротко рассмотрим каждую из составляющих.

Расходы на оплату труда

В расходы на оплату труда работников, привлеченных к предоставлению платной услуги, включают заработную плату и другие выплаты таким работникам. При этом следует исходить из размера их должностных окладов (ставок), а также учитывать все повышения, доплаты, надбавки и прочие выплаты обязательного характера.

Кроме того, при формировании расходов на оплату труда могут учитываться выплаты поощрительного характера, предусмотренные действующим законодательством и коллективными договорами.

Таким образом, в расходы на оплату труда штатных работников, привлеченных к предоставлению платной услуги, включаем как выплаты обязательного характера, так и поощрительные выплаты.

Но и это еще не все. Так, в стоимость платной «культурной» услуги могут включаться расходы на оплату труда лиц, которые не находятся в штате учреждения или заведения культуры, но привлечены к предоставлению платной услуги. Оплата труда таких лиц осуществляется на основании ГПД5 в тех же размерах и по тем же условиям оплаты труда, по которым проводится оплата труда соответствующих штатных работников.

5 ГПД — гражданско-правовой договор.

Оплату труда работников, привлеченных по ГПД к предоставлению платных услуг, осуществляют за фактически выполненный объем работ и период их выполнения, определенный в акте выполненных работ.

Также к предоставлению платных услуг могут привлекаться выдающиеся отечественные и иностранные деятели культуры. В таком случае оплату их труда осуществляют на основании отдельно заключенных ГПД.

Количество квалифицированных работников культуры, привлеченных к предоставлению платных услуг, с соответствующими размерами должностных окладов (тарифных ставок, ставок заработной платы), а также количество часов их работы определяют:

• исходя из общего объема выполняемых работ;

• в соответствии с утвержденными нормами нагрузки или времени, необходимого для выполнения тех или иных видов работ. Однако сейчас таких утвержденных норм не существует. Поэтому указанные показатели следует определять расчетно. Причем такие показатели обязательно должен утвердить своим приказом руководитель заведения культуры.

Кроме квалифицированных работников культуры, к предоставлению платных услуг могут привлекаться другие работники, обслуживающие процесс предоставления таких услуг.

В частности, ими могут быть экономисты, бухгалтеры, водители, уборщики и т. п.

Количество этих работников определяем с учетом всех функций и видов работ, непосредственно связанных с организацией предоставления каждой конкретной платной услуги.

Для определения количества таких работников можно воспользоваться утвержденными в установленном порядке штатными нормативами, предусмотренными для учреждений и заведений соответствующей сферы деятельности. Также можно использовать штатные расписания заведений культуры, утвержденные вышестоящим учреждением в установленном законодательством порядке (п. 3 Порядка № 1004).

Начисления на зарплату

Начисление на оплату труда ЕСВ осуществляется в размерах, предусмотренных действующим законодательством. На сегодняшний день — это 22 %. Для работников-инвалидов — 8,41 %.

Расходы на оплату услуг

К расходам на оплату услуг сторонних организаций, товары или услуги которых используются при предоставлении платных услуг, относятся материальные расходы. В частности, это могут быть расходы на:

• приобретение сырья, материалов, инвентаря, инструментов, запчастей, медикаментов, расходных материалов для компьютеров и оргтехники, канцелярских товаров, бланков и другой документации, используемых при предоставлении платной услуги, ГСМ, химикатов, белья;

• защитные устройства;

• приобретение сценической одежды и обуви, спецодежды и фурнитуры к ней;

• питание;

• проведение текущего ремонта, техосмотра и техобслуживания необоротных материальных активов, используемых для предоставления услуг;

• служебные командировки, связанные с предоставлением платных услуг;

• оплату услуг связи;

• средства сигнализации.

Остановимся подробнее на расходах на горючее. Так, здесь речь идет о ГСМ, используемых при предоставлении услуг. Эти расходы рассчитывают исходя из предельных норм потребления горючего при конкретных условиях эксплуатации автомобилей, их технических характеристик и продолжительности работы. При этом целесообразно учитывать требования Норм № 436. Именно такой подход предусмотрен п. 5 разд. II Порядка № 1004.

6 Нормы расходов топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденные приказом Минтранса от 10.02.98 г. № 43.

Впрочем, применение этих Норм не является обязательным для бюджетных учреждений. В свое время на это обращало внимание ГлавКРУ в письме от 11.08.2010 г. № 02-14/1232 (ср. USER_SHOW_ID). В этом разъяснении сделан акцент на том, что Нормы № 43 являются обязательными для применения только для предприятий, учреждений и организаций, входящих в сферу управления Минтранса.

Таким образом, учреждения и заведения культуры, как и остальные бюджетные учреждения, при списании ГСМ могут, но не обязаны, использовать Нормы № 43. В то же время если руководитель заведения культуры примет решение об использовании Норм № 43, это следует обязательно зафиксировать в приказе об организации бухгалтерского учета или же закрепить в отдельном приказе.

Расходы на оплату услуг сторонних юридических и физических лиц, привлеченных для предоставления платных услуг на должном уровне, включают оплату выполнения тех услуг или работ, которые не могут быть предоставлены или выполнены работниками заведений культуры.

О каких именно расходах идет речь? Это, в частности, могут быть расходы на оплату:

• банковских услуг (в том числе за наличное обслуживание);

• ветеринарных услуг;

• услуг по охране;

• установки пожарной и охранной сигнализации;

• юридических и информационных услуг;

• услуг по аренде;

• установки счетчиков и специального оборудования и их поверки (проверки);

• гарантийного и послегарантийного обслуживания;

• текущего ремонта, осуществляемого привлеченными юридическими лицами;

• установки и дальнейшего сопровождения программного обеспечения;

• услуг связи (в том числе мобильной);

• услуг интернет-провайдеров и т. п.

Кроме того, к этой категории расходов также относятся отчисления, исчисленные от общего размера расходов на оплату труда, но не включенные в начисления на зарплату. Например, это может быть отчисление профсоюзным организациям.

Также в эту категорию расходов включают плату за лицензии и разрешения, получение которых является необходимым условием для предоставления того или иного вида платных услуг.

В то же время не забываем о расходах на обязательный медицинский осмотр работников, мероприятия по охране труда и безопасности, охране окружающей природной среды, обязательное страхование транспортных средств и т. п.

Стоимость расходов на оплату услуг других организаций рассчитываем на основе установленных действующими нормативно-правовыми актами ставок или норм расходов. Если же прямой расчет невозможен, размер этих расходов определяем исходя из фактических расходов на единицу предоставленной аналогичной услуги, сложившихся в заведении культуры за прошлый отчетный период с учетом индекса инфляции.

Капитальные расходы

При определении стоимости платных услуг капитальные расходы следует учитывать в размере до 10 % стоимости соответствующей платной услуги. Таковым является предписание п. 6 разд. ІІ Порядка № 1004.

При этом в капитальные расходы включаем расходы на:

• приобретение или создание ОС, в частности, производственного оборудования, приборов, механизмов, сооружений, приобретение литературы, обновление библиотечных фондов;

• ремонт, реконструкцию и реставрацию помещений, зданий, сооружений, используемых в заведениях культуры (в т. ч. приобретение строительных материалов, изготовление проектно-сметной документации);

• приобретение программного обеспечения (в т. ч. с передачей прав на пользование), авторских и смежных прав.

ВАЖНО!

Включение в цену услуги рентабельности Порядком № 1004 не предусмотрено

Примеры расчета стоимости услуг

Перейдем от слов к делу. Предлагаем рассмотреть примеры расчетов для разных заведений культуры, а именно: для дома культуры и библиотеки.

Начнем с дома культуры.

Пример 1 (определение стоимости услуг дома культуры). Рассмотрим калькуляцию стоимости проведения концертов художественной самодеятельности в доме культуры. Покажем порядок расчета каждого из показателей по очереди.

Калькуляция стоимости за проведение концертов художественной самодеятельности дома культуры на 2021 год

№ п/п

Наименование статей расходов

Сумма, грн

1

Заработная плата основного персонала

245,86

2

Начисления на заработную плату

54,09

3

Материальные расходы

19,20

4

Накладные расходы

221,27

5

Капитальные расходы

54,04

Всего

594,46

Расчет к калькуляции за время проведения концерта художественной самодеятельности

п/п

Показатель

Расчет

Примечания

1

Заработная плата

6802 грн х 3 человека : 166 ч х 2 ч = 245,86 грн

6802 грн — должностной оклад работника дома культуры;

3 человека — количество работников, задействованных в предоставлении платной услуги;

166 ч — норма часов на 2021 год;

2 ч — время проведения мероприятия

2

Начисления на заработную плату

245,86 грн х 22 % = 54,09 грн

3

Материальные расходы

(100 х 0,112) + (120 грн : 1500 ст. х 100 л.) = 19,20 грн

0,112 грн — стоимость одного листа бумаги;

120 грн — стоимость заправки и чистки одного картриджа;

1500 ст. — норма заправки;

100 л. — количество листов бумаги, использованной во время мероприятия

4

Накладные расходы

245,86 грн х 0,90 = 221,27 грн

См. расчет коэффициента накладных расходов в таблице ниже

Всего

540,42 грн

Сумма показателей 1 — 4 (заработная плата, начисления на зарплату, материальные и накладные расходы)

5

Капитальные расходы

540,42 грн х 10 % = 54,04 грн

Расчет уровня накладных расходов

№ п/п

Показатель

Расчет

Примечания

1

Заработная плата вспомогательного и административно-управленческого персонала

(2029665,00 грн - 244872 грн) : 12 мес. =148732,75 грн

2029665,00 грн — годовой ФОТ7 заведения; 244872,00 грн — годовой ФОТ троих работников, привлеченных к предоставлению платной услуги

2

Начисления на заработную плату

148732,75 грн х 22 % = 32721,21 грн

3

Плата за услуги

817 грн

Согласно смете

4

Командировочные расходы

166 грн

Согласно смете

5

Приобретение предметов и материалов

1042 грн

Согласно смете

Всего

183478,96 грн

Сумма показателей 1 — 5 (заработная плата, начисления на зарплату, плата за услуги, командировочные расходы и приобретение предметов и материалов)

6

Коэффициент накладных расходов

1834378,96 грн : 2029665,00 грн = 0,90 грн

Уровень накладных расходов определяется в процентах к ФОТ основного персонала

7 ФОТ — фонд оплаты труда.

Стоимость проведения концерта художественной самодеятельности составляет 594,46 грн.

Пример 2 (определение стоимости услуг библиотеки). Рассмотрим расчет услуги по подготовке библиографических справок и услуги по оформлению электронных регистрационных документов пользователей библиотеки.

Виды таких услуг предусмотрены п. 14 Перечня № 1271.

Для расчета будем использовать условные данные по факту 2020 года.

Отношение основных составных элементов расходов к оплате труда основного персонала

Показатели

Фактические расходы, грн

общий фонд

специальный фонд

вместе

процент к оплате труда основного персонала

Оплата труда основного персонала (библиотекари)

1117321,00

3750,00

1121071,00

100,00

Оплата труда вспомогательного персонала (бухгалтерия, администратор, хозяйственный персонал)

581733,00

1952,00

583685,00

52,06

Приобретение материалов, оборудования и инвентаря

211064,00

1000,00

212064,00

18,92

Оплата услуг (кроме коммунальных)

95200,00

815,00

96015,00

8,56

Расходы на командировку

1874,00

145,00

2019,00

0,18

Оплата коммунальных услуг

354102,00

1080,00

355182,00

31,68

Далее произведем расчет продолжительности предоставления выбранных нами для примера видов платных услуг библиотеки с учетом Типовых норм времени8.

8 Типовые нормы времени на основные процессы библиотечной работы, утвержденные Минкультуры от 29.12.2008 г. № 1631/0/16-08.

Расчет продолжительности предоставления платных услуг посетителям заведения в соответствии с Типовыми нормами времени

№ п/п

Название платной услуги

Норма расходов времени

типовая норма, которая применяется

минут (всего и по составляющим)

1

Оформление электронных регистрационных документов взрослых читателей (первичное)

пп. 1 и 17 таблицы 5, п. 1 таблицы 7

13 (4 + 6 + 3)

2

Подготовка библиографической справки (по сложности):

2.1

незначительная сложность

пп. 1, 2, 3, 4, 14 таблицы 9

19 (3 + 3 + 10 + 2 + 1)

2.2

средняя сложность

пп. 1, 2, 3, 4, 14 таблицы 9

31 (3 + 3 + 20 + 3 + 2)

2.3

значительная сложность

пп. 1, 2, 3, 4, 14 таблицы 9

48 (3 + 3 + 35 + 5 + 2)

Далее произведем расчет стоимости определенных нами видов платных услуг. При этом исходим из того, что общая сумма заработной платы библиотекаря в месяц составляет 6000 грн. На основании имеющихся данных рассчитаем стоимость платных услуг. Расчет приведем в таблице.

Калькуляция стоимости услуг оформления электронных регистрационных документов взрослых читателей (первичное) и подготовки библиографических справок

Составляющие стоимости

Процент к оплате труда основного персонала

Оформление электронных регистрационных документов взрослых читателей (первичное), из расчета продолжительности в 13 мин

Подготовка библиографической справки (по сложности)

незначительная сложность, из расчета продолжительности в 19 мин

средняя сложность, из расчета продолжительности в 31 мин

значительная сложность, из расчета продолжительности в 48 мин

Оплата труда основного персонала*

100

8,13

11,88

19,38

30,00

Оплата труда вспомогательного персонала**

52,06

4,23

6,18

10,09

15,62

Всего оплата труда

12,36

18,06

29,47

45,62

Начисление ЕСВ (22 % от заработной платы)

Х

2,72

3,97

6,48

10,04

Приобретение материалов, оборудования и инвентаря

18,92

1,54

2,25

3,67

5,68

Оплата услуг (кроме коммунальных)

8,56

0,70

1,02

1,66

2,57

Расходы на командировку

0,18

0,01

0,02

0,03

0,05

Оплата коммунальных услуг

31,68

2,58

3,76

6,14

9,50

Всего текущие расходы

19,91

29,08

47,45

73,46

Капитальные расходы — 10 % от вышеперечисленных расходов

Х

1,99

2,91

4,75

7,35

Общая стоимость услуги

21,90

31,99

52,20

80,81

* Оплата труда основного персонала исчислена таким образом: 6000 грн : 4 недели : 40 ч : 60 мин х продолжительность предоставления платной услуги в мин.

** Другие составляющие рассчитаны в процентах к оплате труда основного персонала.

Таким образом, стоимость оформления электронных регистрационных документов взрослых читателей (первичное) составляет 21,90 грн.

Стоимость подготовки библиографической справки по сложности:

• незначительная — 31,99 грн;

• средняя — 52,20 грн;

• значительная — 80,81 грн.

Имейте в виду: приведенные примеры являются условными и каждое заведение культуры при расчете тех или иных платных услуг должно учитывать свои конкретные особенности.

Платные «культурные» услуги и НДС

Теперь выясним, какие услуги заведений культуры освобождаются от обложения НДС.

Перечень операций по поставке услуг, освобожденных от НДС, приведен в ст. 197 НКУ. Режим освобождения от налогообложения распространяется на операции по поставке услуг по воспитанию и обучению детей в домах культуры (п.п. 197.1.2 ст.197 НКУ). Также отдельно п.п. 197.1.20 НКУ освобождены от обложения НДС некоторые виды платных услуг, предоставляемых библиотеками.

Вот перечень таких «освобожденных» платных услуг:

• комплектование регистрационно-учетных документов (билетов, формуляров);

• предоставление в пользование редких, ценных справочников, книг (в том числе по ночному абонементу);

• тематический отбор литературы по запросу потребителя;

• предоставление тематических, адресно-библиографических и фактографических справок.

Но не все вышеприведенные платные услуги библиотек, освобожденные от обложения НДС, предусмотрены Перечнем № 1271.

Так, например, платные услуги по предоставлению в пользование редких, ценных справочников, книг (в том числе по ночному абонементу) в Перечне отсутствуют.

С учетом этого, доходы от платных услуг, освобожденные от обложения НДС, но не предусмотренные Перечнем № 1271, не являются собственными поступлениями бюджетного учреждения.

Как мы уже отмечали, в случае предоставления таких услуг доходы, полученные от их потребителей, придется перечислить в доход соответствующего бюджета.

ВЫВОДЫ

• Заведения культуры могут предоставлять лишь те виды платных услуг, которые предусмотрены в Перечне № 1271

• Для упорядочения вопросов предоставления платных услуг коммунальными заведениями культуры ОМС целесообразно разработать и принять Положение о предоставлении платных услуг

• Основанием для предоставления платных услуг заведениями культуры может быть заявление или договор

• Расчет стоимости платных услуг учреждения культуры проводят самостоятельно

• В стоимость платной услуги должны войти абсолютно все расходы, связанные с ее предоставлением

• Включение в цену услуги рентабельности действующим законодательством не предусмотрено

Станкус Татьяна

Бюджетная бухгалтерия, август, 2021/№ 32

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы уведомить нас об этом



Комментарии
0
Какая удача - вы можете стать первым, кто прокомментирует этот материал.
Оставить комментарий:
Для того, щоб роздрукувати текст необхідно авторизуватись або зареєструватись
Дякуємо, що читаєте нас Увійдіть і читайте далі